Проповедь прот. Александра Борисова
Литургия Преждеосвященных Даров. 3-й день Великого поста.


Проповедь 16.03.05.

 

Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обычной тем, что Дары освящались в прошлое воскресение, которое было два дня назад. Дары хранятся на престоле, и уже после молитвы — фактически во время служения часов и вечерни — раздробляются и преподаются тем, кто готовился ко Святому причащению. То есть здесь нет Евхаристического канона, нет освящения Даров, поэтому литургия и называется — Преждеосвященных Даров.

Особенность и цель её в том, что она возвращает нас к первым временам Церкви, когда верующие причащались часто, практически за каждой литургией, за которой присутствовали. Они не только молились, но и участвовали в ней, участвовали в причащении. Это практика, к которой наша Церковь постепенно возвращается и сегодня. Потому что верующие не должны быть только зрителями, они — участники литургии.

Мы слышим о том, что надо как следует подготовиться, что надо много поститься и молиться, но всё это благоговение, нужное и правильное, в XIX – XX веке превратилось в избыточное и привело к тому, что люди стали причащаться два раза в году — на свой день Ангела и Великим постом.

Однако сам текст литургии говорит именно о том, что все, кто присутствует в храме, верные, подходят к причастию Святых Христовых Тайн. Конечно, готовиться необходимо, но определить меру нашей готовности нам не дано. И поэтому мы приступаем с верою и дерзновением.

Со страхом Божиим и верою приступите! – возглашает дьякон, и мы подходим ко Святому причащению с осознанием нашей греховности, нашего недостоинства – и только по милости и любви Божией. Как бы мы ни готовились, всё равно невозможно сказать себе, что сегодня я, наконец, достоин. Это будет выглядеть слишком самоуверенно, и, конечно, такой подход будет ошибочным. Поэтому мы и читаем молитву Приими и меня, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника... И Господь говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные

И возглас: Со страхом Божиим и верою приступите! — обращён ко всем людям, которые присутствуют в храме, ко всем крещеным членам Церкви, за исключением, конечно, тех редких случаев, когда человек действительно тяжко согрешил и некоторое время должен воздерживаться от причастия. А с обычными нашими житейскими грехами — с осуждением, раздражением, всякими помыслами недостойными, мы подходим к Чаше именно для того, чтобы получить прощение, получить оставление грехов, потому что в этой жертве Христа прощаются наши грехи.

А таинство Покаяния является скорее дополнительным к этому, здесь мы являемся активной стороной, говоря о своих грехах. Когда же мы подходим ко причащению, то активной стороной является Сам Господь, Который отдает за нас Свою жизнь, Свое Тело и Кровь, отдает именно для того, чтобы мы, приобщаясь, таинственно, мистическим образом получали силу для освобождения от греха. Давайте с вами об этом помнить.

Как уже говорилось, вся наша Церковь сейчас всё более и более переходит к практике частого причащения. Это сохранилось из Древней Церкви в служении священника и дьякона. И священник, и дьякон не могут служить и не причащаться во время каждой службы. Но то же самое — и весь народ церковный, который апостол Петр называет царственным священством. А священник, в сущности, только старший, он предстоит. Он поставлен, чтобы организовывать и совершать это таинство, а участвуют в нем все, кто находится в храме.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что за литургией Преждеосвященных Даров, как правило, не читается Евангелие, а звучат выдержки из Ветхого Завета. На протяжении всего Великого поста эти чтения идут подряд— не только на литургиях, но и в другие дни, начиная с понедельника. При этом читаются три книги: Бытия, Пророка Исаии и Притч.

Книга Бытия, которой начинается Библия, рисует грандиозную картину творения мира. Сегодня мы с вами читали о Шестом дне творения, когда Господь творит млекопитающих, творит совершенные существа, относящиеся к царству животных. И в этот же день Господь создаёт человека по образу Своему и по подобию. Человек творится из тех же самых элементов, из которых создаются все остальные живые существа. Но в нём присутствует нечто совершенно особенное – образ и подобие Божие. И это отделяет непроходимой пропастью человека от самой умной и развитой обезьяны, от всех высокоорганизованных животных. Потому что в человеке есть разум, есть дух Божий, способность видеть окружающее и давать ему нравственную оценку, осознавать себя в этом мире, любоваться и наслаждаться им, и — общаться с Творцом мира, Богом.

Человек творится для того, чтобы владычествовать, как говорит нам Библия, над гадами морскими, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над животными, пресмыкающимся по земле, и над всею землей — со всем, произрастающем на ней. При этом подчеркивается: зелень травная и всякое растение, сеющее своё семя, дано человеку в пищу. То есть человек замышляется, говоря современным языком, вегетарианцем, существом, которое питается только растительной пищей и никого не убивает.

