протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
27 марта 2016

Фонограмма

Евр, 1, 10 - 2,3

10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

 

М1.,2, 1-12

1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 В прошлое воскресение мы с вами праздновали Торжество Православия, торжество восстановления иконопочитания. Почему для нас это было так важно, это предваряло начало Великого поста? Христианство важно и величественно именно тем, что говорит о том, что эта дистанция между Богом, Творцом, и человеком, творением, с приходом Христа значительно сократилась. Бог - не какой-то недоступный, далекий правитель, громовержец. Это Тот, Кто пришел к нам – «Бог Господь и явился нам».

 И сегодняшнее воскресение тоже говорит нам о, казалось бы, сложной такой богословской концепции – о нетварности Фаворского света. На самом деле речь идет о том, что почитание святых икон утверждает человечество Христа, утверждает в Нем соединение божественной и человеческой природы. Именно из-за второго, то есть человеческой природы Спасителя, мы и можем, имеем полное право Его изображать; что это не будет соблазном, как в Ветхом Завете, когда начинают поклоняться собственно изображению, забывая о том, Кому оно посвящено. А это именно меняет человеческие отношения с Богом. Можно изображать, потому что Сам Господь приблизился вот так к нам, стал видим для нас.

И сегодняшний день почитания Григория Паламы, этого учения о нетварности Фаворского света, тоже говорит нам о том, что Бог являлся пустынникам, являлся молитвенникам, молчальникам, которые несли монашеский подвиг, в виде некоторого такого озарения. И это озарение было нетварное. Это не поток фотонов, нейтронов и т.д., а это действительно энергия Божия, которая являет Самого Господа. И поэтому сегодняшнее апостольское и евангельское чтения говорят об этом же. В апостольском чтении говорилось о том, что если закон, данный через Ангелов, был так тверд и важен; тем более те слова, которые даются через Сына Божия, для нас важны. А евангельское чтение говорит нам о том, что то, что мог делать только один Бог – прощать грехи, это прощение приходит и в Сыне Божием, Иисусе Христе. И поэтому Господь так и говорит: «Что легче? Сказать человеку: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю: встань, возьми постель и иди в дом свой».

Это понятно, потому что сказать: прощаются грехи, - это некое невидимое действие. Как его подтвердить: прощаются они или не прощаются? А вот действительно этим великим исцелением – «возьми постель твою, встань и иди» – как бы подтверждающее, что Сын Человеческий имеет эту власть, то есть имеет в Себе эту божественную природу, вот это для нас так важно. Тот опыт, в котором люди получают благодать Божию, это тоже есть само прикосновение Божьей природы к тому, кто устремляется к Богу. И в нашей жизни тоже были такие касания нас. Может быть, это были какие-то минуты, иди даже секунды нашей жизни, когда вдруг все приоткрывалось, весь мир как бы наполнялся смыслом и содержанием. Короткие мгновения, которые нам говорят об этом будущем мире, и которые говорят о том, что Бог действительно есть, и Он касается нашего сердца, всего нашего существа.

Поэтому нам так важно осознавать это в нашей жизни, особенно в период Великого поста. Потому что мы, как правило, окружены все время постоянным шумом. Шумом не только на улице, машин и т.д., но шумом постоянной информации, телевидения, радио. 120 программ, Интернет сейчас добавился и все прочее. Поэтому нам так важно где-то уйти от этого мира хотя бы на несколько мгновений в течение дня в себя, в свое сердце, ибо там мы встречаем Бога, в глубине нашего сердца получаем осознание того, что происходит вокруг. Бог говорит в молчании. И вам я должен сказать, что тому есть удивительные примеры в жизни, непохожей на нашу. Я имею в виду жизнь людей, которые совершили тяжкие преступления, оказались в тюрьме в заключении. И там многие из них слышали вдруг, что Господь действительно говорит с ними. Те люди, которые задумываются: почему я это сделал? Я уже вам рассказывал это, но рискуя повториться, тем не менее напомню об этом. Один заключенный, с которым я давно уже переписываюсь (сейчас поеду навещать этих заключенных под Салехардом), он написал, как он пережил обращение. Он был атеистом (не буду рассказывать подробности), но когда он оказался в камере смертников в ожидании исполнения приговора, то он стал взывать: «Господи, если Ты есть, почему я оказался в камере смертников? Что меня привело?» И вдруг он услышал, что ему как бы некий голос стал говорить. И он говорит, что «я как человек опытный, следователь, могу отличить, что человек может сказать сам, а что он сам сказать никак не может. И то, что я услышал, это было явно не от меня. И мне был голос: «в мире есть добро и зло. Ты выбрал зло, поэтому ты здесь и оказался. Ты был свободен в своем выборе, Я тебе дал свободу, но ты выбрал зло». Тогда я стал говорить: зачем мне эта свобода, не нужна мне такая свобода, если она привела меня в камеру смертников. И слышу голос, который мне говорит: «А без свободы ты не был бы счастлив». Вот это уж никак не мог он сам придумать, И с этого началось его обращение. Потом я его крестил. И так многие из них, удивительно, - некоторые из них – руководители банд, десятки убийств и прочее, прочее. И вдруг этот человек пишет о том, что «я благодарю Бога, что оказался в тюрьме, иначе бы я на свободе, занимаясь тем, чем я занимался (в начале 90-х), я никогда бы не повернулся к Богу. А, оказавшись в уединении, в тишине сердца, там я встретил Господа».

Нам необязательно, конечно, в такие условия попадать, поэтому нам так важно ценить возможность уединения, размышления. И не столько молитвы, когда мы что-то говорим или читаем, а именно подумать о чем-то. Отец Александр Мень горячо рекомендует: каждый день, хотя бы 10 минут уделять молитвенному размышлению, утром и вечером. На самом деле это безумно трудно! Потому что выбрать 10 минут, чтобы размышлять над какой-то фразой. А какую фразу? Да, любую: из молитвы или из Евангелия. И над ней поразмышлять, увидеть, какая это драгоценность, как это важно, как действительно это нас обогащает. Потому что в тишине, в глубине сердца – именно там мы встречаемся с Богом.

Давайте об этом помнить и стараться оставшееся время (довольно значительное) Великого поста стараться все-таки практиковать такие внутренние, углубленные размышления. 

Аминь.