протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Праздник Торжества Православия


Проповедь от 20.03.05.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня – первая неделя, первое воскресенье Великого поста. Нынешний день Церковь называет праздником Торжества Православия. Это воспоминание связано с VII Вселенским собором, который состоялся в VIII веке и на котором было восстановлено иконопочитание, то есть почитание изображений Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, святых, к тому времени почитаемых и прославляемых Церковью.

Незадолго перед этим возникла иконоборческая ересь, когда люди, быть может, из ветхозаветных представлений, что Бога невозможно изобразить (а ведь Евангелие говорит: видевший Меня, видел Отца), – боролись против священных изображений. Конечно, этой борьбе способствовало еще и то, что люди слишком материалистично воспринимали святые иконы. До сих пор во многих местах бывшей Византии, особенно, на Балканах, встречаются иконы и фрески, у которых многие места выцарапаны людьми еще в древности, в VII-VIII веке, – например выцарапаны глаза. Люди сдирали краску и добавляли себе в пищу для того, чтобы лечить глаза, уши и т.д. И вот против этих злоупотреблений возникла другая крайность – иконоборческая ересь. И много икон было уничтожено, многие люди пострадали, даже были убиты.

Но VII Вселенский собор восстановил иконопочитание и сформулировал его в таких словах, что честь, воздаваемая образу, восходит на Первообраз, что мы почитаем иконы духовно, не само вещество иконы, краски и доски, а то, что изображено. И вот этот православный взгляд утвердился и по настоящее время сохраняется как в Западной, так и в Восточной Церкви.

Господь воплотился и дал людям увидеть Себя и тем самым дал нам право изображать Себя, воплощенного Сына Божия, а также Божию Матерь и святых. Разумеется, изображение Бога Отца, которое иногда встречается, – символическое. И у нас в России изображения Бога Отца были порицаемы Стоглавым собором (во времена Ивана Грозного). Но, тем не менее, желание как-то обозначить Творца неба и земли привело к появлению символических изображений Его в виде старца. Но Церковь старается этому противостоять.

Но, так или иначе, изображение Господа на иконах есть не просто некое историческое воспоминание, а есть утверждение истинного соединения человеческой и Божественной природы. Иконопочитание утверждает, что воплощение произошло реально. Что Господь действительно принял нашу природу. Что Он не был неким Ангелом, который некоторое время побыл на земле, показался в человеческом облике и потом покинул нас.

Как говорили древние отцы, если что-то из человеческой природы не воспринято Господом, то оно и не уврачёвано, потому что не прошло весь путь со Христом, не пережило смерть и воскресение. Поэтому мы целиком принимаем догмат о Боговоплощении.

И, надо сказать, что это выражение – «Торжество православия» не имеет отношения к противопоставлению Западной, Католической, и Восточной, Православной, Церквей, потому что этого противопоставления тогда еще и не было. Этот собор происходил за три века до трагического разделения Церквей. Речь идет о православном взгляде, который утвердился еще на I Никейском соборе в формулировке о том, что Сын Божий единосущен Отцу. Не подобен, а единосущен, как мы поем и теперь в нашем Символе веры. Но из воплощения следует, что если Господь действительно (Церковь это установила и исповедует уже на протяжении 2000 лет) пришел к нам, подобный нам во всем, кроме греха, приняв нашу человеческую судьбу, приняв на себя ответственность за нее вплоть до смерти, и смерти крестной, то это означает и необходимость нашего человеческого ответа на Божию любовь.

И вот сегодняшний отрывок из Послания к Евреям как раз и рассказывает о праведниках Ветхого Завета. О Моисее, который роскошной и беззаботной жизни наследника фараона предпочел жизнь с народом Божиим, предпочел страдать с ним, чтобы исполнились обетования Божии. Чтобы спасение пришло на землю для народа израильского, а через него и для всех людей земли – и это совершилось.

Послание говорит и о многих других праведниках Ветхого Завета. И мы с вами, конечно, можем привести примеры многочисленных праведников и мучеников уже Нового Завета.

