Протоиерей Александр Борисов
Всенощная Троицы
Проповедь 2 июня 2001


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником вас, дорогие друзья! Думаю, что праздник Троицы один из самых радостных, потому что здесь раскрывается для каждого из нас полнота божественной любви, божественной природы. Потому что Бог есть не какая-то отвлеченная монада, а Бог есть некая природа, имеющая внутри вот эту составность: Отец, Сын, Святой Дух. В сущности, Господь Иисус открывает нам имя Божие, имя как Отца – Отца, у Которого рождается Сын, и Отца, от Которого исходит Святой Дух.

Вот это единство, единство природы при различии ипостаси, тем не менее, представляет собой уникальное, невиданное единство любви, то единство, которое нам является на гениальной иконе Рублева. Когда мы на неё смотрим, то всегда задаемся вопросом: а где Отец, где Сын, где Дух Святой? Художник умышленно делает их как бы неотличимыми.

Единое Божество, единая природа и Три Лица – как мы с вами: единая человеческая природа и множество лиц. Но, к сожалению, в отличие от Лиц Божественных, мы не соединены нерасторжимой любовью, это остается лишь пожеланием, лишь нашим стремлением к ней. Это завет, который нам дан: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).

Вот в этом подтверждение нашего христианства, которое пришло от Бога – если мы будем едины. Потому что для людей всегда свойственно, первая характерная черта людей – это разделение. Партии, компании… – всегда разделялись люди.

И вот Господь нам дает совершенно другой завет – завет единства и любви, и это единство свидетельство того, что христианство не человеческая выдумка, не человеческая идея, а христианство есть Божий Промысел, Божие Откровение. Когда мы любим друг друга, то мы понимаем, что всякое разделение, всякое противостояние – это есть грех, с каких бы точек зрения он ни оправдывался – культурных, национальных или этнических. Господь завещал нам единство. И в сегодняшнем очень коротком чтении из Евангелия от Иоанна Господь говорит об этой единой природе, когда Он дунул и сказал ученикам: примите Дух Свят, Имже отпустите грехи, отпустятся, Имже удержите, удержатся.

Почему это свидетельство именно о Божественной природе и Сына и Духа?

Вы помните, как Господь, исцеляя расслабленного, вначале говорил: Чадо, прощаются тебе грехи твои! И стоявшие рядом книжники, очень хорошо знавшие Священное Писание, открытые Богу, знавшие Бога, но люди очень жесткие, очень негибкие говорили: Кто может прощать грехи кроме Одного Бога? Но Господь, исцеляя расслабленного, именно говорит о том: Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи, т.е. Он свидетельствует о Своей единой природе с Отцом.

И когда в сегодняшнем евангельском чтении Иисус говорит, что Духом Святым будете прощать грехи, Он говорит о том, что Дух Святой есть тоже божественной природы, и никакое это не творение, и никакая эманация или излучение, а что это есть Сам Бог – Бог, Который оживляет, оживотворяет.

Дух Святой имеет удивительное свойство: как только начинаем говорить о Нем, мы чувствуем, как меняется атмосфера, как располагается наше сердце, как оно открывается и делается нежным и прощающим. И Дух Святой хочет, чтобы мы призывали Его.

Церковь-мать ведёт нас, как опытный педагог, и на протяжении периода от Пасхи до Троицы не поёт молитвы Святому Духу. Сначала это как бы компенсируется тем, что мы поем: Христос воскресе из мертвых… – утверждая победу над смертью. Затем Вознесение. И вот в короткий период от Вознесения до Троицы (мы уже не поем тропарь Вознесению и еще не поем молитвенную песнь призывания Святого Духа) мы ощущаем нашу человеческую потребность, нашу нужду в Духе Святом.

И наконец, главный элемент сегодняшнего праздника – мы впервые все вместе воспеваем замечательное песнопение, замечательную молитву, с которой начинаем каждое дело, с которой начинаем каждое молитвословие, призываем Господа этой ипостаси, очень нежной, очень чувствительной. Только о Ней говорит Иисус: Не оскорбляйте Духа Святаго, не хулите на Духа Святаго. Нигде не сказано этого об Отце и Сыне, но сказано о Духе Святом. Это Его особое свойство. Поэтому очень важно иметь осторожность. Если какое-то священное событие нам непонятно, далеко от нас, мы должны проявлять осторожность и сказать: я просто об этом ничего не знаю, не могу ничего сказать, но не осуждать, чтобы не подпасть обвинению в хуле на Духа Святого. Это всегда очень опасно для нашего сердца.

И наоборот, когда мы идём с открытостью, нам дается радость, дается нежность присутствия Бога. Пусть Господь даст нам сегодня, и завтра, и во все дни Свое благословение, завтра особенно, в тех молитвах, которые мы, коленопреклоненные, будем читать после литургии. Впервые после Пасхи мы будем совершать коленопреклонение и читать о ниспослании, точнее, обновлении в нас действия Божия Духа. Аминь.

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-