протоиерей Александр Борисов
Проповедь на праздник Сретения Господня.


«…для каждого человека открывается возможность этого выбора – быть со Христом, поверить Ему, полюбить Его и ради Него принять тот путь, который Он Сам прошёл и который предлагает нам».

Проповедь отца Александра Борисова на праздник Сретения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня наша Церковь отмечает праздник, называемый замечательным словом – Сретение, то есть Встреча. Происходит встреча старцем Симеоном Младенца Иисуса Христа, о Котором ему было предсказано, что старец не умрёт до той поры, пока не увидит Креста Христова. Это была также встреча Ветхого и Нового Завета – это союза между Богом и людьми, который уже выполнил своё предназначение в Ветхом Завете на этапе закона Моисея. Павел позже скажет, что закон этот был детоводителем ко Христу.

И вот, кроме закона (в нём Бог говорит о том необходимом для человека, что он должен делать), Господь даёт нам и силы к его соблюдению, но делает это не каким-то чудодейственным образом, когда сразу меняется наше человеческое существо, и мы становимся совершенно другими, безгрешными, радостными, верующими, послушными. Нет, Господь нам даёт только возможность, Он отдаёт нам Самого Себя, а от нас ожидает принятия, согласия стать на трудный путь веры. Духовная работа наша этим не заканчивается, она только начинается, и открываются возможности идти за Господом, Который этот путь проложил от рождения – до смерти и воскресения.

Господь даёт нам не только Самого Себя, Он даёт и помощников. И прежде всего – Свою Матерь. Не случайно вслед за словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля – старец Симеон говорит Марии: И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец, ибо лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле.

Действительно, для каждого человека открывается возможность этого выбора – быть со Христом, поверить Ему, полюбить Его и ради Него принять тот путь, который Он прошёл Сам и который предлагает нам. И при этом Он говорит: Я с вами во все дни до скончания века, но не говорит, что на этом пути нам будет легко, что не будет никаких препятствий, что всё будет идти как по маслу. Ничего подобного, Он предупреждает учеников: Меня гнали и вас будут гнать, но тут же обещает: Моё слово соблюдали и ваше соблюдут.

И действительно, мы видим, оружие пронзает Матери Божьей сердце. Она помнит ангельские пророчества о том, что станет Матерью Сына Давидова, но вся жизнь Ее, казалось бы, противоречит этому. Она рождает Своего Сына в условиях крайней нищеты, без всякой помощи, в загоне для скота. А ведь Ей было сказано Ангелом (как мы читаем в Евангелии незадолго до этого): Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

И мы видим, что Царство начинается с убогой пещеры, с бедной жизни, когда у Марии и Иосифа нет даже средств, чтобы привести на сороковой день по рождестве Младенца в храм ягненка для положенного в Ветхом Завете выкупа первенца. Вместо этого, как предписано самым бедным людям, они приносят лишь двух птенцов голубиных – благодарную жертву и жертву за грех – минимальный выкуп, который только возможен по закону. А следом за этим – страшная опасность и необходимость бежать в Египет, и жизнь там в безвестности, в бесславии.

А потом, по возвращении – бедная жизнь в Назарете, когда Господь Своими руками зарабатывал на хлеб для родителей и Себя Самого. И большую часть жизни на земле, 30 с небольшим лет, именно так провёл Господь. А когда Он вышел на служение, казалось: вот началось время Его славы. Но Матерь Его могла лишь издали видеть Своего Сына, не имея возможности даже приблизиться к Нему, потому что Он целиком отдал Себя проповеди Царства Божия, покаяния и обращения. А затем – преследования, гонения, и наконец – Голгофа, на которой Она видит Сына Своего, распятого на кресте, умирающего позорной смертью, как последний преступник…

Мария, быть может, ещё надеется в Своём сердце, что сейчас Господь сойдёт, развернет Небеса и покарает врагов, и слава Давида сойдёт на Её Сына. Но ничего подобного, Сын говорит Ей: Жено! – указывая глазами на ученика, – вот сын Твой, а ему говорит: Се, Матерь твоя. И Она понимает, что ничего, что Она ожидала в сердце, не будет. И только солнце померкло, и земля содрогнулась от человеческой злобы и непонимания.

Но проходит три дня, и весть Воскресения проносится над всеми. И вот тут начинается слава Божия, слава того престола, который Бог даёт Иисусу. В день Пятидесятницы Мария, как сказано, пребывает вместе с учениками Христа, и Дух Святой сходит на них. Матерь Божия пребывает в любви и уважении всей христианской общины. И начинается победоносное шествие христианской Церкви. Но это не триумфальное шествие в человеческом понимании, а победа правды, добра, справедливости – жертвенная победа, потому что отмечена крестами казнённых христиан, но, вместе с тем она прославлена жизнью святых, сопровождается преображением мира, и милосердие становится нормой сегодняшнего дня.

И когда мы сетуем на жестокость окружающего нас мира, то недурно вспомнить, каким страшным был языческий мир, когда бросали никому не нужных стариков, детей. Правда, и сейчас есть такая тенденция, чтобы вымирали все, кто обществу бесполезен. Но надеемся, это временно. Во всяком случае, христианская норма – это, прежде всего, любовь и благоговение перед каждой жизнью.

И вот на этом пути и нам предстоит труд. И нам приходится встречать много горя, много тяжелого, много страданий. Но Господь нам сказал:  Я с вами во все дни до скончания века. Матерь Божия тоже с нами. И мы взираем на кончину Её жизни, Её радостное, победное прославление и почитание всеми народами земли, на Её чудесное вмешательство в жизнь людей, на ту помощь, которую Она дарует Своей Церкви на протяжении многих веков – и всё это нас, конечно, воодушевляет. И мы можем обратиться к Матери Божьей с молитвой: Пресвятая Владычице Богородице, даруй нам Твоё мужество и Твою силу, Твою благодать, чтобы мы, проходя через те трудности, которые неизбежны в жизни каждого человека, не падали духом, но по Твоим молитвам, по Твоей милости шли за Сыном Твоим, были Его учениками и Твоими чадами, как все святые. Аминь.

15 февраля 2005