протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 февраля 2016

Фонограмма

1Кор.,6, 12-20

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела? ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела? ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 

 

Лк.,15, 11-32

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожка?ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Вот еще одна подготовительная неделя ко времени Великого поста. Она так и называется - «неделя о блудном сыне». Она содержит по крайней мере три темы. И первая из них уже в самом названии – о блудном сыне. И это одна из самых трогательных и великих притч, которые нам Господь дает в Евангелии. В Цветной Триоди - богослужебной книге, в которой находятся тексты песнопений, чтений Великого поста - есть трогательные слова, трогательные тексты. Я вам несколько из них прочту. Они в таком русифицированном переводе. «От Спасителя нашего, всякий день учащего из Писаний Собственным гласом, услышим о блудном, и снова ставшем целомудренным, и с верою будем подражать его доброму покаянию. К Зрящему все тайное со смиренным сердцем воскликнем: «Согрешили мы пред Тобою, Отче милосердный, и не бываем никогда достойны называться детьми Твоими, как прежде!» Но, как по природе человеколюбивый, Ты Сам меня прими, и поступи со мною, как с одним из наемников Твоих».

 И вот другой текст, из девятой Песни канона на утрени: «То веселие, что Ты, Благой, устроил некогда ради добровольного возвращения сына блудного, сотвори его ныне и для меня, несчастного, простирая мне священные Твои объятия, дабы я, спасшись, воспевал Твое крайнее снисхождение». И вот еще один, последний: «Богатство благодати, которое Ты мне дал, Спаситель, я, несчастный, без нужды удалившись, попусту растратил, блудно пожив, и расточил демонам бедственно. Потому меня, обращающегося, как блудного сына прими, Отче милосердный, и спаси».

 Вот такие замечательные, трогательные тексты. И понятно, что, конечно, эта притча, это состояние относится к каждому из нас, в той или иной степени; но и не только, но и ко всему, в общем-то, человечеству. И поэтому именно этой теме и была посвящена недавняя историческая встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Они опубликовали Совместное Заявление в 30 пунктах. Это была действительно по-настоящему братская встреча, как и было сказано в первом пункте – о том, как они встречали друг друга, без лишнего официоза, именно по-братски. Не нужно думать, что это какое-то необычайное новшество. Я очень хорошо помню, в начале 90-х годов на каком-то собрании, довольно большом, я был, и Святейший Патриарх (Алексий II тогда был) выступал с сообщением. И он сказал так, что во время безбожной власти западные церкви нам очень помогали сохранять монастыри, храмы тем, что приезжали делегации по нашему приглашению, всячески содействовали и т.д. И сейчас, когда мы свободны, когда нас не гонят, что будет правильнее: сказать нашим западным братьям, вы нам больше не нужны, мы сами без вас проживем? Или сказать: вы наши братья и сестры? Я думаю, сказал Патриарх Алексий II, правильно будет – сказать второе. И такой и была его политика, может быть, более сдержанная. Но настал момент, когда действительно мир находится на грани войны. И было бы странно, если бы христианские лидеры самых больших Церквей остались бы в стороне от этого зловещего состояния.

И понятно, что причины не только политические, экономические, но прежде всего нравственные причины. Об этом Патриарх говорил и в этом Совместном Заявлении, и особенно в одном интервью с одним американским корреспондентом (оно есть в интернете), где он подчеркивал, что причина терроризма – это причина, в сущности, философская. Потому что нередко в проповедях так настроенных священнослужителей ислама звучат такие слова: вот вы видите, какой наш мир? Что мир (особенно, западный) несет? Что мир лежит во зле, что это царство дьявола, что надо его уничтожить. И когда ты идешь с поясом шахида, ты совершаешь подвиг. Уничтожая этот мир, жертвуешь собой ради того, чтобы уничтожить мир дьявола, и восстановить мир Божий. И поэтому, говорит Святейший в этом интервью, что, в сущности, это безнравственное состояние западного, в сущности, христианского мира, и нашего в том числе, оно является провоцирующим началом для терроризма. Это, конечно, не значит, что это справедливо. Но так или иначе, Святейший говорит об этом состоянии мира.

И понятно, что притча нам говорит о том, как важно обратиться, как важно понять, каких лишаемся мы драгоценностей жизни, жизни нашего духа, когда уходим от Бога, уходим от церкви, подобно тому, как большинство мира и у нас, и на Западе именно так и живет: как бы Бог уже и не нужен, как этому младшему сыну, который говорит отцу, дай мне то, что мне полагается. Мы имеем все богатства, мы имеем технологии, мы имеем все необходимое, зачем нам еще какие-то сказки о божествах? Притча, конечно, еще говорит и о милосердном Боге, Который встречает каждого человека, который обращается к Нему, с великой радостью. Поэтому, я думаю, всему миру необходимо всерьез подумать об этих обращениях, обращениях Глав самых крупных Церквей.

Но в притче есть и третья тема – тема старшего сына, который остался, был всегда отцу послушен, и все прочее. Но когда вернулся его брат, он отказался даже идти на этот праздник. Возмутился: как такое? Отец так принял этого сына своего, который растратил всю свою часть имения. И вот теперь, вместо того, чтобы обличить его, поставить в число наемников, в общем, ну уж как-то так его принять - это уж ладно. Но принимает его, устраивает пир – это уже совершенно возмутительно, это недопустимо! Вот когда размышляешь об этом другом сыне, который даже не признает его за брата. Отец ему говорит: «Брат твой вернулся! Здоровым! Поэтому мы устроили этот праздник». А он говорит: «Этот твой сын, который расточил твое имение, пришел, а ты устроил праздник ему». И эта ситуация очень напоминает тех людей, которые в интернете с критикой и сарказмом обрушиваются на эту встречу и на слова Патриарха. Такое впечатление, что именно дух этого сына присутствует в этих людях, которые не хотят знать, все для них неправильные. «Мы только правильные, мы самые справедливые». И это тоже тема, которая не только ведь в сегодняшнем чтении присутствует. Она была и в притче о мытаре и фарисее. Вот эта жестокая праведность без любви. Вот эта другая опасность, которая подстерегает человеческий дух. И поэтому нам так важно: именно сохранять в любом положении прежде всего любовь, прежде всего подражать Отцу в Его отношении к тем людям, которые обращаются от своего падшего состояния.

Вот будем и постом молиться именно о том, чтобы эти замечательные слова этого Заявления, слова нашего Патриарха были услышаны, услышаны всеми людьми, и действительно стали отправной точкой для изменений. Патриарх сказал, чтобы избежать всего этого, нам всем надо измениться, измениться всему миру. Вот важно подумать и каждому из нас, в своей части нашего человеческого пути: где те точки, которые я тоже призван изменить? И время Великого поста, как нельзя лучше, подходит для этих размышлений и дел. 

 

Аминь.