искать на странице
 
 

к началу раздела>>

Протоиерей Александр Борисов

Проповедь на литургии в Неделю 2-ю Великого Поста.
День памяти Свт. Григория Паламы
27 марта 2005
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда мы слышим евангельские чтения Великого поста, мы должны, прежде всего, вспомнить о том, что Великий пост сложился в то время, когда это было подготовкой людей-катахуменов, которые обучались, часто на протяжении нескольких месяцев и даже лет, готовились к Крещению. И сам пост был именно постом этих людей, готовящихся принять Крещение, перед этим великим таинством вступления в церковь. И вся церковь постилась вместе с ними и за них. Поэтому евангельские чтения, порядок которых очень древний – это III и IV век – были приспособлены именно к этой стороне церковной жизни. Разумеется, эти чтения имели значение не только для людей, готовящихся принять Крещение, но и для всех членов церкви, потому что это было напоминанием об их обетах, об их вступлении в церковь.

Вспомним прошлое воскресенье, когда читался отрывок Евангелия от Иоанна, в котором рассказывалось как будущий апостол Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о ком говорили Моисей и пророки – Иисуса из Назарета. Нафанаил удивляется, может ли быть что доброе из Назарета, а Филипп говорит: пойди и посмотри. И после краткого разговора Иисусом Нафанаил говорит Ему: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля. То есть, Великий пост начинается с того, что готовящимся к крещению катехуменам говорят: мы находимся на пути, чтобы познать Того, о Ком говорили Моисей, закон и пророки.

Вот начало Великого поста, вот та цель, к которой движется вся церковь. И в сегодняшнее – следующее – воскресенье – говорится катехуменам и напоминается остальным, уже крещёным, членам церкви о том, Кто же этот Мессия из Назарета, этот Иисус, плотник, Сын Иосифа и Марии. И мы слышим, рассказ об исцелении расслабленного. Друзья больного несут его на носилках, не могут подойти к Иисусу из-за множества народа, раскапывают ветхую кровлю из веток и земли и на верёвках спускают перед Господом. И Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

Это очень важный для церкви рассказ. Люди несут своего друга, который находится в тяжкой болезни. Церковь несёт готовящихся к крещению к Иисусу. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои. То есть человеку, готовящемуся принять крещение, говорится: ты приходишь к Тому, Кто прощает твои грехи, Кто уничтожает твои беззакония, и ты обретёшь новое рождение. И то же самое церковь напоминает каждому из нас. И настолько это было важным, что Господь в ответ на сомнения людей, окружавших Его и говоривших про себя: «кто может прощать грехи? Только один Бог!», - совершает чудо исцеления. Как бы утверждая это Своё право прощать грехи человеков, Иисус говорит: «Что легче сказать расслабленному? Прощаются тебе грехи твои или возьми постель, встань и ходи?». Понятно, что можно сказать: «прощаются тебе грехи». Но ведь, это незаметно, не очевидно. Это, быть может, просто самоуверенные слова, последствия которых неизвестны. Сами по себе эти слова еще не говорят о том, имеет ли говорящий на это право или нет. И тогда Иисус говорит: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: Встань, возьми постель свою и иди в дом свой». Это уже нечто гораздо более серьёзное, потому что если после этих слов ничего не произойдёт, значит, действительно, это просто самозванец, который берёт на себя слишком много. Но вдруг происходит чудо! Этот человек, который годами лежал прикованный к постели, вдруг встаёт и на глазах у всего народа берёт свою постель, свои носилки и идёт в дом свой. И народ весь в ужасе, радости и восторге говорит: «никогда ничего такого мы не видели». То есть, Евангелие говорит катахуменам и напоминает членам церкви о том, что люди никогда ничего такого вы не видели, что Иисус, Которого хотят принять готовящиеся к крещению, - это некая уникальная Личность в истории.

