протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 апреля 2016

Фонограмма

Евр.4,14-5,6

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

 

Мк.8,34-9,1

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В этот день Крестопоклонной недели в середину храма выносится Крест, и мы поем с вами песнопение: “Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим”. И мы действительно видим, что крест – это центр евангельской вести, центр нашей жизни. Казалось бы, парадокс: Евангелие – радостная весть, а вот в центре – крест, страдание.

Когда мы принимали Крещение (кто во взрослом состоянии, это помнит, наверное; кто в младенчестве – конечно, нет, но всегда это можно вспомнить, потому что Последование Крещения оно не секретно, каждый может его прочесть). Там есть такое замечательное место, когда, перед прочтением Символа веры, священник спрашивает крещаемого: “Веруеши ли Ему (то есть Христу)?”. И крещаемый должен отвечать: “Верую Ему, яко Царю и Богу”. Вот это очень важные слова, потому что мы говорим о том, что не только признаем божество Господа, но и то, что вот в этом нашем мире и в истории вот Он-то и есть единственный Царь. Что все остальные – это временные должности, такие заместители. А вот Он есть единственный Царь, и именно Ему мы призваны в этом мире подчиняться, именно Он наш главный, именно за Ним в этой жизни мы идем.

Апостол Павел в одном из Посланий пишет, что “мы исповедуем Христа распятого, Иудеям соблазн, Еллинам безумие” (1Кор.1.23). То есть для Иудеев, которые ожидают Мессию, соблазн. Точнее, там стоит слово «скандал» – что-то невероятное, что-то совершенно не соответствующее тому, что они себе представляли. А для Еллинов, то есть, для язычников, греков, создавших замечательную культуру, Парфенон, и всё прочее – это безумие: “Как? верить в распятого человека, про которого говорят, что он, якобы, воскрес, но это еще неизвестно что там за этим было. Это полное безумие! Есть красота, есть радости жизни – вот так надо жить!”

А Павел говорит: “Мы исповедуем Христа распятого”, для самих верующих “Божию силу и Божию премудрость”. В чем же сила? Сила, конечно, прежде всего в победе над смертью, в Воскресении. Но не только! А сила в том, что именно этот путь созидает мир. Все остальные пути мир разрушают, приводят к бесконечным войнам, разрушениям, нестроениям, и так далее, и так далее.

“И Божия премудрость”, то есть, человек ищет смысла жизни прежде всего. И самое трудное для человека, когда он этот смысл по тем или иным обстоятельствам либо не находит, либо утрачивает, теряет смысл жизни. А вот Господь говорит: да! смысл-то жизни в этом служении. Как Он и говорит в сегодняшнем Евангелии: “Кто хочет идти за Мною (то есть, признает Меня Царем, хочет идти в этом Моем Царстве), отвергнись себя (то есть, своих представлений, своих оценок), а возьми крест свой, и иди”. Я думаю, что крест – это не только какой-то тот или иной пункт нашей жизни, а крест – именно христианская жизнь. Именно взять на себя служение, идти путем служения. Не себе, а Богу и ближним. Вот именно в этом и состоит крест. Он может иметь самые разные формы, но именно в этом крест. Премудрость – это путь креста, путь к Богу, потому что и Бог отдает Себя. Вся природа и весь окружающий мир, он отдает себя человеку. Для его поддержки, для поддержки его биологической жизни, и так далее, и вот именно это созидание жизни вокруг и есть путь к Богу.

Когда мы говорим “взять крест” – это не только терпеливо нести наши немощи, какие-то болезни, страдания, потому что это всё вещи, которые мы не выбираем, нам они даются. Конечно, можно по-разному к ним относиться: либо принимать и терпеливо нести, либо роптать, обвинять, злиться, и так далее, обвинять весь мир, родителей, окружающих, Бога, и так далее. И, думаю, “взять крест” – это именно взять служение, то, которое мы можем и не брать. Это именно помощь ближним, ответственная работа, созидание, честное, добросовестное исполнение своих обязанностей. Ведь именно этим христиане и убедили языческий мир, что христианство это истина. Потому что они были самыми лучшими воинами, чиновниками, служителями, и так далее. И к этому призваны христиане всегда, во всех исторических ситуациях.

И вот я думаю, что вот эта решимость избрать жизнь как служение, самые разные служения – так же можно помогать ближним, и своим родным, но не так, раздраженно, что “вот я тебе, а ты мне, неблагодарный…”, а благоразумно. Интересно, что молитва сразу после освящения Святых Даров на литургии говорит: “Да будет Причащение сие в отрезвение души”, то есть трезвое отношение к жизни, ко всем обстоятельствам. Трезвость – это, думаю, синоним мудрости, когда человек, как сейчас говорят, “без фанатизма” какое-то дело совершает, трезво, спокойно, разумно. Это как бы первое, что мы говорим, когда соединяемся со Христом в таинстве Причащения.

