протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
13 марта 2016

Фонограмма

Рим., 13, 11- 14, 4

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои?т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

 

Мф.,6, 14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Все мы знаем, что самое главное в христианстве – это вера в воскресение Господа Иисуса Христа. Это событие, которое изменило всю историю человечества, так как изменился взгляд человека на самого себя. Мы, веруем в воскресение, зная о том, что именно это событие изменило историю человечества, именно это событие окончательно убедило апостолов, что Иисус не просто замечательный, хороший человек, который пострадал за свои убеждения, а воистину Сын Божий. И это изменило взгляд человека на самого себя, что человек не жалкое существо, которое призвано прожить какое-то небольшое количество лет на земле и исчезнуть; или, в крайнем случае, согласно воззрениям древних, дух его уходит в какое-то подземелье, в шеол, и он там влачит какое-то жалкое существование. А христианство – это утверждение того, что человека ожидает радость вечной жизни со Христом. Отрывок, который читается, из Послания к Римлянам, во время совершения таинства крещения содержит такие слова: «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».

И еще одно, что важно сказать, напомнить то, что иногда забывается, полагая, что христианство принесло какие-то добрые отношения. Но что это уже в прошлом, это не так важно и т.д. Христианство принесло в мир представление о ценности каждой человеческой личности. Потому что даже в самых лучших проявлениях языческой культуры, философии, скажем, в произведениях Платона о будущем таком идеальном устройстве всякие тяжелые грязные работы были уделом рабов. А рабы, в общем-то, даже за людей не считались. Это так что-то такое, говорящее орудие, говорящее животное. И христианство на этом фоне, несмотря на демократию и все прочее, за что воздают должное античной древности в наше время; но представление о равенстве каждого человека, о ценности каждого человека вошло именно с христианством. Только христианство устами апостола Павла говорит, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, а все и во всем Христос». Достоинство человека поднимается на необычайно высокий уровень. Пастырь оставляет 99 овец, идет, ищет одну заблудшую. И ей радуется одной, более, чем 99, которые находятся в порядке. Он не рассуждает, как, допустим, обычный хозяин: «Ну, одна потерялась, ну, бывает – усушка, утруска, зато 99 осталось». Нет, идет за каждой! Так что мы видим, что каждый человек дорог для Господа. Каждый человек – будь он гениальный или очень простой или даже болезненный. Будь он знатного происхождения или самого простого. Будь он, занимающий высокое положение, или простой работник. Все равно, каждый человек драгоценен. Как бесконечно велико достоинство человека! Сын Божий, Слово, рожденное от Отца, Которое творит весь мир, бесконечные пространства, галактики, миллионы световых лет отделяют нас от новых, открытых атмосферных явлений в галактике – все это воплотилось в человека. Вот так велико достоинство человека! Сын Божий становится Человеком.

И обо всем этом нам говорит Пасха Христова. И чтобы осознать нам все это до конца, нам и дано это время Великого поста. Как мы слышим в сегодняшнем апостольском чтении: «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Многие люди именно постом переступают порог церкви – кто-то впервые, кто-то во второй-третий раз в своей жизни, но делают этот шаг. И важно, чтобы этот шаг не был последним, не был случайностью, порывом какого-то отчаяния или умиления. А был бы действительно началом пути. «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». Пост – время обновления, очищения, когда мы отказываемся от каких-то видов пищи, отказываемся от лишней траты времени на приготовление и прочее. Готовы довольствоваться скромной пищей, которая и меньше занимает и средств, и меньше, самое главное, занимает времени на ее приготовление. Отказываемся, по возможности, от всякого рода развлечений, телевизора и т.д. Потому что современная культура, цивилизация заполнена всем этим постоянным развлечением. 120 или даже больше программ! «Крути, верти», - как поется в известной песне. Все время поставляется нам какое-то развлечение, так что задуматься некогда.

Мы приходим в храм больные душой. Несем камни нашего несовершенства, обид, несложившейся жизни, грехов, лени, уныния, озлобления, зависти, непрощения и всего прочего. Сколько раз пытались мы от этого всего освободиться, но понимаем, что это все как-то бесполезно. Вновь и вновь это овладевает нашим сердцем, потому что своими силами человек это сделать не может. Это очень похоже на то, как в группах АА, Анонимных Алкоголиков (движении, которое насчитывает уже более 70 лет), приходят люди, получают исцеление те, которые приходят с сознанием того, что они сами не в силах с этим справиться, им необходима помощь свыше. У них такое туманное определение: Высшая Сила, как мы Ее понимаем. Нас, конечно, может это коробить, с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что это открывает двери для людей самых разных взглядов, и, может быть, даже далеких от христианской веры. Тем не менее, это осознание своего бессилия и создает эту почву, из которой может вырасти победа над этой зависимостью: алкогольной или наркотической и т.д.