Апостольское чтение, которое предваряет евангельское - отрывок из Послания к евреям, также говорит о том, что Господь Иисус имеет власть над всем Творением. Начинается оно словами: «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь. И всё обветшает, как риза, и как одежду свернёшь, и изменится». Это – образ из Апокалипсиса, где небо и время сворачиваются как некий свиток и начинается новое время, новая земля. И заканчивается этот отрывок напоминанием о том, что если Моисеево законодательство, которое согласно комментариям к Ветхому Завету было принесено ангелами и дано было Моисею на каменных скрижалях, строго каралось в случае его нарушения то тем более законы Того, Кто владеет всем. Как мы избежим наказания, если будем равнодушны к спасению, которое было сначала проповедано Самим Господом, и утвердилось в нас утвердилось слышавшим от Него. Эта проповедь исходила от Него Самого, не от ангелов, а непосредственно от Самого Господа. «Видевший Меня – видел Отца!» Тот, Кто пришёл как плотник из Назарета, несёт в Себе полноту Божественной жизни.

И ещё церковь вспоминает сегодня память Григория Паламы. Эти воспоминания, так же как о Иоанне Лествиничке, Марии египетской, Торжества православия, были внесены уже позже и присоединены к этим неделям Великого поста как событие церковной жизни, имевшее место в средневекой Византии. И они тоже имеют для нас значение как назидание, как призыв – следующую неделю поста, следующую седмицу после этого воскресенья, постараться провести в молитве, сосредоточенности, с тем, чтобы плод, который мы можем принести, был как можно полнее и нужнее для нашего духовного становления. Аминь.

Память св. Григория Паламы относится к XIV-XV веку, когда в споре между Западной и Восточной Церковью о природе Фаворского света победило именно это, исихатское, движение. Его сторонники говорили о том, что свет, который видят молчальники – люди, берущие на себя огромный по тяжести и значимости монашеский подвиг, - что этот свет есть действительно, присутствие Божие, а не просто некая духовная энергия. Для нас эти богословские споры не так важны, а важно то, что церковь почитая память святителя Григория Паламы, утверждает необходимость духовного подвига молчания. Разумеется, в наших условиях это трудно воспроизвести. Мы – не монахи, живущие в кельях, но, тем не менее, эту неделю хорошо было бы как можно меньше тратить время на всякие разговоры, если они не нужны; постараться искать уединения, молчания, размышления. Хорошо каждый день избирать какую-то тему для размышления, какое-то слово из Евангелия или из псалма, или из молитвы. Скажем, размышлять о молитве Ефрема Сирина. Взять на день строчку: Господи, Владыко живота моего…, и размышлять о том, что, действительно, Господь – хозяин всего, Он властитель моей жизни, вся моя жизнь в Его руке. И вот к этой мысли возвращаться на протяжении дня. На другой день можно брать какое-то другое слово, взять другую строчку этой же молитвы и т. д. Это, конечно, довольно сложно при кажущейся простоте, но тем не менее важно.

Я Вас поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн и напоминаю о том, что причастие – это каждый раз напоминание нам о Завете – союзе с нами. Господь заключает в этом Таинстве союз с каждым из нас. Он нам даёт Своё покровительство, даёт нам прощение грехов, потому что Он имеет на это власть, как мы слышали из сегодняшнего Евангелия. А мы, со своей стороны, будем стараться всеми силами быть достойными учениками Иисуса Христа. Ведь когда мы видим вокруг себя зло, коррупцию и всё прочее, то, конечно, мы огорчаемся. Но, прежде всего, мы должны сказать себе: чем лучшими мы будем христианами, тем меньше этого будет в мире. В первые века жизни Церкви люди шли в христианские общины именно потому, что видели там особые отношения любви, радости, служения друг другу. Если бы нам удалось воспроизвести это в жизни наших церковных общин, то гораздо больше людей из окружающего нас мира захотели бы войти в Церковь, стать христианами, как это было в первые века христианской эры. Конечно, тогда и жизнь вокруг нас станет другой. Поэтому давайте не сетовать на зло, а воспринимать его в мире как объект нашей работы, огромное бескрайнее поле деятельности для нас, учеников Христа, и Господь с пребудет с нами во все дни до скончания века. Аминь.

Протоиерей Александр Борисов.


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-