прот. Александр Борисов
Проповедь в Крестопоклонную неделю


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда в храм приходит супружеская пара для совершения таинства Брака, одного из семи таинств нашей церкви, то в заключение этого чина – браковенчания – священник обводит супружескую пару вокруг аналоя, на котором лежат Святое Евангелие и Крест Господень. Это знак того, что центром, стержнем жизни этой новой пары, которая несёт новую жизнь в наш мир, должны быть крест и слово Божие – Евангелие.

И это очень важный для нас знак, и не случайно в середину поста  (три недели уже прошло, и Крестопоклонная неделя – центральная неделя поста, после неё три недели до Пасхи) Церковь выставляет Крест Господень в центр той десятой части года, десятины, которую мы отдаём, если не целиком, то стараемся отдавать молитве и посту – в воспоминание и памятование о Боге. Крест, Который для мира стал символом уже не страдания, не позора, а символом жертвенной любви, той самой любви, к которой Господь призывает учеников: Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Когда мы говорим, что христианство призывает любить ближнего, как самого себя, это не совсем точно. Конечно, христианство к этому призывает, но известно, что эта заповедь содержится и в Ветхом Завете. А Господь нас зовёт к ещё большей любви: Как Я возлюбил вас. К любви жертвенной, ведь именно жертвенная любовь является тем, что держит мир, хранит его от распада, разложения, когда люди жертвуют собой, временем, здоровьем, даже жизнью, занимая место рядом с Господом, на стороне правды, на стороне добра и справедливости. Как много в жизни примеров, когда люди действительно жертвовали своей жизнью за правду, за других. И даже тогда, когда люди делали это не ради Христа, атеисты, вообще не верующие в Бога, то, совершая такой поступок, они действительно проявляли самую большую степень любви.

И вот сегодня в Евангелии, которое вы только что слышали, Господь говорит нам – если кто хочет идти за Ним, быть Его учеником, получив от Господа зрение, получив способность ходить, чтобы он шёл не просто заниматься своими делами, а встал и пошёл за Иисусом – как заканчивается повествование об исцелении слепого.

Вот такой должна быть жизнь каждого из нас. Господь дал нам веру – в какой-то момент нашей жизни произошло удивительное событие, и мы вдруг поняли – Бог есть! а раз так, я должен идти за Ним. Конечно, после этих слов мы могли забывать об этом, отворачиваться, жить с леностью, но всё-таки вера появилась в нашей жизни как главная, основная, ценность. Если мы хотим идти за Господом, то должны вслушаться в эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Сегодняшнее повествование поставлено между двумя эпизодами, чрезвычайно важными. Предшествующий эпизод – у Марка краткий рассказ о том, что Иисус спрашивает учеников: за кого почитают Меня люди? Пётр, один за всех, говорит: Ты Христос, Сын Бога живаго. И с этого момента, как свидетельствуют три евангелиста (у Иоанна этого эпизода нет), Иисус стал открыто говорить о том, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать… быть предану в руки человеческие… быть убиту и в третий день воскреснуть.

Пётр из самых лучших побуждений говорит: Господи, да не будет этого с Тобою! И вдруг сразу, после его исповедания, после возвышенного откровения, которое было ему дано, Господь говорит Петру очень жёсткие слова: Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн. И потом сразу эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя

Следовательно, мы всегда должны помнить о том, что, идя за Господом, должны слушать именно Его. Не своё собственное мнение, какими бы оно ни было продиктовано побуждениями, даже самыми лучшими, как у Петра: да не будет этого с Тобою! Иисус говорит ему: ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Господь предлагает нам удивительный путь. И на этом пути, – Он говорит, – кто хочет душу свою, то есть жизнь свою, сберечь, тот потеряет её, а кто душу свою отдаст, потеряет ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её.

Конечно, мы сразу вспоминаем притчу о безумном богаче – человеке, который собрал огромный урожай и сказал: душа моя, много богатства у тебя лежит, на многие годы – ешь, пей, веселись! А Бог ему говорит: безумный, в эту ночь душу твою возьмут от тебя. Что будет с тем, что ты себе заготовил?

То есть речь идёт именно о том, что если кто сохранит душу, жизнь только для себя, для своих маленьких человеческих целей – тот её потеряет. И наоборот, кто готов отдать её для служения Христу, Евангелию, тот обретёт жизнь и спасётся.

