протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 мая 2016

Фонограмма

Деян., 5, 12 - 20

12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

 

Ин., 20, 19-31

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

            Сегодня очень важный и радостный день нашей веры. И я бы взял на себя смелость сказать, что сегодняшний день, евангельское чтение, вообще те события, которые мы сегодня вспоминаем – уверение Фомы, все посвящено психологии веры. И даже можно сказать, что это такой праздник христианской психологии. В самом деле, мы видим разную реакцию на Господа Иисуса. Но вначале я бы хотел сказать о том приветствии, с которым Господь приходит к ученикам. Обычное приветствие, с которым всегда Он приходил, обычное приветствие иудеев: «Шалом!», «мир вам!». Мы знаем, что у римлян было приветствие: «Аве!», «радуйся!». У нас приветствие – пожелание здоровья: «Здравствуйте!». А Иисус, в соответствии с библейской традицией, прежде всего желает мира. Мир – это так важно. Так важен мир внутри нас, мир в семье, мир между соседями, мир в стране, мир вообще во всем мире. Неслучайно, одно из первых прошений ектиньи всегда – о мире всего мира. Вот сейчас мы будем вновь праздновать победу в Великой Отечественной войне. Так много героизации войны и прочего, прочего. Это правильно, конечно. Но с другой стороны, нельзя забывать об ужасах войны, о цене победы. О том, что война – это самое страшное бедствие, которое только посещает людей, - все рушится. И поэтому так важно наше стремление к пожеланию мира. Так важно нам напоминание апостола Павла: «Ваше служение, - говорит он ученикам, - есть служение примирения». Так что, будем об этом помнить, и стремиться созидать этот мир.

            Так вот, Господь говорит ученикам: «Мир вам!» Приходит, и все ученики присутствуют. И, несмотря на закрытые двери, Он проходит, и все ученики радуются, что Господь воскрес. Весь мир становится совершенно другим! Раз Господь победил смерть, а они  - Его ученики, значит, они тоже пройдут вслед за Ним через эти врата смерти в жизнь, жизнь вечную.  И эту радость они разделяют друг с другом, и несут Фоме, который по каким-то причинам (позже скажем, каким) отсутствовал, не был с ними. Но когда Фома об этом услышал, как-то ему стало так досадно, что, вот, они сподобились такой радости, а его не было с ними, что сказал, что «пока не пальца в раны Его, и руки в пронзенные ребра – не поверю». И действительно, проходит восемь дней, и ученики собраны вместе, и Фома с ними.

Но прежде, я бы хотел немножко напомнить о самом Фоме. О нем, между прочим, рассказывает больше всех именно Иоанн Богослов, отрывок из Евангелия которого мы сейчас читали. Упоминается о нем в 11-ой главе, где рассказывается о воскрешении Лазаря. Вы, наверное, помните, что Иисус был с учениками в заиорданской стороне, и пришла весть, что Лазарь болен тяжело. Но Иисус не сразу идет, а несколько дней остается. А потом говорит: «Пойдем. Лазарь, друг наш, уснул. Я пойду, пробужу его». Ученики полагают, что речь идет об обыкновенном сне. И понятно, говорят: «Ну, если он уснул, значит, выздоровеет». А Иисус говорит: «Нет, Лазарь умер». И тут ученики говорят: «Ведь недавно совсем еще иудеи хотели побить тебя камнями, и как Ты хочешь снова туда идти?» А один из них, именно Фома, так и говорит: «Пойдем, и мы умрем вместе с ним». Как это может так сказать ученик Господа? По-видимому, Фома был такой пессимист. Хотя Иисус его избрал, призвал, и Фома вместе с Ним ходил, но считал, что этот народ ничего не понимает, не принимает Господа, камнями Его хотят побить, вообще ничего не получается. Скорей бы тоже уже умереть, и все это кончится. Ладно, ничего не получается. Вот таким был Фома. И потом мы видим, что опять же в первый день явления Воскресшего ученикам Фомы с ними не было. Это тоже все укладывается в его характер – пессимист: все кончено, чего там собираться, нет Господа, помрем скоро, и все закончится. С ними его не было. А когда ученики говорят ему: «Ты знаешь, Господь пришел к нам!» «Ну уж, пришел. Пока не вложу пальцы…» Так что, видите, он такой пессимистичный человек, как говорится, ничего хорошего никогда не ожидает. Помните, была такая детская книжечка про Винни-Пуха. И там был такой ослик Иа-Иа. Вот он такой типичный Иа-Иа. «Я так и знал, что так будет. Все понятно».