И когда мы говорим о Церкви, призывая наших родных и близких к христианской вере, то можем сказать: вы не на нас смотрите, грешных и слабых людей, вы смотрите на святых людей, которые явили в себе полное торжество христианства в человеческой жизни. Как говорит Послание, будем взирать на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр 12, 2–3)

Поэтому, когда мы здесь, на земле, переживаем трудности, встречаемся со многими неприятностями, болезнями, предательством, какими-то печальными явлениями нашей гражданской, политической жизни, мы не должны падать духом. Потому что Господь пришел спасти и это человечество. Он умер за каждого человека, в том числе за того, кто нам, может, даже и неприятен, и ненавистен. Он за каждого человека умер, потому что Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины.

Другое дело, что человеку остается свобода выбирать путь за Христом или жить без Него. И вот когда мы выбираем путь за Христом, то святые и Сам Господь – величайший пример для нас. И жизнь наша должна быть такой, чтобы сегодняшний евангельский эпизод встречи Иисуса с Нафанаилом мы могли бы приложить и к нашей жизни, к жизни нашей Церкви, нашей общины, к жизни каждого из нас.

Когда Филипп идет за Христом в Галилею, он решает пригласить своего друга Нафанаила, чтобы и с ним поделиться радостью, что он нашел Мессию, нашел того Спасителя, о Котором говорили пророки много веков назад. Как и нам хочется поделиться, когда мы увидели какой-то замечательный фильм, прочитали замечательную книгу, познакомились с замечательным человеком, увидели прекрасную церковь. Нам хочется, чтобы и другой, особенно тот, кто нам близок, дорог, тот, кого мы любим, тоже пришел и увидел это.

И поэтому Филиппу тоже хотелось, чтобы его друг Нафанаил узнал о Мессии. И он говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса из Назарета. Нафанаил, как человек осторожный, скептический, говорит: может ли из Назарета, с севера, из сомнительной Галилеи быть что-либо доброе? А Филипп ему отвечает очень просто и мудро: пойди и посмотри. И когда Нафанаил еще шел, Господь сказал: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил несколько насторожено спрашивает: почему Ты знаешь меня? Почему Ты знаешь, что я человек добрый, нелукавый, настоящий израильтянин, настоящий член народа Божия?

 – Когда Филипп тебя позвал, ты был под смоковницей, и Я видел тебя там.

И, видимо, было в тот момент в душе Нафанаила что-то такое, что он понял: перед ним не просто прозорливец, не просто какой-то замечательный равви, – перед ним действительно Спаситель мира Христос.

И он говорит: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. –исповедав сразу две ипостаси, два служения Господа. Сын Божий, истинный Бог, Который пришел в мир, и Царь Израилев. Тот Самый, о Котором говорили пророки. Тот, Кто восстановит царство Израилю, но царство не земное, не от мира сего, а Царство Небесное, Царство духовное, которое уже начинается в сердце каждого верующего. И Господь говорит Нафанаилу: ты правильно сказал, отныне увидишь еще больше, увидишь Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Вот так и мы на нашем пути, если только не изнеможем, если только действительно в своем выборе веры будем тверды до конца, мы тоже увидим эту великую радость, о которой говорит Апостол, что не видел то глаз, не слышало то ухо, что уготовал Бог любящим Его. Поэтому будем проходить наш путь веры так, чтобы мы действительно могли прийти к каждому человеку и сказать: пойди и посмотри на святых Церкви. Пойди и посмотри на ту веру и ту радость, на ту благодать, которая пребывает на их служении.

Но для этого и нам надо быть в молитве и не заниматься разговорами. Как иногда у нас бывает: идет причастие, а у входа в притвор какой-то базар. Люди обмениваются новостями, впечатлениями, что-то вспоминают. Это, конечно, крайне печально. Мы должны понимать, что здесь мы – в присутствии Божием. И не только в присутствии Божием, а в присутствии тех людей, которые пришли, быть может, впервые посмотреть, что же такое Церковь, что же такое собрание христиан? И что они увидят? А от этого, может быть, зависит их дальнейшая судьба. Как бывает нередко: человек пришел в храм, и кто-то его одернул, сказал ему какое-то слово неприятное. Человек уходит и потом много лет уже не решается переступить порог храма, потому что он встретил там плохих свидетелей. Давайте всеми силами просить Господа дать нам этим постом такую благодать, чтобы мы действительно могли быть хорошими свидетелями для тех, кто приходит к Нему. Чтобы мы могли действительно быть достойными учениками нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-