прот. Александр Борисов
Неделя 6-я Великого поста.
Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Проповедь


Проповедь на всенощной 23 апреля 2005 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только сейчас мы слышали, что нас собрала благодать Святого Духа, и мы все вместе воспевали устами замечательных певцов нашего хора: Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!

В самом деле, благодать Божия призывает нас в храмы, для того чтобы воздать Богу благодарение. Воздать не потому, что Господь – Творец мира, бесконечных пространств вселенной и пылающих звёзд, нуждается в нашем человеческом славословии. Конечно, не поэтому. Это мы нуждаемся в том, чтобы осознать величие Творца, осознать нашу причастность к Нему, осознать любовь Бога к нам и наше ответное да Господу, которое в том и выражается, что мы признаём, что Он – источник жизни, носитель света и всякого блага.

И поэтому мы сегодня вспоминаем историческое событие, о котором  подробно рассказывают евангельские повествования, как Господь входит в Иерусалим, уже не таясь, уже не скрывая Своё мессианство, а открыто говоря о том, что если встречающие Его замолчат, то камни возопиют. Он отвечает людям знатным, людям учёным, которые сомневаются, скептически смотрят на Его дела, на Его Личность, и говорит: разве вы никогда не читали, что из уст младенцев и грудных детей Господь воздаст хвалу, потому что сердцем блаженны видящие Бога?

Почему мы читаем в этот день на всенощной пророчество Захарии? Потому что это не только буквальное видение через тьму веков того, что произойдёт в Иерусалиме; как придёт Сын Давидов, Царь из потомства Давидова, из того самого колена, о котором сказано: Не отнимется скипетр от Иуды. Из того самого колена, из которого, как скажет позже апостол Павел, воссиял Господь наш, и Он истинный Царь, истинный Пророк и истинный Первосвященник. И для нас самое главное, что те люди, которые поставляются на эти места, всегда подвержены человеческим слабостям и порокам, и лишь указывают на Того, Кто воистину будет справедливым Царём, истинным Пророком, т.е. говорящим полную правду, и Первосвященником, Который даёт благодать, освобождает нас от грехов и недостатков.

И в пророчестве Захарии, которое мы сегодня слышали, говорится так: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Поразительно, что пророчество, сказанное за несколько веков до этих событий, говорит даже о такой детали, что Сын Давидов входит в Иерусалим на ослике, точнее – на ослице, которая кормит ослёнка, то есть она ещё не приспособлена даже к сельскохозяйственному труду; как исключение на ней можно что-то везти, а уж тем более она не приспособлена к войне. Этим подчёркивается мирный характер входа в Иерусалим, Иисус полностью освобождает Себя от малейших признаков насилия, силы, власти, свойственных земным представлениям.

И далее речь идёт о том, что Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря и до моря. Возвестит мир народам… Мир – самое главное, что ищет человеческое сердце, потому что никакое устройство, никакая жизнь человека невозможна в нормальном своём развитии без мира. Мы знаем, как для нас желанен мир между супругами, мир в семье, мир между нашими детьми, мир между детьми и родителями, мир между соседями, мир в государстве, мир между разными странами. Потому что только в условиях мира возможно доверие, а в условиях доверия возможно спокойное существование и развитие, освоение всех ресурсов, всех благ земли. Земли, на которой сейчас, с одной стороны, половина населения постоянно голодает, а с другой стороны, тонны продовольствия выбрасываются в море, уничтожаются, чтобы поддержать высокие цены, для экономических выгод. Отчего это? Оттого что между людьми нет мира, нет доверия друг ко другу.

И ясно, что мир установится не оттого, что будут какие-то сверхсовершенные законы или прекрасные президенты. Ничего от этого не произойдёт, если эти самые лучшие законы не будут соблюдаться людьми, если в сердце человека будет зависть, вражда, желание украсть, уничтожить – никакие законы его не остановят. Поэтому важен мир в сердце человека.

Наше богослужение мы начинаем с Великой ектении, в которой мы говорим: Миром Господу помолимся, то есть – в мире. Мы просим о Свышнем мире, который посылается свыше и благословляет наши сердца – с наших сердец начинается мир вокруг нас. Если мы ищем удовлетворения своих амбиций, удовлетворения своей зависти, злобы, раздражения, то, конечно, никакой мир вокруг нас не будет существовать. А только тогда, когда мы ищем кротости: се Царь грядет кроткий и смиренный, сидя на молодом осле.

Вот об этом нам важно помнить, что по-настоящему мир приносится в наше существование только со Христом. Только Он носитель мира.

Я думаю ещё о том, что в древних и не очень древних христианских государствах, в которых существовала монархия, наверное, этот праздник был очень нелёгок для монархов, потому что встречают подлинного Царя, прославляют не их, а какого-то другого Царя. Не эти монархи настоящие цари – они только символ власти, которая на самом деле осуществится не ими, а только Богом.

И для нас, живущих в условиях так называемой республики, ясно, что и нам нужно ожидать подлинного мира не от каких-то властных структур, а оттого, что христианская весть будет захватывать всё больше и больше сердец.  Важно, чтобы прежде всего в наших сердцах воцарился Господь как подлинный Царь, подлинный наш Владыка. К Которому мы приходим не только в день Его радостного входа в Иерусалим и приветствуем Его ветвями вербы – этими символами пробуждающейся жизни в наших широтах, но и приветствуем всем нашим сердцем, именно во Христе полагая основу своего мира, полагая в Нём силу и источник нашего существования, мира, который должен начаться в сердце каждого из нас.

И если это начало будет положено нами, то тогда мы вправе надеяться, что мир Христов будет завоёвывать всё больше и больше сердец и в нашем огромном городе, и в нашей стране, и во всё мире. Аминь.

 

Поздравляю всех с праздником Входа Господня в Иерусалим, желаю, чтобы для наших сердец это было действительно встречей со Христом, осознанием, что Он носитель мира, подлинный Царь, Пророк и Первосвященник. Понятно, что это глубокие вещи, которые в полноте осознаются нами на протяжении, быть может, очень многих лет нашей христианской жизни. Но важно эту нашу жизнь воспринимать как путешествие – с постоянными радостными и удивительными духовными открытиями, которые не просто представляют собой некое поэтическое богословие, а имеют прямое, практическое отношение к жизни каждого из нас, к нашим взаимоотношениям с людьми, проявлению нашего терпения, надежде на Бога, вхождению всё больше и больше в  ту духовную сторону жизни, которая дарована каждому из нас и которую мы призваны в себе умножать и обогащать. Храни вас всех Господь!

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-