Проповедь прот. Александра Борисова
Прощёное воскресенье.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие мои, вот мы уже с вами вступили во время Великого поста. Что можно сказать о том, что сейчас наполняет сердце христианина? Что может быть созвучно нашим сердцам? Желание моего сердца – сказать о том, что, конечно, мир, окружающий нас, не может быть нами принят как должный, как мир завершенный, оконченный, мир, о котором мечтает наше сердце. Мы видим вокруг себя множество зла, мы видим множество не только стихийных бедствий, но, главным образом, зла, которое происходит от человеческих рук, от человеческого сердца. И, конечно, слова апостола о том, что мы здесь пребываем как бы во временном жилище, и сердце наше взыскует вечного града, отражают глубинное отношение каждого человека, в особенности, христианина, к окружающей жизни.

И понятно, что на эту жизнь реакция может быть разной. Может быть юношеская бунтарская реакция, осуждение и отвержение Бога, коль скоро Он создал такой несовершенный и несправедливый мир. Но может быть и другая реакция, более взрослая. А основная черта взрослого – видеть свою долю ответственности, свою долю вины в том, что происходит вокруг него. И, конечно, если человек смотрит на мир взрослыми глазами, то он прекрасно понимает, что из того зла, которое в мире, к сожалению, существует, наверное, где-то девяносто процентов совершается человеком. Человеком, который свою свободную волю, свои таланты, свои дары, возможности, силы употребляет не на добро, а на зло.

И сегодняшний день воспоминания Адамова изгнания, конечно, нашу мысль направляет к грехопадению человека, к испорченности нашей человеческой природы. Известные слова апостола Павла: бедный я человек! доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, именно его-то по большей части, и делаю.

Из всего этого складывается то человеческое зло, которое нас окружает. И поэтому библейский взгляд, церковный взгляд на мир – это именно как на процесс, который еще не завершен, который находится еще в стадии становления человека – от его падшего состояния, состояния греховного, отвернувшегося от Бога, избирающего свою волю – в направлении к исполнению воли Божией.

«Да приидет Царствие Твое!» – дает Господь нам слова молитвы. То есть, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Пока человек далек от этого. Но на протяжении всей истории стремление человеческого сердца к добру, устремленность к истине, к свету, к любви все время подкреплялась призывом Божиим. В самых разных уголках земного шара мы не найдем ни одного человеческого племени, где бы не было устремленности человека к небу, к духовному началу окружающего нас мира. И во многом эти устремления сходны, хотя во многих обществах божество представляется каким-то страшным идолом, которого человек должен всячески умилостивлять, часто ужасными жертвоприношениями. Но по мере того, как шла история, человечеству открывался лик Божий как любящего Отца.

И особенно это утвердилось в библейском Откровении, которое и принесло в мир христианство. Принесло в мир именно приятие Бога как любящего Отца, Который хочет этот мир, созданный Им, с дарованной ему свободой, привести к Себе, привести ко благу, к добру. Но не насильно, не путем нарушения свободы человеческой воли, а путем призыва человека к добру, к справедливости, призыва к благодати, к тому замыслу, который изначально вложен в этот мир и в каждое человеческое сердце. И вершиной этого пути как раз и стало христианство – жертвенная любовь Бога к Своему творению. И не просто к человечеству как массе, но и к каждому в отдельности. Каждый из нас приходит к Богу именно как встретивший Его один на один. Бог обращается не к толпе, не к массе, не к народу, а обращается к личности каждого из нас.

Но в то же время Он призывает к тому, что мы должны идти все вместе. Потому что если мы будем идти каждый по отдельности, то мы невероятно обедним себя и, скорее всего, сделаем невозможным свой путь к Богу. Потому что только взаимный обмен всем тем прекрасным, что отдельный человек увидел и услышал в своей жизни, только взаимный обмен и обогащение создают вот этот единый человеческий организм, в котором циркулирует добро и откровение благодати. И когда мы включаемся в этот церковный организм, то мы действительно являем собой это общество, это собрание единомышленников, собрание друзей.

Бог задумал человека как существо социальное, существо, которое живет не в одиночестве, а как единое человеческое братство. И в то же время в этом братстве, несомненно, остается драгоценной личная, индивидуальная жизнь каждого человека. Мы живем все вместе, и каждый в отдельности. Удовлетворяются обе потребности человека – потребность побыть одному, сосредоточиться на себе, понять, кто я и что я, что я могу, и что я должен сделать. И в то же время братская поддержка друг друга. Именно это и дает нам Церковь, именно это и дает нам христианство.

Позиция христианина в мире не может быть пессимистической, потому что в мире есть много прекрасного и радостного. Она не может быть и вполне оптимистической, потому что в мире есть множество зла, которое не может нас не огорчать и не печалить. Позиция христианина в мире – и реалистическая, и позиция воинственная против зла на стороне добра. Вот то, что вкладывает библейское, церковное мироощущение в сердце каждого из нас. И когда мы говорим о воинственной позиции, то, прежде всего, конечно, мы можем основываться на словах апостола Павла о том, что наша брань не против плоти и крови, не против какого-то отдельного человека: вот мы какого-то там злого уничтожим, и все пойдет хорошо. Ничего подобного! И мы это прекрасно знаем. Умирает диктатор, умирают палачи, а зло в мире продолжает существовать.

