Протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Вознесение
24.05.2001 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как всегда, по праздникам говорится о сути празднуемого события. И как это нередко бывает, слова тропаря, слова церковного песнопения, молитвословия, церковной службы содержат самое главное и дающее нам огромный простор для размышлений над тем, что происходит.

Тропарь сегодняшнего праздника начинается словами: Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…Т.е. Иисус вознесся во славе и сотворил радость ученикам обещанием Святого Духа. Но эта фраза содержит в себе некую загадку и некое обещание, о котором стоит поразмышлять.

Во-первых, радость. Почему же радость? Казалось бы, ученики в последний раз видят Господа. Они с Ним расстаются, больше они не увидят Его вот так – присутствующего рядом.

Они наполнены этой радостью потому, что всегда главным источником радости человека является присутствие Божие. Присутствие не только какого-то мистического переживания, редкостного для обычного человека.

У нас в жизни бывают какие-то минуты, какие-то периоды, дни, недели, о которых потом вспоминаем и с радостью, и с печалью, что вот сейчас этого нет. Но Господь говорит о радости другой, радости, когда Бог присутствует среди нас, в самых различных явлениях окружающего мира. Радость прекрасного цветка, радость солнечного дня, радость общения с другом, радость встречи, радость улыбки ребенка, и множество, множество других проявлений жизни, в которых Господь действует и через Им сотворенный, Им благословленный мир доставляет нам необычайную радость. Источником ее является именно Сам Господь, когда в неповрежденном виде Его творение предстает перед нами очищенное, именно таким, каким Господь его создал. И доставляет нам действительную радость соприкосновения с её Источником.

И вот здесь Господь говорит: радость сотворил обещанием. Вот это очень ценное свойство человека, и в то же время трудно им приобретаемое – радость от одного только обещания. Как правило, человеку доставляет радость обладание, когда человек уже находится в этом радостном событии. Скажем, человек должен прийти на какой-то праздник – он уже радуется, когда празднует, когда прекрасный стол, друзья, идет какая-то очень интересная беседа, радость встречи с друзьями.

Это нам радостно, но, тем не менее, вполне представима радость ожидания. Как, помните, в одной известной современной песне: я всегда любил не столько спектакль, сколько подготовку к спектаклю, – вспомните, это известная песня.

Действительно, ожидание чего-то, умение этому радоваться, тоже очень важно для человека, потому что в этом содержится его участие в том, что будет происходить. Его созидательная энергия направляется на это, а не просто, когда он пассивно, тоскливо ожидает, как поезда на вокзале. А не думает о том, как прекрасно сейчас отстранится от всех дел, достает интересную книгу, которую мечтал прочитать, не хватало времени. Вот предвкушение – это тоже важное человеческое свойство, созидающее, разделяющее будущую радость.

Ученикам это было свойственно. Они переживали радость от обетования Святого Духа, от обещания только. Почему? – потому что они знали, что это будет. Это не было для них что-то абсолютно неизвестное.

Вы помните, когда Господь является ученикам впервые, когда не было апостола Фомы (в Евангелии от Иоанна это рассказывается), Он дунул и сказал: Примите Духа Святого, Имже отпустите грехи – отпустятся, Имже удержите – удержатся.

Т.е. какая-то часть Духа Святаго уже была с ними. Они знали об этом, они знали рассказ о крещении, кто-то присутствовал при этом, кто-то даже видел Духа, в виде голубя сходящего, – и тоже ощущали огромную радость. И уже зная об этой радости, они предвкушали её.

Когда им Господь обещал Святого Духа, то сказал: тогда приимете силу, – они знали эту силу, и это предвкушение доставляло им радость, о которой говорит тропарь сегодняшнего праздника.

И еще очень важное и связанное с одержанием сегодняшнего апостольского чтения. Ученики от радости спрашивали: да, хорошо обетование Духа, но, наверное, царство Израилю в это время восстановишь, сядешь на троне и т.д., то есть они опять возвращаются к представлениям о будущем Царстве, окрашенным земными красками.