“В отрезвение души”, “в прощение грехов”, то есть, чтобы мы трезво подходили к жизни, чтобы действительно Господь в этом таинстве прощал нам наши ошибки, недостатки, которые мы на своем пути совершаем. “Во исполнение Царства Небесного”, то есть полнота Царства Небесного. И сегодняшний отрывок, как вы помните, заканчивается словами, что, “есть некоторые стоящие здесь, слушающие Господа, которые уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе”. За этим следует рассказ о Преображении Господа, которое увидели трое из Его учеников. Конечно, это было самым ярким проявлением вот этого Царствия Божия, будущей славы Христа, будущей жизни.

Но не только это. Я должен сказать, что я на этой неделе, с понедельника по четверг включительно был в таком маленьком поселке Харп, на Полярном круге, километров 60 от Салехарда. Там есть исправительное учреждение, исправительная колония, 18-тый номер, где около 600 людей, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Я из них посетил (кто из них пожелал, и сколько времени хватило) 46 человек, причем их выводят только по-одному. На каждого 20-30 минут: исповедовать, причастить. Причем всё это в условиях таких жестких. Я в комнате, в комнате в уголке клеточка 50х50 см, из арматуры сделанная. Его приводят в наручниках, заводят туда, запирают на 2 оборота, и он высовывает через решеточку руки, с него снимают наручники, и тогда уже мы с ним беседуем. И исповедую, и причащаю, через решеточку просовываю епитрахиль, причастие, и так далее. Но что делать?

Но знаете, это всё люди, которые в общем-то говорят, что рады тому, что они стали верующими. Многие из них говорят, что “я благодарю, что оказался в тюрьме, потому что, если бы я оставался на свободе, так бы грабил и убивал всю жизнь. А вот теперь я остановился, я теперь здесь”. И вот это чувство радости этих людей, от того, что они могут исповедоваться, причаститься… Некоторые из них первый раз в жизни. И видно, что это и есть Царство Божие, пришедшее в силе. Конечно, не в таком объеме, как на горе Преображения, но, тем не менее, люди, которые находятся в таких трудных, жестких условиях, которые отрезаны целиком от жизни. Они всегда так счастливы, когда они с кем-то переписываются, с воли приходит им какой-то сигнал. Но, слава Богу, что у них есть Библия, Евангелие, книги духовные, они всё это могут читать. Все эти люди энергичные (разные, конечно, там есть), многие сироты, из детдома, пьющие родители, и так далее, поэтому такими выросли. Но в основном это люди такие энергичные, деятельные, как говорится, “хорошие ребята”. Но я понимаю, что это так, когда я встречаюсь с ним через решетку. Когда бы встретился с ним где-нибудь в темном переулке, то эти ребята показали бы, какие они хорошие, это всё понятно.

И, тем не менее, они совершенно искренне радуются тому, что они уверовали. Вот это действительно действие Духа в таких, казалось бы, закрытых, пропащих сердцах. Так что это и показывает Господь Свою силу в этих трудных обстоятельствах, когда люди отрезаны и лишены всего. Причем, предполагалось, что 25 лет отсидит, потом их освободят, когда принималась решение о замене смертной казни на пожизненное лишение свободы, 25 лет. Но прошло уже 26 лет, многие из них уже сидят, никого не освобождают. Но, так или иначе, все эти люди были бы расстреляны, их бы не было, они бы не уверовали, не прочли бы Евангелие! Вот почему так важен отказ от смертной казни! Все эти люди, они встретили Бога в своей жизни. Так что так важно действительно понимать, на примере этих людей, как в таких казалось бы безнадежных обстоятельствах человек обращается к Богу и радуется этому! Это наполняет его жизнь! Жизнь человека, за которым 8 трупов. Многие совершили эти преступления по пьянке, пришел к своей любовнице, поссорились, поругались, был пьян, в итоге убил ее, ее дочку, ее сестру, и так далее, и сам не знаю – зачем. А конечно, этому предшествовали воровство и всё прочее-прочее, это не то чтоб сразу, всё по восходящей.

Так что давайте с вами помнить о том, что эти примеры, грандиозный пример Преображения, и этот маленький пример в этом маленьком северном поселке, где люди тоже находят Христа и радостно живут этой своей находкой, этим своим счастьем. Понимаете, тем более для нас это так важно – когда у нас всё есть для того, чтобы идти за Христом!

Но действительно это путь креста. И думаю, что для каждого из нас сегодня, на протяжении этой недели Крестопоклонной, важно задуматься – в чем еще может быть дополнен, чем может быть украшен этот крест христианской жизни, который я несу?

Я вам должен сказать, но это уже отдельная тема, что конечно очень важно: с очень многими из них кто-то переписывались, а потом перестали. Они очень хотят, хотя бы раз в 2-3 месяца получать весточку. В конце службы поговорим как это всё лучше сделать.

Давайте на этой неделе подумаем – несу ли я свой крест с полной отдачей? Или удовлетворяюсь каким-то половинчатым, или десятой частью? Чтобы действительно этот призыв Господа: “Возьми свой крест и иди за Мной”, чтобы он действительно в нашей жизни присутствовал. И он нам тоже будет давать великую радость!

Аминь!