Позиция христианина против духов злобы поднебесной. В принципе против зла. В частности, того зла, которое через личностное злое овладевает человеческим сердцем и толкает его на пути зла, находя в человеческом сердце согласие с этим злом. И вот этому мы и призваны противостоять. И Великий пост дается нам как путь. Путь из страны рабства греху в свободу славы сынов Божиих. И вот на этом пути мы тоже идем, и каждый по отдельности, и идем все вместе. Мы идем, каждый по отдельности, принося свое то, что мы можем: свои нужды, свои мысли, свое движение сердца. И вместе поддерживаем друг друга, обмениваясь духовным опытом, поддерживая наши добрые устремления.

Итак, мы вместе совершаем этот путь от Прощёного воскресенья к Пасхе Христовой. И на этом пути у нас есть множество средств, которые нас поддерживают. Это богослужебные тексты, молитвословия, Евхаристия. Это Священное Писание, Святое Евангелие, которые мы призваны перечитать, все четыре Евангелия, за время поста. Для этого, в общем-то, нужно постоянство в таком несложном делании, как ежедневно прочитывать по две главы. Это не так сложно, но требует от нас организованности и дисциплины.

 

Для этого у нас имеется множество наставлений, которые не имели христиане, жившие всего лишь 15–20 лет назад и ранее. Сейчас имеется множество руководств к посту: отца Александра Шмемана, отца Иоанна Крестьянкина, отца Александра Меня. И мы не в коем случае не настаиваем: вот только это, а не то. У нас в киоске вы можете встретить разные наставления, но одно из наиболее близких нам – «Практическое руководство к молитве» отца Александра Меня, где кратко излагается его опыт проведения поста. Для меня духовный опыт отца Александра Меня особенно ценен тем, что он сочетал в себе глубокую воцерковленность, как человек, который с младенчества был в Церкви, с ясным духовным реализмом. Отец Александр переживал обращение в зрелом возрасте, как большинство из нас, а с младенчества жил интенсивной церковной жизнью, и одновременно соединял это с высочайшим уровнем философии, богословия и культуры. Имеется множество и других книг, и те, которые ближе вашему сердцу, вот ими и руководствуйтесь в это замечательное время поста.

Это не время траура и черной одежды, в которую мы сейчас, по недавно сложившейся традиции, переоблачаем убранство храма и надеваем на себя. Все это сравнительно недавнее (не более полутора или двух веков), заимствование от Западной Церкви, подчеркивание некоего траурного момента. Но вместе с тем мы уже знаем, что Христос победил смерть. И проходя через дни Страстной седмицы, мы понимаем, что эта победа уже дарована нам, и подчеркивание траурной ноты, – это есть лишь сопереживание, сочувствие страстям Христовым. Во времена, предшествующие этому обычаю, постовые одежды были белыми как символ чистоты.

И, конечно, самой концентрирующей поддержкой, самой краткой и, в то же время, глубокой на этом пути для нас является молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы только что с вами читали: «Господи и Владыко живота моего…» И вот там гениально кратко и точно сформулировано, что должно преобладать в нашем сердце и чего быть не должно. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть, вот это должно быть от нас удалено: праздность, уныние, стремление начальствовать, все время что-то говорить (празднословие). Вот этого не должно быть.

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Говорится именно о состоянии нашего сердца. Не о тех конкретных делах, которые у каждого будут разные в соответствии с его возможностями, с его укладом, возрастом, состоянием здоровья, занятостью, и т.д. Но вот этот дух, который определяет то, что должно и чего не должно быть в нашей жизни, – вот это с гениальной краткостью формулируется в этой замечательной молитве.

Мы читаем эту молитву не только здесь, в храме, но и всегда читаем вместе с утренними и вечерними правилами у себя дома. И мы не должны забывать об этой молитве. А то в прошлом году я с ужасом убедился, что довольно многие из наших прихожан даже не имели о ней представления. Надеюсь, в этом году этого уже не будет. Давайте читать ее сосредоточенно, с любовью, со вниманием и дома, утром и вечером, напоминая себе о том духовном состоянии, к которому нас призывает Церковь.

И, конечно, сегодня мы еще раз вспоминаем о том, что сегодняшнее воскресенье называется также Прощёным, потому что, входя в это путешествие, мы должны оставить позади все то, что Слово Божие называет «запинающий нас грех». То есть грех, о который мы претыкаемся, который нас держит, тормозит в этом нашем движении. Это – грех непрощения, грех осуждения. И поэтому сегодня ото всех нас, ваших пастырей, я прошу вас простить нас. Простить за то человеческое несовершенство, которое естественно для нас в этом мире, за ту ограниченность наших человеческих возможностей. Конечно, мы желали бы с каждым из вас иметь близкое духовное общение и какой-то обстоятельный разговор и о проблемах, и о наставлениях. Но, надеюсь, что это будет компенсироваться той благодатью, которую Господь дает всем нам, когда мы собираемся здесь, когда мы приходим к церковным таинствам покаяния, хлебопреломления – Евхаристии, к таинству елеосвящения (соборования). И в этих таинствах мы восполняем духовным образом то, что на человеческом уровне общения не всегда возможно во всей полноте.

От всех моих сослужителей я прошу вас нас простить. Простить за несовершенство, простить за несовпадение между реальным и должным, которое, конечно имеется в нашем служении, как и во всякой человеческой деятельности. И просим ваших молитв, чтобы этим постом духовное единство, которое созидается на каждом приходе, восполняло все те наши человеческие немощи и недостатки, которые могут нам препятствовать на этом пути. Будем молиться, чтобы все это оставалось позади, и Господь восполнял своею благодатью то, что мы по немощи нашей не можем дать друг другу. Простите и благословите нас, грешных.

Аминь!

13 марта 2005 г.

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-