протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 апреля 2016

Фонограмма

Евр, 6, 13 - 20

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

Мк.,9, 17-31

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

 Сегодняшнее евангельское чтение нам ясно показывает, что пост и молитва – это не просто благочестивые упражнения в воздержании, а это – то, что дает человеку силу над темными духами, сопротивляющимися Божьей правде, Божьей благодати, Божьей любви. И сегодняшнее воспоминание об Иоанне Лествичнике – святом, который жил в шестом веке на горе Синай, в монастыре Святой Екатерины, который и сейчас есть, и множество паломников совершают туда свои путешествия. Он дает пример того, что человек не сразу овладевает этими духовными добродетелями, что необходимо время, необходимо усилие. И он сидел, наблюдая, как поднимались люди на гору Синай в течение ночи для того, чтобы утром там встретить солнце. Так же делают и современные паломники, восходя ночью по тропкам на гору. И видно было, как эти огоньки поднимаются. Ну, в те времена были не столь комфортные условия, иногда кто-то даже срывался с горы. И он это сопоставил с внутренним ростом человека – что, только употребляя усилие, человек может духовно возрастать. И нередко могут быть и срывы и падения. Но, тем не менее, путь веры – это путь движения. Вера – это такой процесс динамический. Поэтому мы не должны опасаться: «вот, у меня слабая вера» или еще что-то. Если мы делаем усилие, то мы будем, как эти монахи, которые восходили к вершине горы Синай, чтобы там встретить восход Солнца с молитвой, так и мы будем возрастать в нашем познании Бога, в нашем внутреннем устроении.

 И вот пост, который мы сейчас проходим, если мы проходим его всерьез, то это есть на самом деле участие в постном опыте Самого Христа, Который перед началом Своего земного служения, после принятия крещения от Иоанна, был введен Святым Духом в пустыню, и там сорок дней молился, и напоследок взалкал. И вот к нему приступает искуситель, и говорит (вы все это помните): «сделай камни эти хлебами, употреби Свою духовную силу на то, чтобы материальный мир Тебе подчинялся, и люди за Тобой побегут», как говорил потом Великий Инквизитор, упрекая Христа в том, что Он слишком высоко поставил человека: «Ты дал ему непосильную задачу – сделаться святыми. Это же жалкие рабы, ничтожные. Вот если бы Ты превратил эти камни в хлебы, они бы все бежали за Тобой в страхе, что только Ты отнимешь руку Свою от этих камней, и они снова станут несъедобными».

Так что, вот это событие и нам напоминает о том, что пост – это есть именно встреча с этими темными духовными силами, это есть опыт нашего возрастания. И на самом деле, пост освобождает частично от зависимости нас от пищи, от материального мира. Поэтому неслучайно Господь подчеркивает, что не только хлебом будет жив человек. И это освобождение не вполне, конечно, полное – мы остаемся принадлежащими этому падшему миру, зависим от него. Но тем не менее, зависимость от пищи становится нам как бы образом вообще нашей зависимости, образом жажды не только пищи телесной, а жажды Бога. И как раз тем, что Господь побеждает смерть и воскресает, то часть этой нашей материальной пищи с Его телом и кровью воскресшим, она уже становится принадлежащей Царствию Божию. Уже становится принадлежащей будущему веку. И таким образом наша зависимость от пищи – это не окончательная зависимость: в соединении с молитвой она становится средством восстановления нашей духовной природы. Мы встречаем Бога именно тогда, когда мы начинаем понимать, что ради Него мы терпим это воздержание. В сущности, пост – это есть опыт перенесения голода, но не такого, конечно, который опасен для нашего здоровья, но хотя бы в какой-то мере. И мы находимся где-то между состоянием здоровым и состоянием, когда жизненные силы у нас уменьшаются из-за недостатка пищи, ее количества, калорийности и т.д. Но тем не менее мы как бы выходим из этой зависимости молитвой и обращением к Богу за помощью.

Вообще человек всегда встречает Бога на какой-то грани, где ему становится очень трудно, где его силы исчерпаны, где он понимает, что надеяться на себя уже невозможно. И вот на этой грани как раз ему открывается нечто, открывается духовный мир. Неслучайно есть известное выражение, что в окопах неверующих не бывает. Пока человек ходит, у него все хорошо, он думает: а это так, все выдумки. Но когда человек понимает, что он находится в смертельной опасности, вот тут все начинают призывать имя Божие. Мне недавно встретилось упоминание об одной книге (к сожалению, забыл ее название), и книга была о том, что некий человек оказался в пустыне Сахара и в течение суток был там без воды и еды. И этот человек, который до этого был яростным атеистом, пережил обращение к Богу. Он вдруг понял, что есть не только видимый мир, но есть и невидимый мир. Это, конечно, удивительный пример того, как человек, будучи в экстремальных ситуациях, радикально меняет свой взгляд на жизнь, переживает нечто такое, что он в обычной жизни не встречает. В сущности, и наш опыт поста, он тоже направлен к этому: некое такое состояние полуголода, в котором мы можем открывать для себя что-то очень важное.

Но, конечно, без молитвы пост становится неким видом такого самоубийства. Этого, конечно, надо избегать. И понимать, что именно молитва нас и поддерживает. Неслучайно Господь и говорит: «побеждается молитвой и постом». Они вместе действуют. Вот об этом нам важно помнить. Для этого и служат приготовительные недели к посту, когда молитва нас готовит к этому испытанию. И, конечно, дело не столько в количестве и качестве пищи, сколько именно в переживании такого состояния некоего полуголода. Конечно, неизбежны и в этом состоянии искушения. Мы становимся слабыми, раздражительными, идет какая-то борьба с искушениями. Но надо сказать, что вера, которая не подвергалась сомнениям, не подвергалась искушениям, она не очень сильная вера. И поэтому не надо этого бояться. Потому что между святостью и цинизмом разочарования есть такое замечательное божественно качество для человека – терпение. Если мы не поддаемся этим циничным каким-то призывам, искушениям, мыслям каким-то, а уходим, понимаем, что это не от нас, что это именно и есть это внешнее искушение, подобное словам дьявола: «сделай камни тем и тем». Или, что «искушения – все это выдумки, все это физиология и прочее». Если мы от этого отворачиваемся и остаемся верными нашим традициям, верными нашему стремлению от чего-то отказываться ради встречи, ради более глубокого духовного переживания, то мы оказываемся победителями над этими искусительными мыслями.

И поэтому, конечно, важно чтобы пост наш был ограничением не только в отношении пищи, но и ограничением во всякого рода развлечениях и всего прочего, чтобы это наше состояние – лишение себя каких-то средств для жизни – открывало нам возможность именно для такой духовной встречи. Давайте помнить и о словах Господа, что «невозможное для человека возможно для Бога». И в эти оставшиеся недели поста будем не ослабевать, а, наоборот, возрастать в этом усилии, позволять себе переживать и несколько голодное состояние, понимая, что это поможет нам в этом пути за Христом пережить тот опыт, который без этого мы никогда не получим. Пережить на своем опыте эти слова Господа, что «род сей (эти искушения) побеждается только молитвой и постом».

 

Аминь.