прот. Александр Борисов
Проповедь в неделю прп. Марии Египетской


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшняя неделя, как и каждая неделя Великого поста, посвящена особой теме – воспоминанию о Марии Египетской.

Мария Египетская жила в VI веке в городе Александрии, и ее образ жизни был самый предосудительный – образ жизни александрийской куртизанки из богатого портового города. Потом она, когда уже обратилась, говорила старцу Зосиме, что делала это не столько из-за денег, сколько из легкомыслия, жажды, праздника, удовольствия и наслаждений.

И вот эта молодая женщина оказывается на корабле, на котором паломники направляются в Иерусалим на поклонение Гробу Господню. И даже там она не придает значения тому, куда попала, куда направляется, и продолжает соблазнять людей своим прекрасным видом и страстными желаниями. И когда она оказывается в Иерусалиме, то вдруг обнаруживает, что не может войти в храм Гроба Господня. Множество народа входит туда: путешественники, купцы, торговцы, паломники, монахи…Они проходят и проходят в храм, а Мария все время оказывается вне, какая-то сила ее не пускает.

И она взмолилась Божией Матери, не понимая, отчего это происходит, и вдруг осознала, что недостойна войти туда из-за своего образа жизни. И услышала голос: «Иди за Иордан и там спасешься».

И потом эта женщина проводит 47 лет в пустыне одна, там, где даже несколько часов просуществовать человеку бывает очень трудно без запаса воды. Так Господь невидимым образом ее охраняет. И когда старец Зосима (он, как многие старцы на время Великого поста вышел в пустыню из монастыря для проведения этого времени в молитвенном уединении), неожиданно видит вдали человека, то он полагает, что это тоже какой-то подвижник-стоик. Он спешит к нему, чтобы получить благословение, а человек этот удаляется от него, и как только Зосима его настигает, старается убежать. И наконец, когда старец почти догнал его, он слышит голос: «Не подходи ко мне, я женщина».

И они беседуют на расстоянии (от старца Зосимы и становится известна вся история Марии Египетской, потому что это была именно она).

После того как Мария рассказала ему всю свою жизнь, принесла покаяние, исповедалась, она просит старца прийти на это же самое место через год, сказав, чтобы он взял Святые Тайны и причастил ее. Зосима исполняет ее желание, и через год они действительно встречаются на этом месте. При этом он видит чудесное явление – Мария переходит Иордан, идя по воде, как посуху. И после того как он ее причастил, снова просит старца прийти еще через год.

Когда он исполняет и это ее желание, то, придя, обнаруживает ее умершей и по всем признакам понимает, что смерть произошла очень скоро, может быть, на следующий день после того, как он причастил ее год назад.

И естественно встает вопрос: почему именно она удостоилась такой странной участи, такой трудной судьбы, такого покаяния? Когда она пыталась войти в храм, туда входило множество людей гораздо более грешных, чем она.

Видимо, Господь предузнал в ее душе что-то очень важное, что-то очень глубокое. Она шла в храм не ради какой-то нужды, как многие люди – ради здоровья, ради того, чтобы дела шли получше, еще ради каких-то нужд. Она шла только ради того, чтобы предстать пред Самим Господом. Она была богата, у нее все было, она ни в чем не нуждалась.

Вот так бывает, что человек обращается не от какой-то нужды, и это самое ценное, когда человек обращается именно ради Самого Господа, чтобы быть рядом, быть с Ним.

И возможно, увидев это в ее сердце, Господь открывает ей такой странный путь – путь духовного героизма, путь духовного мужества, память о котором сохраняется на протяжении многих и многих поколений христиан. Открывает пример того, что никакое состояние человека не может быть настолько низким, недостойным, чтобы Господь не принял его, когда он приходит и обращается.

Приходящего ко Мне не изгоню вон. И Мария Египетская это полностью исполнила, Бог ей дал.

И вот это обращение к Богу ради Него Самого – очень важно и для нашего сердца, и для Господа, и вообще для человеческой жизни, потому что Господь – источник жизни.

Очень часто бывает так, что мы обращаемся ко Господу, когда какая-то нужда, какая-то болезнь, какая-то катастрофа. Ну мало ли что в нашей жизни бывает. Тогда молитва наша идет прямо из сердца, мы наполнены ей. А когда все в порядке, все хорошо, мы об этом забываем, едва заставляем себя прочесть несколько кратких молитв и уже отходим, потому что слишком озабочены своими делами, слишком озабочены нашими представлениями и  заботами.

Как апостолы Иаков и Иоанн, любимые ученики Христа… Иисус входит в Иерусалим – это последний Его вход в этот город (мы будем вспоминать об этом в следующее воскресение). Господь говорит им о том, что Ему предстоит пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. А что думают ученики? Они воображают, что Он сядет во главе царства какого-то несбыточного, и уже спешат занять места у Его трона. Господь говорит: Не знаете, чего просите.

Вот так часто и мы с вами – ищем не Самого Христа, не любви Божией, не света Божия и правды Божией, а ищем удовлетворения наших потребностей, как язычники, которые обращаются к своим богам по своим конкретным нуждам, или как Емеля, чтобы все по щучьему велению… Нам хочется, чтобы было так, а когда Господь нам этого не дает, то удивляемся: как же это, мы просили, а ничего не получается. Значит, я не так молился, что-то не так сделал, не на том месте встал, не так перекрестился, цепочку не поменял, крестик не так повесил – и находим массу причин, не понимая, что Господь, наверное, для нас предусматривает какой-то другой путь, что не всегда должно быть так, как просят. Что Бог не автомат по выпечке пирожков, нажали кнопку, сделали правильные действия – выскочит пирожок.

Но у Бога другие отношения с нами. Бог хочет, чтобы мы, прежде всего, спаслись, спаслись от грехов и смерти, от того, что может оказаться преградой между нами и Богом. Этого Господь хочет и часто ждет от нас именно тех слов, какие Сам произносит в Гефсиманском молении: Если возможно, Отче, пронеси эту чашу мимо Меня. Но, впрочем, не Моя воля, а Твоя да будет.

Вот этими словами и должна заканчиваться каждая наша молитва. Чтобы мы не были, как ученики, которым предстоит страшное событие, а мы просим какого-то устройства, какого-то земного благополучия.

Пусть Господь благословит нас на эту неделю, чтобы, во-первых, подобно Марии Египетской мы всегда помнили о том, что Господь примет нас в любом состоянии, лишь бы мы обратились к Нему всем сердцем, всею душой.

И во-вторых, что нам важно искать не только каких-то юридических оправданий для нас и наших ближних, а искать Самого Господа. Не Его даров, а Его Самого, Его света, Его истины. Потому что Господь открывает нам самое главное – это Себя. Себя!

О Себе Он сказал: Я есмь путь, истина и жизнь. Аминь.

  31 марта 2001 г.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-