Вот такой Фома. И, конечно, Фома не стал вкладывать персты в язвы, и руки в ребра (хотя в песнопениях церковных рассказывается, что вложил и т.д.), потому что Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел». Иисус не сказал: «Ты поверил, потому что вложил свой палец в Мои раны, и руку в ребра». Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел». Так что, это для Фомы было достаточно: он увидел и уже поверил. А дальше Он говорит такие удивительные слова, тоже имеющие прямое отношение к христианской психологии. «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Почему же так? Посмотрим, как у разных евангелистов оценивается Господом неверие.

У Марка: Иисус явился к ученикам, упрекал за неверие и жестокосердие их. То есть, человеку с жестоким сердцем, жестким таким, строгим, трудно поверить. Это препятствие. Всегда у человека есть какое-то препятствие. Но у одних  - больше, у других – меньше. У Луки: Господь говорит ученикам, с которыми идет в Эммаус, Луке и Клеопе: «О, несмысленные и медлительные сердцем!» Вот еще два препятствия - несмысленность, не понимает человек. Ему объясняешь и так, и так. А он: «А все-таки, я не понимаю, почему так, а не иначе». Это и есть наш недостаток нашей остроты ума. «И медлительные сердцем, чтобы веровать Писанию». Медленно сердце поворачивается. Как часто в жизни у нас бывает: «Вот, надо было бы это сказать, надо было бы так сделать. Ох, как же не вернулся, не поблагодарил». И прочее, прочее. Это, конечно, надо преодолевать, эту нашу медлительность сердца.  У Матфея и вовсе: люди, которые не хотели эту весть Христа принимать даже во внимание, подкупили воинов, чтобы они сказали, что «мы ночью заснули, ученики пришли, украли, а теперь сказали, что Он воскрес» и т.д. То есть, для людей их положение материальное, общественное, гораздо важнее этой потрясающей вести о воскресении Христа, которая весь мир, в сущности, переворачивает - иначе мы совершенно  будем уже жить, если Христос воскрес. А у Иоанна другое: пессимизм и мрачных характер Фомы тоже становится препятствием для веры. И Господь говорит: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Почему так? Потому что люди, которые приходят, услышав только, они в сердцах готовы в это поверить. Они радостно воспринимают каждое красивое событие жизни, и готовы увидеть за этим что-то действительно величественное. За красотой неба, заката, цветка – за этим есть Нечто, есть Бог за этим. Это те люди, которым легко поверить. Понятно, что мы не всегда виноваты в состоянии своего сердца. Разные условия детства, разные обстоятельства, разные характеры у людей, и т.д. Но тем не менее, Господь говорит: «Блаженны…», то есть счастливы те, которые не видели, а уверовали. Достаточно, услышать, узнать какие-то интересные несколько фактов, и человек открывает свое сердце навстречу Господу. Таким образом, Господь приходит ко всем. По-разному. Но от нас зависит – открыть дверь нашего сердца. Она открывается только изнутри.

И в следующей главе интересно рассказывается о том, как Иисус в третий раз является ученикам, когда они ловят рыбу. И там говорится так, что в какой-то день пошли Петр, Фома, нарицаемый Близнец, еще Нафанаил, такой тоже не очень-то, скептик, потом два брата, сыновья Заведеевы. Фома уже называется вторым, сразу за Петром. Понятно, после своего уверения он уже боится отстать от учеников, сразу идет за Петром, рядом с ним. Изменился характер Фомы. Вот как это важно для него было – то, что Господь пришел к нему, несмотря на его такой твердый характер. К каждому Господь приходит! Идет даже навстречу тем, кому трудно поверить: «Пожалуйста, и даже доказательства тебе дам».

Вот, давайте об этом с вами помнить и благодарить Господа, что мы здесь, что мы уверовали, что для нас это действительно главное содержание жизни, которое выражено в словах этого уверовавшего замечательного Фомы: «Господь мой и Бог мой!» Вот, давайте так вот и мы всегда помнить, что это главные наши слова, выражение нашей веры. Господь – то есть, Хозяин этой всей земной жизни. И Бог мой – то есть, Хозяин жизни вечной.                                   

 

Аминь.