Но уже после грехопадения, после потопа Господь даёт позволение есть не только пищу растительную, но и пищу животную по немощи, по отпадению человека от животворящих сил, исходящих от Бога. Поэтому мы с вами во время поста стараемся перейти именно на растительную пищу. Разумеется, это надо делать исходя из состояния здоровья каждого человека, потому что при некоторых болезнях человек не может обойтись без молочной пищи. И, конечно, в этом случае Церковь позволяет отступать от строгого поста. Когда же человек здоров, он, конечно, воздерживается от всей скоромной пищи, то есть не только от мясной, но и от рыбной и молочной, за исключением некоторых дней, когда рыба разрешена. Впрочем, тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, и молодым активным людям, например учащимся семинарий, дозволяется вкушение рыбы, кроме 1-й, 4-й и последней недели Великого поста, а также среды и пятницы. Так что мы тоже можем этому следовать.

Кроме того, не будет лишним напомнить о том, что мы должны соблюдать не только телесный, не только пищевой пост, но, прежде всего, пост духовный. Во всяком случае, отказаться от многих развлечений, скажем, не смотреть телевизор. Это будет очень хорошее дело, потому что окружающий нас языческий мир буквально навязывает себя через телепрограммы, кстати сказать, весьма низкого качества (за исключением, быть может, канала Культура), через бесконечную рекламу. Так что, если освободиться на время поста от этого мутного потока пошлости, бесстыдства и насилия, будет только хорошо. И не только постом, а вообще на протяжении жизни. Воздержание в пище не всем доступно, а это доступно всем и принесет огромную духовную пользу.

Еще раз напоминаю вам о необходимости перечитать за время поста все четыре Евангелия. Для этого надо, начиная с первого дня, читать по две главки в день. Это не такое трудное дело, но требует постоянства и памяти.

Кроме того, напоминаю, что молитва Ефрема Сирина предназначена не только для церковного чтения, но и для домашней молитвы, с поклонами, как мы делали это в храме. В ней заключена вся сущность настроения христианина в течение поста. Мы просим, чтобы дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия Господь удалил от нас. А дал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. И кроме того, даровал бы нам зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Один из отцов-пустынников настолько высоко оценивал это умение, что считал: видящий свои грехи лучше воскрешающего мертвых. Понятно, это некий парадокс, но в нём заключена мысль, что чрезвычайно важно для человека видеть свои грехи, понимать, что мы несовершенны, что мы нуждаемся в духовном росте, и что только Господь нам это дает.

Ну и, наконец, нам необходимо читать книгу пророка Исаии, которая как бы является контрастом книги Бытия, где присутствует замечательная картина творения мира, человека, Седьмой день, в который Бог заканчивает творение. Он благословляет и освящает Седьмой день для того, чтобы и человек его освящал. Чтобы всё сотворённое, которое, как говорит Бог, «хорошо весьма», жило в радости, в мире и в общении с Ним.

Но за этим, мы знаем, следует грехопадение и та жизнь, которую мы видим вокруг. Поэтому и сказано в книге пророка Исаии: К чему мне множество жертв ваших? — говорит Господь. – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных... праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! (Ис 1: 11—13). Это как будто написано про наши бесконечные праздники, шоу, которые словно затеяны для того, чтоб только не думать о том, какой жизнью, для чего мы живем.

В одной из передач радио «Свобода» зашла речь о том, что наше время безыдейно, что нет сейчас у людей никакой идеологии, что мы сами не знаем, куда идём. На что известный кинорежиссёр Вадим Абдрашитов очень обоснованно возразил, что у нас сейчас везде присутствует идеология наживы, идеология полного бесстыдства, идеология распущенности — все телевизионные каналы этим заполнены. Вот это действительно горькая правда, и этому нам с вами необходимо противостоять.

И вот, что говорит Господь устами пророка Исаии за пять веков до Рождества Христова: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, – говорит Господь. – Если будут грехи ваши, как багряные, — как снег, убелю; если будут красны, как пурпур, — как  волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. (Ис 1: 16—19).

Этот призыв — перестаньте делать зло, научитесь делать добро — необходим для осознания всем, особенно христианам, которым Господь сказал: Вы – соль земли…Вы – свет мира, вы, как закваска, которая брошена в это развращенное общество, как соль, которая предохраняет продукт от гниения и разложения. Вот этим мы с вами должны быть. И только тогда, когда мы действительно отвратимся хотя бы от самых обычных в нашем обществе грехов, мы сможем быть этой самой солью.

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-