Проповедь прот. Александра Борисова
1-я Пассия. Проповедь 19 марта 2006 г..


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами стоим сейчас у Креста Господня. Только что мы прочитали акафист Страстям Господним – поэтическое произведение Церкви, в котором душа человека говорит о том, что приходит на сердце при воспоминании евангельских образов, предстоя страданиям Христа. Мы находимся перед самой главной тайной нашей христианской веры – перед тайной страдания.

Конечно, мы с вами знаем, что страдание – находится в центре нашей жизни. Вся наша жизнь наполнена им от рождения до смерти. И не только страданием от болезней, но и страданием от непонимания и злобы друг на друга; страданием от многих, самых разных, причин; страданием от усилий для достижения даже очень хороших целей. И это понятно, мы люди, несовершенные, немощные, мы страдаем от своих и чужих грехов, от нашей человеческой слабости.

Но почему страдает Бог? Разве мы не ожидаем именно от Бога облегчения? Разве мы не говорим, что религия даёт нам силы жить? Разве не говорят даже враги веры о том, что религия – это опиум для людей, то есть облегчает страдания, утоляет боль и делает нас к ней нечувствительными.

И вот мы видим, что Господь Сам принимает страдания. Он говорит в Гефсиманском саду, мы только сейчас читали эти слова: Душа Моя скорбит смертельно, – и обращается к ученикам: – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

Иисуса, как и многих праведников, сопровождало множество людей. И это понятно: рядом с Праведником, рядом с Тем, Кто несёт в Себе отблеск Божественной славы и мудрости, человеку становится радостно и легко. За Иисусом постоянно ходило много людей, не только ученики, евангелист говорит, что им даже и поесть было некогда.

А вот наступает момент, когда Он одинок и ищет поддержки и утешения от Своих учеников, а они вместо этого засыпают, потому что устали, потому что нашла какая-то темнота и тяжесть на их сердца. И это одиночество Господь переживает, как переживает всё, что свойственно человеку в жизни.

Он приходит в нашу жизнь и делается сопричастным нам, с тем чтобы мы стали сопричастными Его Божественной жизни. Он разделяет всю нашу жизнь, в том числе самое страшное – одиночество. И одиночество на кресте, когда Его последними словами стала строка из псалма: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?

Псалмы наполнены такого рода воплями страдающего человеческого сердца. И вот Сам Бог восклицает то же самое, обращаясь к Своему Отцу. Это великая и устрашающая нас тайна, но Господь проходит через это страдание вместе с человеком. Проходит через страдание отделённости от Отца, не потому, что возникает какой-то конфликт с Ним, а потому, что в этом тайна страдания Бога за созданный и отвернувшийся от Него мир. И пытаясь это понять и объяснить, мы всегда будем невольно терпеть неудачу, потому что это познаётся сопричастностью, это познаётся верою в то, что Господь действительно всё это проходит не от бессилия и невозможности с этим справиться, а потому, что мы через это проходим.

Он проходит вместе с нами всё, принимая на Себя наши грехи. Он принимает также их последствия – отвержение, страдание, осуждение, смерть, оставленность всеми. Господь проходит через все ступени человеческого горя.

И мы видим, что наша вера, оказывается, не просто в посещении храма, когда какая-то нужда: экзамен, дальняя поездка, кто-то заболел – поставить свечку, и Господь как-то поможет, станет легче. Что вера – совсем другое.

Ведь и за Господом ходили толпы людей, ожидая от Него помощи. Но приходит час, когда эти люди начинают один за одним уходить. Уходит богатый юноша, потому что Господь сказал: если ты хочешь быть совершен, оставь всё, раздай нищим и иди за Мной. Уходят от Него и те, кто не может слышать таинственных слов: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его… не будете иметь части со Мною. Кто может это слышать?! Остаются ученики, но даже и они в последний час уходят. И только Мать Господа, Мария, вместе с Иоанном стоят у креста.

И вот Господь остаётся один в этом апогее Своего жертвенного подвига. Он проходит через эту жертву, чтобы приобрести победу. И тем самым показывает, что победа достигается страданием. И нам Он говорит: и вы тоже будете нести свой крест; Меня гнали, и вас будут гнать.

И тогда мы спрашиваем себя: почему же рассказ об Иисусе, о Его жизни называется Радостной вестью?

Я думаю, потому, что из Евангелия становится ясно, как Бог любит нас, как Он с нами соразделяет всё, что мы имеем тяжёлого и страшного в нашей жизни. И если мы ждём от Бога только чуда, только помощи в наших маленьких человеческих обстоятельствах, то это не то, что Бог пришёл принести нам. Потому что от головной боли, от каких-то других проблем лучше поможет таблетка, какое-то ещё средство, а не молитва. И подобно тому, как над Иисусом смеялись: если Ты Сын Божий, сойди с креста… и уверуем в Тебя; другим помогал, а Себе не можешь помочь! Так и нас часто спрашивают люди: ну что же тебе Бог не поможет в этом твоём несчастье? Почему же у тебя ничего не получается? В чём твоя вера?

