прот. Александр Борисов
Неделя 4-я Великого поста.
Прп. Иоанна Лествичника (Мк. 9, 17-31)

Проповедь


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется в церковном календаре – неделя Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник, святой Восточной Церкви, жил в монастыре Святой Екатерины на Синае. Монастырь этот существует в настоящее время, и многие люди теперь имеют возможность его посетить, отдыхая на курортах Египта. И это очень полезное, очень хорошее посещение.

Монастырь этот возник ещё в III в. и окончательно утвердился в IV в. А Иоанн Лествичник жил здесь в VIII в., когда эта обитель была уже достаточно известна. Его келья находилась напротив горы, на которой, как полагают, Моисею были даны Десять заповедей. И он имел возможность наблюдать, как рано утром, даже ещё ночью, люди восходили на эту гору с факелами, и огоньки двигались, постепенно поднимаясь по серпантину, который вёл на вершину горы. И сейчас, в соответствии с этой традицией, туристы, которые приезжают к монастырю для восхождения на эту гору, начинают его в 2 часа ночи, с тем, чтобы часов в шесть утра встретить рассвет на вершине. Это замечательная экскурсия, и те, кому посчастливилось совершить восхождение, конечно, всегда будут о нём помнить.

И вот Иоанн Лествичник наблюдал это ещё более тысячи лет назад, и у него возник образ того, что, подобно этим путникам, которые восходят на гору, чтобы встретить солнце, и человек восходит в своей жизни в духовном путешествии от неверия в Христа – к тому, чтобы увидеть Его как Солнце Правды. И он составил книгу, которая очень популярна и в Восточной Церкви, и на Руси, и которую он так и назвал – Лествица. В ней излагаются эти этапы постепенного восхождения от неверия к глубокой вере и познанию Христа: около сорока ступеней он выделяет.

Но для нас сегодняшнее воскресенье важно ещё и потому, что, находясь на пятой неделе Великого поста, мы можем обратить внимание и на восхождение другого порядка – по тем евангельским чтениям, которые Церковь избрала тоже где-то в III-IV в. на воскресные дни Великого поста. Я уже говорил о том, что, собственно, Великий пост был предназначен для приготовления людей, желавших принять крещение, которые готовились к этому иногда несколько месяцев, а иногда и не один год. И время поста было временем приготовления людей для достойного принятия крещения. Церковь молилась и постилась вместе с ними и за них, с тем чтобы радостно, перед самой Пасхой, принять их в лоно Церкви и уже всем вместе встретить Светлое Христово Воскресение.

И для Церкви тоже было важно, как и для этих людей, постепенно, по ступенькам каждой недели семинедельного поста восходить к Великому празднику. Если мы сейчас обратим внимание на те чтения, которые предлагались нам в первые недели, то сможем проследить это восхождение, которое в известной мере повторяет путь каждого из нас, каждый год напоминая нам и о нашем личном пути и поднимая нас всё ближе к познанию нашего Господа.

На первой неделе Великого поста читался отрывок Евангелия от Иоанна о том, как один из учеников Иисуса уверовал, что Иисус не просто один из учителей Израиля, а Сын Божий. Он зовёт своего друга, но тот сомневается: может ли быть из Галилеи что доброе. Тогда ученик говорит: ты пойди и посмотри. И когда он встречается со Христом, то восклицает: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!

То есть готовящимся к крещению напоминается о том, что это встреча –реальная встреча Христа в своей жизни. И нужно пережить эту встречу, возможно, не так, как её пережил Нафанаил, а каким-то другим духовным образом, но встретить Христа на своём пути, понять, что это действительно Сын Божий, Царь Израиля.