Но Господь говорит им: несть ваша знать времена и сроки. В русском переводе звучит немножко более грубо: не ваше дело знать времена и сроки. Церковнославянский в данном случае мягче и точнее, по-видимому, отражает то, что было сказано на самом деле. Речь идет о том, что человеку не дано знать, когда это точно произойдет, потому что всегда хочется знать, в какой день и в какой час, утром или вечером. Чтоб я точно знал, чтобы я рассчитывал свое время, чтоб я был готов, есть еще другие дела, потом сделаю после этого и т.д.

А Господь не хочет нам точно сказать, Он говорит: через несколько дней получите дар Духа Святого. Не говорит точно день. Почему? Потому что сердце человека отнюдь не свободная система, человек может оказаться не готов к тому дню, когда Господь ему назначит срок.

Вот это особенность свободы человека и свободы Бога по отношению к человеку. И приоритет Божиих прав, суверенность Бога по отношению к нам. Он властен, Он владыка, Он решает, когда произойдет то или иное событие. И поэтому нам дается вот эта радость ожидания, радость будущего участия, и для нас с вами тоже очень важно в этой нашей жизни – мы часто бываем заняты –, быть к этому готовыми. Нам очень важно быть готовыми к тому, что обязательно лично с нами произойдет это радостное касание нашего сердца.

Когда мы будем стоять коленопреклоненными и читать большие и очень содержательные молитвы о ниспослании Духа Святого, может быть, в этот момент наши переживания могут оказаться довольно невзрачными, но в какой-то другой момент нашей жизни, до или после, действительно коснется нашего сердца то, что Он обещал.

Обещание Божие, как говорится в Писании, непреложно, неизменяемо, неизменно.

Если Господь нам сказал, то непременно будет. Но нам важно это ожидание. Есть известная притча об Антонии Великом, когда он 40 лет молился Господу: «Господи! Вот я стою 40 лет и не чувствую, что Ты рядом со мной». А Господь ему говорит: «Я, Антоний, 40 лет стою у тебя за спиной и радуюсь твоему терпению, радуюсь твоей любви, твоей надежде на Мое присутствие».

Вот нам важно уметь радоваться ожиданию. Уметь этому радоваться. И это напоминает мне одно событие в моей жизни. Был такой замечательный человек – архимандрит Таврион, он жил под Ригой в маленькой пустыньке, и множество людей в 1970-х годах съезжались туда получить его благословение, наставление и т.д.

Прошло уже лет 5 моего диаконского служения, и никак все не рукополагают во священника. Еще год… и вот еще 12 лет прошло после этого. И я сетовал: «Батюшка, – говорю, – так и так, все вроде хорошо, жена, дети, все здоровы, все слава Богу, да вот никак не рукополагают».

А он сказал слова, которые я запомнил, и чем дальше, тем больше осознавалась эта мысль: «А вы ожидайте с радостью! Ожидайте с радостью!»

И в этом глубокая мудрость этого замечательного старца: это радость события, которое непременно будет, – но тогда, когда окажется, что наше сердце будет к этому готово. Вот поэтому так важно нам не впадать в уныние. А то, что еще не произошло, – в этом и есть наше первое доверие к Богу. Если Господь сказал: Я дам вам радость, которую никто не отнимет от вас, Я дам вам то, что утолит вашу жажду, и из вас будут течь реки воды живой, – это непременно будет, и слышать это обещание уже наполняет радостью. Это особое духовное усилие связано со смирением и доверием…

Пусть Господь благословит нас, чтобы сегодня каждый мог жить этим обещанием, обещанием Святого Духа, как если бы оно уже действительно наступило в нашей жизни.

Пусть Господь благословит нас, чтобы для каждого этот момент не был упущен, чтобы для каждого он действительно стал самым радостным моментом в его жизни. Аминь.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-