Деян., 5, 12 - 20
12Руками же Апостолов
совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали
в притворе Соломоновом.
13Из посторонних же никто не смел
пристать к ним, а народ прославлял их.
14Верующих же более и более присоединялось
к Господу, множество мужчин и женщин, 15так что выносили
больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего
Петра осенила кого из них.
16Сходились также в Иерусалим многие
из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые
и исцелялись все.
17Первосвященник же и с ним все,
принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18и наложили руки свои на Апостолов, и заключили
их в народную темницу.
19Но Ангел Господень ночью отворил
двери темницы и, выведя их, сказал:
20идите и, став в храме, говорите народу все сии
слова жизни.
Ин., 20, 19-31
19В
тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались
ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал
посреди, и говорит им: мир вам!
20Сказав это, Он показал им руки
и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21Иисус же сказал им вторично:
мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22Сказав это, дунул, и говорит
им: примите Духа Святаго.
23Кому простите грехи, тому простятся;
на ком оставите, на том останутся.
24Фома же, один из двенадцати,
называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25Другие ученики сказали ему:
мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от
гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки
моей в ребра Его, не поверю.
26После восьми дней опять были
в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты,
стал посреди них и сказал: мир вам!
27Потом говорит Фоме: подай перст
твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но верующим.
28Фома сказал Ему в ответ: Господь
мой и Бог мой!
29Иисус говорит ему: ты поверил,
потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30Много сотворил Иисус пред учениками
Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31Сие же написано, дабы вы уверовали,
что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Во имя
Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня очень важный и радостный день нашей веры. И я бы взял на себя
смелость сказать, что сегодняшний день, евангельское чтение, вообще
те события, которые мы сегодня вспоминаем – уверение Фомы, все посвящено
психологии веры. И даже можно сказать, что это такой праздник христианской
психологии. В самом деле, мы видим разную реакцию на Господа Иисуса.
Но вначале я бы хотел сказать о том приветствии, с которым Господь приходит
к ученикам. Обычное приветствие, с которым всегда Он приходил, обычное
приветствие иудеев: «Шалом!», «мир вам!». Мы знаем, что у римлян было
приветствие: «Аве!», «радуйся!». У нас приветствие – пожелание здоровья:
«Здравствуйте!». А Иисус, в соответствии с библейской традицией, прежде
всего желает мира. Мир – это так важно. Так важен мир внутри нас, мир
в семье, мир между соседями, мир в стране, мир вообще во всем мире.
Неслучайно, одно из первых прошений ектиньи всегда – о мире всего мира.
Вот сейчас мы будем вновь праздновать победу в Великой Отечественной
войне. Так много героизации войны и прочего, прочего. Это правильно,
конечно. Но с другой стороны, нельзя забывать об ужасах войны, о цене
победы. О том, что война – это самое страшное бедствие, которое только
посещает людей, - все рушится. И поэтому так важно наше стремление к
пожеланию мира. Так важно нам напоминание апостола Павла: «Ваше служение,
- говорит он ученикам, - есть служение примирения». Так что, будем об
этом помнить, и стремиться созидать этот мир.
Так вот, Господь говорит ученикам: «Мир вам!» Приходит, и все ученики
присутствуют. И, несмотря на закрытые двери, Он проходит, и все ученики
радуются, что Господь воскрес. Весь мир становится совершенно другим!
Раз Господь победил смерть, а они - Его ученики, значит, они тоже
пройдут вслед за Ним через эти врата смерти в жизнь, жизнь вечную.
И эту радость они разделяют друг с другом, и несут Фоме, который по
каким-то причинам (позже скажем, каким) отсутствовал, не был с ними.
Но когда Фома об этом услышал, как-то ему стало так досадно, что, вот,
они сподобились такой радости, а его не было с ними, что сказал, что
«пока не пальца в раны Его, и руки в пронзенные ребра – не поверю».
И действительно, проходит восемь дней, и ученики собраны вместе, и Фома
с ними.
Но прежде,
я бы хотел немножко напомнить о самом Фоме. О нем, между прочим, рассказывает
больше всех именно Иоанн Богослов, отрывок из Евангелия которого мы
сейчас читали. Упоминается о нем в 11-ой главе, где рассказывается о
воскрешении Лазаря. Вы, наверное, помните, что Иисус был с учениками
в заиорданской стороне, и пришла весть, что Лазарь болен тяжело. Но
Иисус не сразу идет, а несколько дней остается. А потом говорит: «Пойдем.
Лазарь, друг наш, уснул. Я пойду, пробужу его». Ученики полагают, что
речь идет об обыкновенном сне. И понятно, говорят: «Ну, если он уснул,
значит, выздоровеет». А Иисус говорит: «Нет, Лазарь умер». И тут ученики
говорят: «Ведь недавно совсем еще иудеи хотели побить тебя камнями,
и как Ты хочешь снова туда идти?» А один из них, именно Фома, так и
говорит: «Пойдем, и мы умрем вместе с ним». Как это может так сказать
ученик Господа? По-видимому, Фома был такой пессимист. Хотя Иисус его
избрал, призвал, и Фома вместе с Ним ходил, но считал, что этот народ
ничего не понимает, не принимает Господа, камнями Его хотят побить,
вообще ничего не получается. Скорей бы тоже уже умереть, и все это кончится.