И далее Господь говорит: ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Каждый из нас знает, как тяжело бывает жить после какого-то постыдного, тяжёлого греха (может, не очень тяжёлого, но очень стыдного), вот с этим грузом. Человек вспоминает, что он что-то взял на работе, украл, и казалось, что это ничего особенного. Или какой-то сделал ещё более тяжёлый поступок, как говорится, по молодости, по глупости. А потом это жжёт, тянет. Тянет какой-то пустяк: сдачу получил магазине на рубль, на маленькую сумму, больше, кассир ошибся, а человек ушёл: ну, ничего страшного, и они нас обманывают. А потом эта маленькая сумма тяжкой, пудовой гирей висит на его сердце: ну зачем я это сделал, как я с этим жить буду? Человек наносит вред своей душе, особенно если он это повторяет. И поэтому нам важно перед каждым поступком подумать: если я это сделаю (или, наоборот, не сделаю), как я с этим буду жить дальше? И поэтому Господь нам говорит: кто потеряет, принесёт вред своей душе, но ради Меня и Евангелия – тот спасёт её.

И далее говорит тоже очень важные слова: ибо кто постыдится Меня и слов Моих, в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий… К сожалению, даже сейчас, когда нет гонений за веру христианскую, а наоборот, даже престижно быть верующим, иногда бывает так, что люди в компаниях боятся сказать, что они христиане, боятся сказать, что они постятся.

 Бывают и противоположные крайности, когда начинают осуждать других: вот я пост держу, этого я не буду, что вы мне предлагаете, какие неблагочестивые люди! Это, может быть, ещё хуже. Но бывает так, что человек стесняется что-то сказать по каким-то причинам, а потом переживает, как в случае со сдачей, которую ему дали неправильно. Поэтому очень важно помнить: кто постыдится Меня и Моих слов… – но часто бывает так, что мы, помня слова Евангелия, стесняемся о них сказать. А между тем, это бывает очень важно.

Когда мы слышим разговор, осуждающий какой-то народ, осуждающий какое-то явление (я не имею в виду какие-то явно социально неправильные действия, неправильные законы): вот, эти чеченцы, они такие, эти грузины и т. д. Человек боится сказать: вспомни слова Христа – не судите, да не судимы будете. Кто ты, что судишь чужого раба, перед своим господином он стоит или падает? Сказать, что все – дети Божии. Эти слова бывают мощным аргументом, потому что всегда можно сказать: это не я придумал, это не я говорю, не какой-то философ – это в Евангелии написано, Господь так сказал.

В воспоминаниях одного замечательного русского христианина, Марцинковского, рассказывается: Гражданская война, он едет в поезде, опасная обстановка, всюду красноармейцы с винтовками и т. д. (а ездит он с лекциями о Евангелии). И вот стоит он в тамбуре, теснота, давка, матросы похваляются своими жестокостями, и этот человек не постеснялся сказать им: как вы это всё делали, да ещё об этом рассказываете? Ведь в Евангелии этого не написано.

И, видимо, это очень глубоко затронуло сердце одного из них, человека, по виду огрубелого на войне. Он не возмутился: что ты меня тут учишь, сейчас пристрелю тебя или с поезда скину, а сказал: да что нам Евангелие, мы только крышку его целовали, а что в нём написано, того не знаем.

Человек сказал фразу, которая характеризует всю ситуацию с верой в России конца XIX начала XX века. Действительно, миллионы людей ходили в храм, всё исполняли, причащались, крышку Евангелия целовали, а вот слов-то, что в нём написаны, не знали. Может быть, это и стало причиной революции, Гражданской войны и всех последующих событий, что не знали Слова Божия.

Вот поэтому нам так важно эти слова хорошо знать. Поэтому необходимо перечитывать Евангелие, и постом мы стараемся эту традицию соблюдать: перечитать все четыре Евангелия, чтобы в нужный момент нужные слова сразу в нас всплыли, а не копаться в памяти: забыл, что там сказано. Ведь слова Божии, они, действительно, могут коснуться самой глубины человеческого сердца и нас защитить, или человеку показать какой-то другой путь, чем тот, которым он привык идти.

Пусть Господь благословит нас в эту, Крестопоклонную, неделю, чтобы мы действительно прониклись этими словами о важности креста, чтобы этот символ стал для нас той путеводной звездой, за которой Господь призывает нас идти. Аминь.

  26 марта 2006 г.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-