И далее говорится уже о земном служении. В следующую, вторую, неделю отрывок из Евангелия от Марка рассказывает об исцелении расслабленного, которого Иисусу приносят его друзья, потому что сам он не может ходить (можно сравнить с тем, как катехизаторы приносят людей, готовящихся к крещению, к купели). И в этом повествовании говорится о том, что Сын Человеческий имеет на земле власть – прощать людей. Церковь напоминает каждому из нас, напоминает тем, кто готовится к крещению: как бы ты ни был грешен, как бы ты ни осуждал себя, но у Господа есть эта власть – освободить тебя от греха, восставить тебя от этого паралича духовного, чтобы пойти за Христом.

В третью неделю говорится о том, что этот путь не простой, он связан с отвержением себя: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. То есть этот путь потребует от тебя усилий, поэтому, когда готовишься к принятию крещения, подумай о том, сможешь ли ты принять на себя эти усилия; подумай, что ты идёшь не в простое путешествие, а в очень трудное. Тем самым Господь напоминает каждому из нас о необходимости усилий; но в то же время в этом отрывке содержится и ободрение. Господь говорит: среди вас сейчас находятся те, которые уже здесь, при жизни на земле, увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И затем, хотя этот текст в пост не читается (он будет читаться 19 августа), повествуется о Преображении (это событие изображено на плафоне трапезной нашего храма). И тем самым говорится о том, что уже здесь, в этой жизни, не где-то в будущем, загробном мире, – уже здесь человек может приобщиться к славе Божьей.

И вот сегодняшняя четвёртая неделя рассказывает нам о чудесном исцелении бесноватого отрока, которого ученики не смогли исцелить. Подобно многим из нас, они тоже оказались немощными в противостоянии этому страшному недугу. Ученики удивляются: почему мы не смогли это сделать? Господь говорит им: ничем не исцеляется такой человек, только молитвою и постом. Но при этом необходимо ещё одно очень важное условие – вера отца отрока: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему – говорит Господь.

Вот эта же вера требуется и от катехизаторов, и от всех, кто помогает кому-либо – близким, друзьям, знакомым, родственникам – прийти ко Христу. И собственная вера может освободить от того, что удерживает, не даёт человеку сделать шаг подлинной, настоящей, глубокой веры.

Но в конце этого повествования начинают звучать мрачные ноты предстоящего Голгофского креста. Господь говорит: Вложите в уши ваши, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Ещё не говорится, что, как произойдёт, но – будет предан в руки человеческие. Вся Библия пронизана этим образом: попасть в руки людей – это всегда крайне опасно, всегда рискованно. Давид говорит: лучше я буду в руках Божьих, чем в руках человеческих.

И последующую, пятую, неделю будет рассказываться в Евангелии от Марка, о том, как Господь и Его ученики приближаются, восходят к Иерусалиму; ученики начинают бороться за место поближе к Господу, а Он говорит им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки грешников… и оплюют Его, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет.

Ну а за тем, на шестой неделе, мы вместе с Господом проходим дорогами Палестины, по ступеням, ведущим в Иерусалим, – мы читаем Евангелие от Иоанна о входе в Иерусалим, и далее – Страстная неделя и все её события.
Вот таким образом Церковь предлагает нам вспомнить наш собственный путь к вере, напоминает о том, как он происходит, и мы вместе с Церковью совершаем это восхождение – восхождение в нашей вере, в нашем жизненном духовном пути вместе со Христом к Голгофе. К страданиям и победе – победе над смертью, страданиям с последующим Воскресением. И я думаю, что это напоминание во второй половине поста – на четвёртой неделе – нам необычайно важно для того, чтобы мы подумали и о наших трудностях, о нашей Голгофе, которую мы переживаем или будем переживать: кто-то сейчас, а кто-то несколько позже. Но всё это неизбежно в нашей жизни, потому что, только пройдя через Голгофу, мы достигаем радостного Воскресения.

Пусть Господь благословит, и укрепит нас, и явит эти необходимые свидетельства Своей любви к нам, чтобы мы могли с решимостью и надеждой, твёрдой надеждой, проходить свой собственный путь за Господом, проходя через Голгофу к Пасхе, Воскресению. Аминь.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-