прот. Александр Борисов
Проповедь в Лазареву субботу


Слово перед Литургией и проповедь 23 апреля 2005 г.

 

…Мы вспоминаем сегодня воскрешение Лазаря, великое чудо, в котором Господь показал Свою власть над жизнью и смертью. Для нас это очень важное, особенное событие, и поэтому оно включается в Великий пост накануне празднования Входа Господня в Иерусалим. И вы видите, что облачения священников белые – в знак победы над смертью, в знак воскресения, которое вот-вот уже совершится. Также и в Великую субботу, хотя ещё не поётся Христос воскресе!, но уже происходит переоблачение из чёрных одежд на белые, в знак того, что где-то в недрах вселенной смерть уже побеждена.

И вот мы служим сегодня в белых облачениях и празднуем это событие со словами тропаря: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, то есть – давая ободрение ученикам, давая ободрение каждому из нас. Господь показывает, что смерть, которую Он готовится принять, – это не какая-то трагическая неудача, а именно добровольная жертва Того, Кто имеет власть над жизнью и смертью.

Вот с таким настроением и будем участвовать в этой Божественной литургии. И ещё одна особенность: вместо Трисвятого: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас! – перед чтением Евангелия, будет воспеваться: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. В переводе на русский это означает: те, которые крестились во Христа, облекитесь, будьте, как Христос, потому что в этот день в Древней Церкви совершалось крещение тех, кто готовился на протяжении Великого поста к этому таинству вхождения в Церковь.

И сегодня у нас тоже будет совершаться таинство Крещения – тех людей, которые готовились к принятию Крещения начиная с октября месяца, и в том числе Великим постом. Так что просим ваших молитв, чтобы, приняв это таинство, люди, вошедшие в Церковь, вошли в неё не формально, не так, как некоторые: крещение примут, и много лет церкви не посещают, а потом что-то случается – и приходят. Это неправильно. Мы принимаем крещение именно для того, чтобы быть в Церкви, быть её членами, участвовать в её жизни, в этом труде Господа по преображению мира и по преображению нашей души. Будем об этом молиться.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как я уже говорил, в этот день Церковь вспоминает чудо, которое Иисус совершает за несколько дней до Своей крестной смерти и за два дня перед тем, как Он совершает торжественный Вход в Иерусалим, когда Иисус, уже не скрывает того, что Он Мессия, что Ему именно надлежит слава Божия, надлежит то Царство Давида, о котором шла речь ещё много веков назад, но о котором сказал Иисус: Царство Мое не от мира сего. Не по законам этого мира будет установлено Царство Господа Иисуса, не насилием, не кровью, не принуждением, не страхом, как устанавливают люди господство и порядок, считая, что чем больше насилия и страха, тем больше будет порядка, – а устанавливает любовью. И тем Он показывает Свою любовь, что приходит к Марфе и Марии и воскрешает их умершего брата Лазаря.

При этом Господь уже, конечно, знает, что болезнь Лазаря к смерти, но Он не торопится идти туда, с тем чтобы и близкие, и родные, и соседи, и ученики Его и вообще все, кто знал Лазаря, знал о его смерти, не сомневались, не думали, что это было просто какое-то обморочное состояние, как, скажем, с дочерью Иаира (тогда одни думали, что она в обмороке, а другие, что она уже умерла) – а было совершенно ясно, что он действительно умер.

Евангелист Иоанн подтверждает это, и как обычно приводит особенные детали. В этом всегда видится очевидец событий, а не тот, кто рассказывает, собрав сведения из вторых или третьих рук. И Иоанн подчёркивает, приводя слова Марфы; когда Иисус просит отвалить камень от двери гроба, Марфа сомневается и говорит: Господи, уже смердит, уже запах, не надо открывать, потому что это может быть неприятно людям. А Господь говорит: Если будешь веровать, увидишь славу Божию.

 Господь совершенно определённо возвращает к жизни умершего, четверодневного, Лазаря. И тем самым Он показывает нам Свою великую власть над жизнью. Но понятно, что это какое-то особенное, исключительное событие, и когда мы просим о наших больных: Господи, Ты же воскресил Лазаря, исцели и этого человека… – нужно помнить, что Господь всё-таки не нарушает те законы, естественные, природные, которые Он и создал, в соответствии с которыми живёт мир. Он нарушает их только тогда, когда это необходимо для спасения мира, когда это необходимо для людей, которые Его окружают, чтобы из них хоть какая-то часть, действительно потрясённая этим событием – воскрешением четверодневного мертвеца, который уже смердит, – обратилась к Богу.