Мы все, люди, чувствуем несовершенство каждого из нас. Чувствуем противоречивость и такую безалаберность всей нашей натуры. Адамово изгнание, которое вспоминается в сегодняшний день, – это обще состояние каждого из нас, в большей или меньшей мере. И это Адамово изгнание, если мы вспомним третью главу Книги Бытия, оно сразу приводит к такой реакции очень детской, но очень распространенной, когда Бог спрашивает Адама: «Не ел ли ты плода от того дерева, которое Я тебе запретил вкушать?» А Адам что отвечает? Он не пользуется поводом для раскаяния. А говорит: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне, и я ел». То есть, Ты же Сам и виноват. И как это характерно для каждого человека, для всех народов – искать причины своих собственных грехов, ошибок и заблуждений в других - кто-то виноват: те или иные народы, те или иные национальности, папа, мама плохо воспитали и т.д. «Вот я на сеансе у психотерапевта вспомнила, что мама мне когда-то сказала то-то и то-то, и вот поэтому я не вышла замуж», и прочее, прочее. Хотя на самом деле опыт тех же психотерапевтов показывает, что иногда эти воспоминания не соответствуют действительности. Это фантазии на почве детских всяких странных воспоминаний. Кроме этого, часто еще и такое оправдание: «А вот другие поступают так же или еще хуже. Так что, ничего страшного. Я, в конце концов, не хуже других». А вот Господь – единственные врата чистоты и света, источник благодати, Который как раз и помогает нам невидимым образом освобождаться от этих зависимостей.

Но, чтобы принять ее, эту пасхальную благодать, надо готовиться. И вот сейчас наступает замечательное время Поста, который предваряет радость Воскресения! Погружение в опыт и жизнь Церкви. Покаяние, воздержание, прощение. Вот, что нам предлагается в это время. И как мы можем говорить: «Господи, изгладь, вычеркни из моей жизни, из моей биографии те или иные преступления, те или иные мои неблаговидные поступки, стыдные и прочее», а в нашем сердце будет злоба, ненависть, осуждение и прочее по отношению к другим? Поэтому и говорит нам сегодняшнее Евангелие очень простые слова: «Если простите тем, кто согрешил против вас, то и Господь простит вам согрешения ваши». Наше прощение – это, конечно, орудие приобретения прощения для нас. Нередко спрашивают, что «простить – это означает, наверное, забыть?» Думаю, что это не так. Простить – означает очень просто, как один батюшка, очень простой, говорил: «Зла ни на кого не имеешь? Иди, причащайся». Действительно, не иметь зла. Потому что часто какие-то вещи забыть невозможно. А, может быть, и не нужно. Если человек, приглашенный в гости, устроил какой-то скандал и прочее, то в следующий раз мы уже подумаем, приглашать или не приглашать. Мы можем не иметь против него зла. Но, во всяком случае, остережемся или как-то попытаемся нейтрализовать его агрессию. Потому что каждый человек виноват перед другими. Родители перед детьми - всегда у родителей есть какие-то ошибки в воспитании. Идеальных родителей нет, все мы не без греха. Дети виноваты перед родителями. Соседи перед соседями. Знакомые перед знакомыми. Даже члены одного прихода какие-то имеют недовольства друг другом. И вот это нам и надо прощать. Поэтому оставим в сегодняшний день обиды, все злое, что есть в нашем сердце, за порогом начала Великого поста. Се ныне время, благоприятное. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», - поем мы замечательное песнопение на каждой Всенощной, на которой, к сожалению, бывает как-то очень немного людей, поэтому многие даже не слышали это замечательное песнопение на замечательную музыку нашего композитора Веделя. Так что всех непременно прошу приходить в субботу вечером. В 6 часов Всенощная перед каждым воскресным днем. Замечательное песнопение, которое как раз открывает наши сердца для благодати Божией, дарующей нам покаяние.

Здесь нельзя не вспомнить слова Иоанна Кронштадского о том, что Господь часто прикрывает нам все безобразие наших грехов, потому что сердце наше не в состоянии его увидеть в подлинном свете. И поэтому мы видим как бы так за некой кисеей. Потому что мы не в состоянии это принять, впадем в еще большее уныние. А вот, когда мы сможем видеть, значит, мы уже сможем и преодолеть. И поэтому будем просить: «Господи, Ты пришел, чтобы ни один человек не погиб, но имел жизнь вечную. Измени и наши сердца, чтобы они открылись навстречу Твоей исцеляющей благодати». 

Аминь.