Слово отца Александра Борисова
НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ…
Проповедь, прочитанная 18 февраля 2001 г.

Сегодня на всенощной перед обычными воскресными стихирами исполнялось песнопение, которое поется в три приготовительные недели перед Великим постом – «На реках Вавилонских». Оно представляет собой музыкальное переложение 136 псалма, начало которого звучит в русском переводе так: «При реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».

Вавилон – это столица одноименной империи, куда в 597 г. до Р.Х. были переселены несколько тысяч израильтян из Иудеи и прилегающих областей. Иудея была завоевана Вавилоном, и Иудейское царство прекратило свое существование на многие века. Семьдесят лет спустя, во время восстановления Иудеи, страна находились под властью Персии, а потом греков и Рима. Самостоятельного Иудейского царства никогда больше не было. Лишь в 1948 г. было образовано независимое государство Израиль.

В то время израильтяне не только потеряли самостоятельность, но потеряли столицу, а, самое главное, потеряли Храм, о котором Господь сказал Соломону, что здесь место Его пребывания. Только там приносились жертвоприношения, совершались праздники, туда собирались иудеи со всех концов Средиземноморья на самые большие торжества.

И вот они оказываются в плену и вспоминают о Сионе. Сион – гора в Иерусалиме, вокруг которой строился город, рядом с которой был построен Иерусалимский храм.

«На вербах посреди его, – то есть уже в Вавилоне, – повесили мы наши арфы. Там пленившии нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песню Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя, прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его».

Едом – это потомки Исава, продавшего свое первородство родному брату Иакову, который стал одним из праотцев народа Божия. Едомитяне все время враждовали с иудеями и даже принимали участие в разрушении Иерусалима вавилонянами, они злорадствовали по поводу пленения израильского народа.

«Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136)

Вот горестная поэзия о том, что переживают пленники, будучи выселены со своей родины на чужбину. Это песнопение поётся перед началом Великого поста. Оно не описывает состояние грешника, а скорее призывает его к покаянию. Потому что часто человек не осознает свои грехи, а сравнивая себя с другими, думает: я-то, конечно, не безгрешный, не святой, но и не хуже многих; вот этот еще хуже поступает, и этот не лучше меня; ну, конечно, каяться мне нужно, но, в общем, ничего особенного плохого я не сделал.

И вот, вводя это песнопение на всенощном бдении перед неделей о блудном сыне, Церковь призывает нас к такому же переживанию. Не похоже ли наше состояние на ту богооставленность, которую переживали сыны Израилевы? Они оказались вдали от родины, были лишены своей земли, государственной независимости, культуры, а самое главное – лишены Храма, радостного присутствия Божия, которое они переживали во время многолюдных праздников в Иерусалиме.

Именно к таким размышлениям призывает нас сегодня Церковь: взглянуть на свои грехи, не они ли стали причиной того, что мы печальны, унылы, не чувствуем Бога так близко, как некогда было, что мы утратили радость. Ведь именно грех становится преградой между человеком и Богом. И о том рассказывает 136 псалом, как мы можем забыть наше радостное состояние, когда мы уверовали, приняли крещение, открыли для себя истины божественного Евангелия, удивительные моменты богослужения – когда Господь касался нашего сердца. И вот, все это осталось в прошлом, а сейчас только печаль, уныние, апатия, леность…

Церковь напоминает нам, что причины этого могут быть подобны тем, которые привели к поражению Иудеи и Вавилонскому пленению в те далекие времена: самоуверенность, гордость, отвержение воли Божией. Пророк Даниил, находясь в плену Вавилонском, пишет в своей книге: «Господи, у нас на лице только стыд, потому что за грехи наши отцы наши оказались переселенными на чужбину». И к такой же самокритичной оценке призывает нас Церковь, чтобы мы осознали на протяжении Великого поста: в чем причины того, что мы утратили чистоту, свет, радость – все то, что дает Бог, когда мы близки к Нему.

Пусть Господь благословит нас, чтобы призыв 136 псалма, о котором Церковь напоминает нам перед началом Великого поста, был нами услышан. Как противостояние враждебным искушениям, которые должны быть нами решительно отвергнуты, понимает Церковь образы младенцев, разбиваемых о камень. Забвение периода благодатной радости описывается псалмопевцем, как крайняя неблагодарность по отношению к Богу. Отсюда страшные пожелания самим себе, если мы дадим место в наших сердцах этому низменному чувству: пусть отсохнет правая рука, пусть язык прилипнет к гортани, если только забуду тебя, Иерусалим, место моего счастья и радости.

Пусть Господь благословит всех нас, чтобы на протяжении поста мы так же переживали свои грехи, как переживали утрату своей родины израильтяне в Вавилонском плену. Аминь.

18 февраля 2001 г.