протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 февраля 2016

Фонограмма

2Тим.3,10-15

10А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

 

Лк.18,10-14

10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что? приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Вот уже третье воскресенье, когда Церковь, как мудрая воспитательница, готовит нас к замечательному, важному времени нашей церковной жизни – времени Великого Поста. Семь недель мы будем уделять особое внимание нашей духовной жизни, как бы отдавая это время как некую десятую часть всего года, отдавая Господу, посвящая главным образом свои силы, более чем в другое время, молитве, посту, посещению храма, чтению Евангелия, и всему, что с этим связано.

И вот начинается с сегодняшнего дня пение такой богослужебной книги, которая называется Триодь Постная, то есть чтение и пение текстов, готовящих нас к Великому Посту, и текстов, которые мы читаем в самый Великий Пост. И начинается с этой удивительной притчи. Хотя перед этим уже было два воскресенья, но само чтение и употребление этой книги, Постной Триоди, начинается именно в сегодняшний день. И начинается она такими словами: “Не помолимся фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя перед Богом, как мытарь в дни поста взывая: «Будь милостив, Боже к нам грешным!»”.

Надо вспомнить, что эта притча была сказана Господом, когда Он, как говорит евангелист, “сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу…”, и идет текст этой притчи. В самом деле, тексты к сегодняшнему дню нас наставляют именно в этом плане. И, например, в песне первой Канона на утрени такие слова: “От безрассудства тщетным становится всякое благо”, то есть от неразумного превозношения и осуждения, “от смирения же истребляется всякое зло; его и возлюбим, верные, гнушаясь искренне поведения тщеславного”. А другая песнь Канона, пятая, содержит такие важные наставления, потому что, в сущности, фарисей был действительно человеком праведным: и пост соблюдал, и милостыню, во всем поступал правильно и хорошо. “Фарисеевым добродетелям постараемся подражать, и ревновать смирению мытаря”, то есть подражать смирению мытаря, “ненавидя в них обоих недоброе: безрассудство и пагубу грехопадений”. Понятно, безрассудство, то есть неразумие, фарисея, и избегать пагубы грехопадений мытаря.

В сущности, вся эта притча говорит нам о самом главном и очень распространенном нашем недостатке, нашем грехе – грехе осуждения. Об этом речь идет. Потому что фарисей, всё бы хорошо было, но он, будучи сам праведным человеком, осуждал других. И этот грех очень тонкий, распространенный, потому что всякий раз, когда мы другого осуждаем, даже может быть справедливо осуждаем, а в глубине души мы-то про себя говорим, что “я-то не такой! Конечно, я знаю, что я грешный, и всё-всё-всё, но уж не такой, как вот этот, уж вот этого-то у меня нет”. И вот здесь как раз и призывается к тому, чтобы не превозноситься перед другими людьми вот таким осуждением.

Не превозноситься перед людьми неверующими, которые не постятся, в храм не ходят, и так далее. Почему? Потому что Господь нас через святых отцов многократно призывает известной формулой: чтобы мы ненавидели грех, но любили грешника. Как же такое – любить грешника? За что же его любить? И как можно любить грешного человека? Думаю, прежде всего, начать с того, что пожалеть о таком плачевном состоянии сердца любого человека, который грешит. Человек, который кого-то осуждает, делает жестокие поступки, стремится к богатству, власти и прочее-прочее, за счет других, состояние сердца такого человека крайне плачевное. И об этом прежде всего подумать. Мы везде видим, что Господь не осуждал таких людей, осуждал именно превозношение. Об этом нам важно подумать.

Это долгая и трудная работа – выдавливать из себя такого осуждающего фарисея. Но давайте в этот первый день уже приготовительных недель именно об этом и подумаем. Что Церковь нам дает такое задание: стараться всеми силами не осуждать других людей, смотреть на свои недостатки, а что касается других людей – то жалеть о печальном состоянии сердца человека, который покрывает себя грехами и этого даже не понимает.

Аминь!