Хотя, конечно, Господь прекрасно понимал, что даже такое чудо тех, кто не хочет идти за Богом, тех, кто не хочет слушать Его правду, – не обратит. Потому что им нужно, чтобы всё совпадало с их представлениями: какой же это Мессия, если Он нарушает субботу?! Он должен соблюдать все законы! Какой же это Мессия, если Он исцеляет эту женщину, которая прикоснулась к Его одежде, которая не имела права из дому-то выходить, а тем более прикасаться к одежде Учителя, к одежде раввина… Когда Иисус говорил, что Он Господин и субботы, что Он может прощать грехи, – всё это возмущало людей, которые держались буквочки закона, не понимая его сути, не понимая, что главное в законе – не соблюдение внешних правил, а соблюдение правил любви. Господь говорит: Этого не оставляйте! Даёте десятину с мяты, всякие травки, всякую мелочь – это надо соблюдать, но главное, чтобы милость и истина были в ваших взаимоотношениях.

 Господь приводит в другом Евангелии притчу о богатом и Лазаре, где именем Лазаря назван не реальный человек, а некий герой притчи, но, конечно, это совпадение не случайно. В этом содержится намёк на то, что воскресение будет! Богач умер, оказался в аду и просит Авраама, чтобы он послал Лазаря в его дом к братьям, которые ещё живут на земле и ведут праздный, безалаберный образ жизни, и чтобы тот рассказал им, к чему это приводит: их старший брат попал из-за этого в ад. Он говорит: Отче Аврааме, пошли Лазаря к братьям моим, чтобы они не пришли на это место мучения. Авраам ему отвечает: у них есть Моисей, закон и пророки. Богач говорит: они не верят Моисею и закону. Вот если бы кто из мертвых воскрес, то тогда бы они ему поверили. А Авраам ему говорит: если Моисею и закону не верят, то если даже кто из мертвых воскреснет, тоже не поверят.

И вот эта печальная истина подтверждается дальнейшими событиями. Народ радостно встречает входящего в Иерусалим Господа, но некоторые начинают сомневаться: Он обманывает народ, это какое-то колдовство. И всё равно это заканчивается трагедией, потому что зло оказывается сильнее. Зло оказывается сильнее, потому что Господь противопоставляет этому злу не насилие, а противопоставляет Свою жертву. И в этом суть Евангелия. В этом суть отношения Бога к человеку: не насилием, не страхом, не принуждением, а любовью и примером. И это пример для каждого из нас, и не только для нашей личной жизни, но и политическому устроению.

Недавно освободившись от коммунистического ига, мы снова стремимся  к какому-то игу, к жёсткому правлению, думая, что это наведёт порядок, но это  неправильно. Мы не должны вновь погружаться в политические страсти, а понимать, что преображение мира, преображение человеческой жизни, в том числе жизни государственной, достигается не путём насилия, а достигается путём нашей с вами христианской жизни. Насколько мы, христиане, будем лучше и сможем привлекать к Господу людей своим примером, благодатью, которую Господь нам даёт, – настолько будет меняться и наша страна, и весь наш мир.

 В сегодняшнем отрывке из Послания к Евреям, которое читалось перед Евангелием, автор Послания говорит важные слова: Итак, мы, приемля царство непоколебимое (т. е. Царство Божие), будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом.

 Будем хранить ту благодать, которую получили в таинстве Крещения; ту благодать, которую мы получаем в прощении грехов в таинстве Покаяния, в таинстве Причащения, в Евхаристии, потому что это каждый раз напоминание о заключении с нами нового завета, нового союза, когда закон должен быть написан в нашем сердце. И это не просто внешнее следование, например, закону «не убий», а Господь говорит: всякий гневающийся на брата уже подлежит суду. Потому что Господь хочет не только наших внешних правильных поступков, но и такого же состояния нашего сердца, потому что Евангелие устремлено именно в сердце наше. Там, в сердце, возникают всякие дурные действия, которые оскверняют человека.

И далее говорится о том, какой должна быть христианская жизнь: Братолюбие между вами да пребывает. Именно братолюбие, любовь друг ко другу. Страннолюбия не забывайте, т. е. принимайте странников, пришельцев, ибо через них некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам… Брак у всех да будет честен и ложе непорочно…. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Сам Господь сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя».

И заканчивается этот отрывок словами: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Сила Господня осталась та же, и поэтому наше доверие к Нему тоже должно быть такое же, как было доверие Марфы и Марии, сказавших Иисусу: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. И мы говорим: Господи, Ты всё время с нами, и поэтому, если даже умирает наше тело, душа наша продолжает жить.

Господь говорит: Верующий, если и умрёт, - оживёт. И эта жизнь дарована каждому из нас, только бы нам пройти по жизни, как Его свидетели, как Его соработники, чтобы евангельская весть преображала сердца как можно большего числа людей.

На самом деле, Господь хочет, чтобы все спаслись. Нам по-человечески это кажется невозможным, но мы должны не над тем думать: возможно ли всем спастись, или 99 процентам, или 95-ти – мы должны делать то, что зависит от нас, чтобы люди, которые рядом, познавали Господа и стремились жить по Его, Божьей, правде. Аминь.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-