протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 апреля 2016

Фонограмма

Евр.9,11-14

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

 

Мк.10,32-45

32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:

33вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

41И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;

44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, в пятое воскресенье Великого Поста, Церковь вспоминает одну удивительную святую VI века – Марию Египетскую. Вы, конечно, все помните ее житие, о том, что она жила в богатом египетском городе Александрии, и с юных лет, еще будучи девушкой, стала предаваться такому развеселому образу жизни, стала куртизанкой. Она не полагала в своей жизни ничего такого плохого, считая, что она никому никакого зла не делает. И однажды она присоединилась к большой толпе людей, которые направлялись на корабль, отплывающий в Яффу (это город на побережье Палестины), с тем, что это была толпа паломников, которая затем направлялась в Иерусалим на празднование Воздвижения Креста Господня.

Она ничего, так сказать, особого не предполагала, отправилась вместе с этой толпой просто, чтобы так же в веселии в путешествии провести время. А когда она оказалась в Иерусалиме и вместе с самыми разными людьми пошла в Храм Господень, чтобы прийти к тому месту, где было похоронено Пречистое Тело Господа, где был Крест Господень, она вдруг не смогла войти в Храм. Она думала, что это из-за многолюдства, как-то пыталась войти, но нет. Видела, что всякие, самые разные люди, которые приехали в Иерусалим, и торговцы, и купцы, и какие-то воины, и другие люди входили в Храм, все-таки оказывались внутри, а она всё время оказывалась за порогом. Какая-то невидимая сила ее удерживала от того, чтобы войти в Храм.

И она вдруг поняла, что, по-видимому, она недостойна войти в этот Храм из-за своего образа жизни. Она вдруг поняла, что нечто есть в мире такое, к чему она не вправе приблизиться, прикоснуться. Очевидно, в душе этой несчастной девушки, которая как-то легкомысленно так проводила свою жизнь, может и по бедности, или просто по недоразумению, она поняла, что недостойна подойти к этой святыне. Самые разные люди, которые приехали в Иерусалим, проходили, а вот она не могла. И, конечно, нас это не может не удивлять, потому что понятно, что проходили разные люди. Может, среди них было немало и грешников, которые были не лучше, чем эта несчастная девушка. Мы понимаем, что, может быть, и мы сами, большинство из нас наверное тоже, если положить руку на сердце, наверное недостойны были бы войти в храм Господень, приближаться к алтарю, к Святым Тайнам. Но, тем не менее, Господь пускает, а вот ее не пускал.

Почему так? Видимо, был какой-то особый промысел Божий. Господь видел в глубине ее сердца какую-то очень большую чистоту, очень большую любовь к Богу, которая была скрыта под коростой ее легкомысленного поведения. И остановил ее, чтобы сделать из нее великую святую, которая от великого глубочайшего греха перешла к величайшей праведности.

И вот в этот момент она это поняла, и, вероятно, еще имело место такое, что все люди приходили с тем, чтобы принести Богу какие-то свои нужды. У кого-то по своей работе, торговле, какие-то семейные обстоятельства, о детях, о здоровье… То есть, каждый приходил со своей нуждой. У нее ничего этого не было, потому что у нее не было никаких особенных занятий, и она хотела только быть рядом с этой святыней. У нее было как раз наиболее чистое побуждение войти в Храм, и вот эта чистота не соответствовала ее жизни. И вдруг она это поняла. И, поняв, услышала голос о том, что “иди за Иордан, и там спасешься”.

И вот, от великой своей грешной жизни она мгновенно перешла по чистоте глубины своего сердца, перешла вот к этой желаемой святости, желанию действительно оставить всё это, и быть только с Господом. И вот это очень важное желание человеческого сердца – искать Самого Господа! Не Его даров, не каких-то наших нужд. Конечно, это нужно, конечно, Господь говорит нам: “Просите, и дастся вам”. Но, наверное, все-таки самое важное, когда мы искали бы Самого Господа, Его Самого!

И вот в сегодняшнем Евангелии мы тоже слышим о ближайших учениках Господа. Они находятся на пути в Иерусалим, как и мы с вами уже на пути к Пасхе находимся следом за Христом. И Господь идет навстречу Своим страданиям, навстречу непониманию, отвержению, навстречу Своему Кресту, а ученики просят о том, чтобы занять близкие места справа и слева от воображаемого ими трона, на который вот-вот воссядет их Учитель. Конечно, если бы они могли понимать состояние сердца Господа, что Его ожидает по-настоящему, то они не просили бы о том, о чем они стали просить Господа. Но этого не было. И Господь говорит им об этом.

И вот так же каждый из нас. Тоже часто молитва наша о каких-то нуждах. Конечно, понятно, что всем нам нужна помощь Божия, и в нашей жизни, и с детьми, с работой, со здоровьем, и нашим ближним, всё это понятно. Но Господь хочет, чтобы мы, кроме этого, искали бы Его Самого. Искали близости именно с Ним, потому что Он – источник всего, как и первая заповедь говорит о любви прежде всего к Богу, к миру, к красоте, к той жизни, которую дает нам Господь. И вот это нам, конечно, каждому важнее всего.

Иногда бывает так, что, пока у человека всё хорошо, он ни о чем и не просит. Один человек мне с такой наивной простотой рассказывал несколько лет назад, что он сейчас не ходит в церковь. Вот когда-то, несколько лет назад, были трудности, он пришел в церковь, молился. Всё устроилось. А сейчас у него всё хорошо. “Зачем идти?” – так он наивно спрашивает – “Всё же хорошо!”. Вот так и мы с вами должны помнить о том, что у нас должна быть и бескорыстная молитва. Быть именно с Самим Господом, с Самим Источником. Тогда, действительно, вот это будет любовь, как любовь дитя к своей матери. Он тянется к ней не только потому, что ее рука даст какую-то необходимую пищу, игрушку или что-то в этом роде, но тянется к ней, как к родившей, как к давшей жизнь. И вот именно эта близость для него важнее всего оказывается. Вот, подобно этому и наше сердце должно быть устремлено к Источнику жизни, к Источнику всякой красоты, всякого добра, всякой радости и счастья.

Вот давайте об этом с вами помнить в эти последние две недели поста, и размышлять о том, на какой великий подвиг пошла эта чудесная святая наша. И какие удивительные возможности таятся в человеческом существе! Семнадцать лет прожив в пустыне, фактически без одежды, питаясь одной травой – это кажется невероятным, но невероятными кажутся и другие подвиги святых, о которых мы читаем. Давайте об этом с вами помнить и, конечно, искать именно этого, искать именно Самого Господа, быть рядом с Ним – с Источником всякой жизни, радости и красоты.

Аминь!