Ладно, ничего не получается. Вот таким был Фома. И потом мы видим, что
опять же в первый день явления Воскресшего ученикам Фомы с ними не было.
Это тоже все укладывается в его характер – пессимист: все кончено, чего
там собираться, нет Господа, помрем скоро, и все закончится. С ними
его не было. А когда ученики говорят ему: «Ты знаешь, Господь пришел
к нам!» «Ну уж, пришел. Пока не вложу пальцы…» Так что, видите, он такой
пессимистичный человек, как говорится, ничего хорошего никогда не ожидает.
Помните, была такая детская книжечка про Винни-Пуха. И там был такой
ослик Иа-Иа. Вот он такой типичный Иа-Иа. «Я так и знал, что так будет.
Все понятно».
Вот такой
Фома. И, конечно, Фома не стал вкладывать персты в язвы, и руки в ребра
(хотя в песнопениях церковных рассказывается, что вложил и т.д.), потому
что Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел». Иисус не сказал:
«Ты поверил, потому что вложил свой палец в Мои раны, и руку в ребра».
Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел». Так что, это для Фомы
было достаточно: он увидел и уже поверил. А дальше Он говорит такие
удивительные слова, тоже имеющие прямое отношение к христианской психологии.
«Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Почему же так? Посмотрим, как
у разных евангелистов оценивается Господом неверие.
У Марка:
Иисус явился к ученикам, упрекал за неверие и жестокосердие их. То есть,
человеку с жестоким сердцем, жестким таким, строгим, трудно поверить.
Это препятствие. Всегда у человека есть какое-то препятствие. Но у одних
- больше, у других – меньше. У Луки: Господь говорит ученикам,
с которыми идет в Эммаус, Луке и Клеопе: «О, несмысленные и медлительные
сердцем!» Вот еще два препятствия - несмысленность, не понимает человек.
Ему объясняешь и так, и так. А он: «А все-таки, я не понимаю, почему
так, а не иначе». Это и есть наш недостаток нашей остроты ума. «И медлительные
сердцем, чтобы веровать Писанию». Медленно сердце поворачивается. Как
часто в жизни у нас бывает: «Вот, надо было бы это сказать, надо было
бы так сделать. Ох, как же не вернулся, не поблагодарил». И прочее,
прочее. Это, конечно, надо преодолевать, эту нашу медлительность сердца.
У Матфея и вовсе: люди, которые не хотели эту весть Христа принимать
даже во внимание, подкупили воинов, чтобы они сказали, что «мы ночью
заснули, ученики пришли, украли, а теперь сказали, что Он воскрес» и
т.д. То есть, для людей их положение материальное, общественное, гораздо
важнее этой потрясающей вести о воскресении Христа, которая весь мир,
в сущности, переворачивает - иначе мы совершенно будем уже жить,
если Христос воскрес. А у Иоанна другое: пессимизм и мрачных характер
Фомы тоже становится препятствием для веры. И Господь говорит: «Блаженны
не видевшие, но уверовавшие». Почему так? Потому что люди, которые приходят,
услышав только, они в сердцах готовы в это поверить. Они радостно воспринимают
каждое красивое событие жизни, и готовы увидеть за этим что-то действительно
величественное. За красотой неба, заката, цветка – за этим есть Нечто,
есть Бог за этим. Это те люди, которым легко поверить. Понятно, что
мы не всегда виноваты в состоянии своего сердца. Разные условия детства,
разные обстоятельства, разные характеры у людей, и т.д. Но тем не менее,
Господь говорит: «Блаженны…», то есть счастливы те, которые не видели,
а уверовали. Достаточно, услышать, узнать какие-то интересные несколько
фактов, и человек открывает свое сердце навстречу Господу. Таким образом,
Господь приходит ко всем. По-разному. Но от нас зависит – открыть дверь
нашего сердца. Она открывается только изнутри.
И в следующей
главе интересно рассказывается о том, как Иисус в третий раз является
ученикам, когда они ловят рыбу. И там говорится так, что в какой-то
день пошли Петр, Фома, нарицаемый Близнец, еще Нафанаил, такой тоже
не очень-то, скептик, потом два брата, сыновья Заведеевы. Фома уже называется
вторым, сразу за Петром. Понятно, после своего уверения он уже боится
отстать от учеников, сразу идет за Петром, рядом с ним. Изменился характер
Фомы. Вот как это важно для него было – то, что Господь пришел к нему,
несмотря на его такой твердый характер. К каждому Господь приходит!
Идет даже навстречу тем, кому трудно поверить: «Пожалуйста, и даже доказательства
тебе дам».
Вот, давайте
об этом с вами помнить и благодарить Господа, что мы здесь, что мы уверовали,
что для нас это действительно главное содержание жизни, которое выражено
в словах этого уверовавшего замечательного Фомы: «Господь мой и Бог
мой!» Вот, давайте так вот и мы всегда помнить, что это главные наши
слова, выражение нашей веры. Господь – то есть, Хозяин этой всей земной
жизни. И Бог мой – то есть, Хозяин жизни вечной.
Аминь.
|