И вот приходит Господь в этот мир, и Апостол говорит о Нём, что Он для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. Мы веруем вот в этого – Распятого Христа. И это соблазн для тех, кто ожидает от религии какой-то практической пользы. И когда нет этих знаков явной пользы от религии, то она становится ненужной.

А другие, эллины, ищут мудрости, они ищут гладкого объяснения всего – ваши Евангелия, Библия полны противоречий! Ведь гораздо легче принять какие-то системы, которые вообще отвергают этот падший, безобразный мир. Но Бог приходит в этот мир. Он хочет этот мир не отвергнуть, а спасти. И мы принадлежим и этому миру, и принадлежим Богу. И перед нами ставится очень трудная задача, та же, которую Иисус берёт для Себя: не отвергнуть этот мир, а, будучи в нём, преображать его, нести в мир весть о жертве, которую Бог приносит за нас.

И вот эта победа совершается – совершается в ночь, когда, казалось бы, торжествует измена, страх, одиночество. Господь входит в эти страдания и побеждает их в день Воскресения. И тогда мы начинаем это понимать так, как Иисус хотел, чтобы мы поняли, что желание религии – эгоистической, которая хочет, чтобы Бог нам послужил во всех наших нуждах: сдали экзамен, квартиру поменяли, дом купили и т. д. – мы понимаем, что это не то, для чего Господь пришёл. Он пришёл для того, чтобы одержать победу над смертью, пройти через все страдания и победить их.

И Он приглашает нас идти за Ним, потому что Господь даёт не благополучие, а даёт радость и славу. Славу Божью и радость победы над страданием, победы над злом. Но достигается она крестным путём, достигается тайной смерти и воскресения – в этот промежуток между шестым часом Великой пятницы, когда Господь говорит на кресте: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой – и тем моментом следующего после субботы дня, когда Он говорит Марии Магдалине: Мария! – и она слышит голос Учителя. А между этими двумя событиями – страшная тайна Божественного страдания. Господь призывает нас к великой радости, которую мы с вами узнаём в храме. Для меня это два замечательных момента, думаю, и для многих: первый – когда в Великую Субботу духовенство переоблачается из чёрных одежд в белые, всё становится белым в алтаре, и поётся замечательный прокимен: Воскресни, Боже, суди земли, – воскресни, Боже, суди эту землю, преобрази, спаси её! И второй – когда после пасхального крестного хода впервые возглашается в пасхальной ночи: Христос воскресе! И мы входим в храм, наполненный светом, наполненный радостью, с замечательными песнопениями – Христос воскресе из мертвых! Вот эта ликующая, радостная победа, открывающая будущую жизнь. Которую мы сейчас только предчувствуем, только угадываем, только верим в неё, каждый год всё более и более познавая эту тайну. Каждый год всё более и более познавая, почему Книга об Иисусе Христе называется – Евангелие, Радостная весть.

 

Дорогие мои, я всех благодарю, кто сегодня смог участвовать в молитве, в поклонении Страстям Христовым.

Жизнь Церкви, богослужение для нас, по большей части, бывает трудно понять. Связано это с тем, что богослужебные тексты духовно, поэтически, богословски очень насыщены. Но по мере того, как мы совершаем этот труд, проходя через страдания непонимания, неудобства, усталости от стояния, мы тем не менее начинаем всё более и более проникаться этими духовными сокровищами, которые таит в себе православное богослужение.

Это не препятствует нашим поискам более глубокого понимания слова Божия, чтению книг: и богословских, и научных; наша задача – всё это соединить в едином потоке. Но очень важно, когда именно в этих богослужебных моментах, мы ощущаем: что-то касается нашего сердца, касается каких-то очень важных, глубоких струн. Как Господь когда-то сказал Нафанаилу: Я видел тебя под смоковницею, и тот сразу ответил: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

То же самое происходит с нами, когда в какие-то моменты богослужения, в какие-то моменты нашей церковной жизни мы вдруг понимаем: что-то уникальное нас коснулось, что-то такое, чего мы не найдём нигде в мире, ни в каком другом переживании. И вот, опираясь на эти маленькие мгновения благословения, мы можем глубже и глубже входить в этот великий, ценный дар молитвы, которая нам даётся в церковном богослужении.

Пусть Господь благословит всех нас, дарует нам силы, радость понимания, радость приобщения к жизни Христа, приобщения этой бесконечно высокой, превосходящей нас таинственной жизни, к которой мы, однако, имеем доступ. И вот, совершая эти усилия, понимая, что не всё так просто, как иногда людям кажется: вот, например, кришнаиты, по улице прошли с бубенчиками, в бубны поиграли, освободились – и всё хорошо. Но здесь приобщение к гораздо более высокому, чем просто человеческая душевность, которая даёт нам временное, иллюзорное облегчение; здесь – вхождение в саму тайну бытия, тайну Христа, страдания и бесконечной любви Бога к нам.

Благодарим всех за молитвы, хор за прекрасное пение, которое помогало нам молиться. Храни вас всех Господь! С миром изыдем! Ангела-хранителя всем в пути!

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-