1Кор.,6, 12-20
12Все мне позволительно, но не все
полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13Пища для чрева, и чрево для пищи;
но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа,
и Господь для тела.
14Бог воскресил Господа, воскресит
и нас силою Своею.
15Разве не знаете, что тела? ваши
суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их
членами блудницы? Да не будет!
16Или не знаете, что совокупляющийся
с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна
плоть.
17А соединяющийся с Господом есть
один дух с Господом.
18Бегайте блуда; всякий грех, какой
делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного
тела.
19Не знаете ли, что тела? ваши
суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и
вы не свои?
20Ибо вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть
Божии.
Лк.,15, 11-32
11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую
мне часть имения. И отец разделил им имение.
13По прошествии немногих дней
младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение
свое, живя распутно.
14Когда же он прожил всё, настал
великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и
пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля
свои пасти свиней;
16и он рад был наполнить чрево свое рожка?ми, которые
ели свиньи, но никто не давал ему.
17Придя же в себя, сказал: сколько
наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин
называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав,
пал ему на шею и целовал его.
21Сын же сказал ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22А отец сказал рабам своим: принесите
лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на
ноги;
23и приведите откормленного теленка, и заколите;
станем есть и веселиться!
24ибо этот сын мой был мертв и
ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25Старший же сын его был на поле;
и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27Он сказал ему: брат твой пришел,
и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28Он осердился и не хотел войти.
Отец же его, выйдя, звал его.
29Но он сказал в ответ отцу: вот,
я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но
ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями
моими;
30а когда этот сын твой, расточивший имение своё
с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31Он же сказал ему: сын мой! ты
всегда со мною, и всё мое твое,
32а о том надобно было радоваться и веселиться,
что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вот
еще одна подготовительная неделя ко времени Великого поста. Она так
и называется - «неделя о блудном сыне». Она содержит по крайней мере
три темы. И первая из них уже в самом названии – о блудном сыне. И это
одна из самых трогательных и великих притч, которые нам Господь дает
в Евангелии. В Цветной Триоди - богослужебной книге, в которой находятся
тексты песнопений, чтений Великого поста - есть трогательные слова,
трогательные тексты. Я вам несколько из них прочту. Они в таком русифицированном
переводе. «От Спасителя нашего, всякий день учащего из Писаний Собственным
гласом, услышим о блудном, и снова ставшем целомудренным, и с верою
будем подражать его доброму покаянию. К Зрящему все тайное со смиренным
сердцем воскликнем: «Согрешили мы пред Тобою, Отче милосердный, и не
бываем никогда достойны называться детьми Твоими, как прежде!» Но, как
по природе человеколюбивый, Ты Сам меня прими, и поступи со мною, как
с одним из наемников Твоих».
И вот другой текст, из девятой
Песни канона на утрени: «То веселие, что Ты, Благой, устроил некогда
ради добровольного возвращения сына блудного, сотвори его ныне и для
меня, несчастного, простирая мне священные Твои объятия, дабы я, спасшись,
воспевал Твое крайнее снисхождение». И вот еще один, последний: «Богатство
благодати, которое Ты мне дал, Спаситель, я, несчастный, без нужды удалившись,
попусту растратил, блудно пожив, и расточил демонам бедственно. Потому
меня, обращающегося, как блудного сына прими, Отче милосердный, и спаси».
Вот такие замечательные,
трогательные тексты. И понятно, что, конечно, эта притча, это состояние
относится к каждому из нас, в той или иной степени; но и не только,
но и ко всему, в общем-то, человечеству. И поэтому именно этой теме
и была посвящена недавняя историческая встреча Патриарха Кирилла и Папы
Франциска. Они опубликовали Совместное Заявление в 30 пунктах. Это была
действительно по-настоящему братская встреча, как и было сказано в первом
пункте – о том, как они встречали друг друга, без лишнего официоза,
именно по-братски. Не нужно думать, что это какое-то необычайное новшество.
Я очень хорошо помню, в начале 90-х годов на каком-то собрании, довольно
большом, я был, и Святейший Патриарх (Алексий II тогда был) выступал
с сообщением. И он сказал так, что во время безбожной власти западные
церкви нам очень помогали сохранять монастыри, храмы тем, что приезжали
делегации по нашему приглашению, всячески содействовали и т.д. И сейчас,
когда мы свободны, когда нас не гонят, что будет правильнее: сказать
нашим западным братьям, вы нам больше не нужны, мы сами без вас проживем?
