протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 марта 2016

Фонограмма

1 Кор.8,8-9,2

8Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9

1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

 

Мф.25,31-46

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му?ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня нам предлагается, в Неделю о Страшном суде, вот эта всем вам, конечно, прекрасно известная притча о страшном суде. Она настолько хорошо известна, что, наверное, даже нет необходимости ее пересказывать, но, однако, надо все-таки еще и еще раз сказать о том, что, как мы видим, Господь нас на этом Страшном суде не будет спрашивать о нашей вере, о нашем мировоззрении, как мы постились, и всё прочее. Неслучайно предваряется это всё чтением отрывка из Послания апостола Павла, которое говорит, что пища не приближает нас к Богу, что если едим – не приобретаем, не едим – ничего не теряем, не в смысле, конечно, приобретения белков и углеводов, а в смысле нравственного нашего состояния. Однако из этого, конечно, не следует делать вывод о том, что поститься не нужно, это не важно, и так далее. Нужно, потому что это как раз и воспитание нашего духа, воспитание воздержания, воспитание определенной дисциплины духовной. Но нужно помнить, что пост – не цель, а средство.

А вот цель наша, оказывается, совсем другая. Цель – быть любящими. Цель – быть милосердными. И Господь спрашивает нас о том – пожалели ли мы тех, кто был рядом с нами? Как мы относились к тем людям, которых мы встретили на своем жизненном пути? И те, кто пожалел (голодного накормил, раздетого одел, больного посетил – тут можно это продолжить, необязательно, чтобы Господь сказал о всех деталях нашей жизни. Понятно, что каждый человек ожидает от нас поддержки, утешения. Как психологи говорят – чтобы мы в общении повышали нравственную оценку человека, относились с уважением: так, как Господь говорит “как хотите, чтобы к вам относились, так и вы относитесь к людям”). И вот если это мы сумели сделать, то уже Господь ни о чем другом не спрашивает. И мы видим, что те, кто сумел на земле любить, тот открыт и для того, чтобы вместить и Божью любовь будущего века. Кто не сумел – тот, соответственно, не может.

И мы видим, что, в то же время, важно, чтобы это было частью нашей натуры, нашего сердца. Митрополит Антоний Сурожский так сурово говорит о том, что мы не спасемся, если будем понуждать себя, с натугой делать добрые дела. Не хочется, а вот мы превозмогли, посетили, и так далее. Это должно быть именно плоть и кровь, чтобы было естественным движением нашей души. И мы должны делая даже что-то всегда себя все-таки спрашивать – поступаем ли мы по движению души или только по долгу? Надо исполнить, и вот мы это исполняем. Если только по долгу, то мы еще далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царствия.

Но это не означает, что если в сердце моем нет этого движения и я пока еще не стал таким вот любящим от души, это не стало еще моим естественным движением – что надо поставить на мне крест, всё, значит, ничего не получится. Конечно, ясно, что мы должны этому учиться. И вот всё остальное, что мы в церкви слышим, получаем, призываемся, всё остальное это именно учит нас вот этому. Многие святые отцы говорят о том, что необходимо поступать с каждым человеком так, как если бы ты его любил. Понуждать себя. Это действительно школа. И то, о чем говорит митрополит Антоний – чтобы это шло от души – это цель, мы к этому должны приближаться, но как всему, мы должны учиться.

Конечно, мы понимаем, что очень многое зависит от натуры человека, как говорят, от его генетики. Понятно, что дети рождаются разные. Одни очень легко доброе воспринимают, другие наоборот, и так далее. И, конечно, это всё является результатом той обстановки, той среды, в которой они росли, как их воспитывали. Из жестокой среды, например, из гетто нью-йоркского, где враждуют между собой разные банды молодежные, и так далее – конечно, очень трудно выйти человеку добродетельному. И, как правило, этого, к сожалению, не происходит. Происходит наследование этого бандитизма и всего прочего. Дурные сообщества развращают добрые нравы.

И, к сожалению, огромное воздействие на будущее человека оказывает не только воспитание, но даже период внутриутробного развития. В каких условиях находится мать, в каких условиях происходило зачатие, и прочее – всё это накладывает отпечаток на будущее человека, на его способность быть добрым или злым. Поэтому огромная ответственность и родителей, огромная ответственность всех тех, кто вообще встречается на пути.

… (пропуск записи)

… И другие, о которых Господь говорит, другие люди, которые идут вместо вечной жизни, в противоположную сторону, в огонь вечный, как говорится в этой притче. По-видимому, за этим стоят муки совести, муки напрасно прожитой жизни. Потому что, на самом деле, цель человека заключается в том, чтобы тот образ и подобие, которое есть в каждом из нас, чтобы прийти к источнику этого образа и подобия, чтобы прийти к Богу. И мы действительно приходим к Нему, как к источнику радости, красоты, счастья. Мы видим ростки этого и в нашей жизни уже здесь – в красоте природы, в прекрасных плодах творчества человека, в любви, дружбе, самопожертвовании: во всем том, что человек реализует, имея в себе этот образ и подобие Божие. И поэтому цель человека действительно в этом – подняться к этому, как к своему высшему счастью, завершение которого происходит, конечно, не только здесь на земле, мы только здесь начинаем этот свой путь, а уже происходит в будущей нашей жизни.

И вот такие люди, которые не имели жалости к окружающим, не замечали их, жили только для себя, конечно, такие люди этот дар жизни проводят напрасно, не используя его на то, чтобы приближаться к Богу. И, конечно, для человека вопрос встает – как достичь Бога? И эта притча нам отвечает, что прежде чем достичь Бога, мы должны поставить вопрос – как мы относимся к ближнему? Именно, если сердце наше пугается от одной мысли, что нас кто-то о чем-то попросит, какой-то помощи, то, конечно, с нами дело обстоит неважно. И поэтому мы не можем в таком состоянии нашей жизни, нашего сердца искать близости Божией.

И поэтому нам необходимо учиться. Мы и есть ученики Христа, учиться иметь сердце живое. Ветхий Завет нам дает эти ступени. В Ветхом Завете говорится: “Не делай другому того, чего не хочешь себе”, как бы такое негативное. Детям прежде всего об этом надо говорить. А уже следующий этап: “Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. И, конечно, наша задача – этому всему учиться.

И тогда, действительно, мы будем очищать этим свое сердце. Очищать сердце, которое, согласно слову Господа: блаженны, счастливы чистые сердцем, потому что именно это и позволит им увидеть Бога.

Аминь.