Или сказать: вы наши братья и сестры? Я думаю, сказал Патриарх Алексий
II, правильно будет – сказать второе. И такой и была его политика, может
быть, более сдержанная. Но настал момент, когда действительно мир находится
на грани войны. И было бы странно, если бы христианские лидеры самых
больших Церквей остались бы в стороне от этого зловещего состояния.
И понятно,
что причины не только политические, экономические, но прежде всего нравственные
причины. Об этом Патриарх говорил и в этом Совместном Заявлении, и особенно
в одном интервью с одним американским корреспондентом (оно есть в интернете),
где он подчеркивал, что причина терроризма – это причина, в сущности,
философская. Потому что нередко в проповедях так настроенных священнослужителей
ислама звучат такие слова: вот вы видите, какой наш мир? Что мир (особенно,
западный) несет? Что мир лежит во зле, что это царство дьявола, что
надо его уничтожить. И когда ты идешь с поясом шахида, ты совершаешь
подвиг. Уничтожая этот мир, жертвуешь собой ради того, чтобы уничтожить
мир дьявола, и восстановить мир Божий. И поэтому, говорит Святейший
в этом интервью, что, в сущности, это безнравственное состояние западного,
в сущности, христианского мира, и нашего в том числе, оно является провоцирующим
началом для терроризма. Это, конечно, не значит, что это справедливо.
Но так или иначе, Святейший говорит об этом состоянии мира.
И понятно,
что притча нам говорит о том, как важно обратиться, как важно понять,
каких лишаемся мы драгоценностей жизни, жизни нашего духа, когда уходим
от Бога, уходим от церкви, подобно тому, как большинство мира и у нас,
и на Западе именно так и живет: как бы Бог уже и не нужен, как этому
младшему сыну, который говорит отцу, дай мне то, что мне полагается.
Мы имеем все богатства, мы имеем технологии, мы имеем все необходимое,
зачем нам еще какие-то сказки о божествах? Притча, конечно, еще говорит
и о милосердном Боге, Который встречает каждого человека, который обращается
к Нему, с великой радостью. Поэтому, я думаю, всему миру необходимо
всерьез подумать об этих обращениях, обращениях Глав самых крупных Церквей.
Но в притче
есть и третья тема – тема старшего сына, который остался, был всегда
отцу послушен, и все прочее. Но когда вернулся его брат, он отказался
даже идти на этот праздник. Возмутился: как такое? Отец так принял этого
сына своего, который растратил всю свою часть имения. И вот теперь,
вместо того, чтобы обличить его, поставить в число наемников, в общем,
ну уж как-то так его принять - это уж ладно. Но принимает его, устраивает
пир – это уже совершенно возмутительно, это недопустимо! Вот когда размышляешь
об этом другом сыне, который даже не признает его за брата. Отец ему
говорит: «Брат твой вернулся! Здоровым! Поэтому мы устроили этот праздник».
А он говорит: «Этот твой сын, который расточил твое имение, пришел,
а ты устроил праздник ему». И эта ситуация очень напоминает тех людей,
которые в интернете с критикой и сарказмом обрушиваются на эту встречу
и на слова Патриарха. Такое впечатление, что именно дух этого сына присутствует
в этих людях, которые не хотят знать, все для них неправильные. «Мы
только правильные, мы самые справедливые». И это тоже тема, которая
не только ведь в сегодняшнем чтении присутствует. Она была и в притче
о мытаре и фарисее. Вот эта жестокая праведность без любви. Вот эта
другая опасность, которая подстерегает человеческий дух. И поэтому нам
так важно: именно сохранять в любом положении прежде всего любовь, прежде
всего подражать Отцу в Его отношении к тем людям, которые обращаются
от своего падшего состояния.
Вот будем
и постом молиться именно о том, чтобы эти замечательные слова этого
Заявления, слова нашего Патриарха были услышаны, услышаны всеми людьми,
и действительно стали отправной точкой для изменений. Патриарх сказал,
чтобы избежать всего этого, нам всем надо измениться, измениться всему
миру. Вот важно подумать и каждому из нас, в своей части нашего человеческого
пути: где те точки, которые я тоже призван изменить? И время Великого
поста, как нельзя лучше, подходит для этих размышлений и дел.
Аминь.
|