Слово отца Георгия Чистякова
Сретение Господне
Проповедь 15 февраля 2004.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовил пред лицем всех людей, свет во откровение язычникам и слава людей Твоих Израиля.

Именно как свет, который пришёл в мир, входит в нашу жизнь Господь Иисус Христос. Входит для того, чтобы осветить каждого и каждую из нас и осветить для нас жизнь вокруг. В сиянии света мы становимся другими, потому что в сиянии этого света мы начинаем видеть Бога.

Сегодняшний день – праздник Сретения Господня. Это день, когда мы вспоминаем о том, как сорокадневного Младенца Иисуса принесла Мария, Мать Его, с праведным Иосифом в храм Божий для того, чтобы как первенца Своего посвятить Его Богу. Храм – это место Божьего присутствия, храм – это совершенно особое место в жизни древнего Израиля, в жизни ветхозаветной церкви. Потому что это теперь по всему миру в множестве, почти что в каждом переулке находятся храмы христианские. А тогда это был единственный храм для всего мира, и другого не было. И было особенное место, где удивительным образом присутствовал Бог, особенное, потому что туда стремились люди со всех концов Иудеи и прилежащих к ней земель, а на самом деле – со всех концов земли, потому что люди знали, что там Бог.

И вот сюда приносит Мария Младенца Иисуса. Происходит встреча Младенца, Который является возлюбленным и единородным Сыном Своего Отца, с Отцом, пребывающим во свете неприступном. И Дух Святой, ведомый Которым приходит в храм старец Симеон, тоже присутствует здесь. Таким образом в этот день является нам Бог в Троице.

Младенец Иисус на руках у Своей Матери входит в храм. (В некоторых странах этот праздник называется Очищение, потому что нас всех очищает в этот день Бог.) Вместе с Младенцем Иисусом входим мы в близость Божию, входим в храм славы Его, и все мы, каждый и каждая из нас, и прикасаемся к славе Божьей. Никто не придёт к Отцу, как только через Меня, говорит Христос. И вот, наверное, сегодня мы и переживаем с вами этот приход к Отцу. Очищаясь от всех наших грехов, от всех наших слабостей, от всего нашего несовершенства, мы вместе с нашим Господом и Учителем открываем для себя, что такое жизнь вечная… И тогда, когда делаем добрые дела, мы действительно начинаем по-другому чувствовать тот свет, который сияет нам во Христе. Этот свет во откровении язычников, который просвещает наши очи и изменяет всё и в нас самих, и вокруг нас. Старец Симеон и пророчица Анна благословляют Младенца и молятся о Нём, и радостно возвещает Анна-пророчица, дочь Фануилова, радостно возвещает всем, кто ожидает освобождения Иерусалима, о том, что в мир пришёл Спаситель.

А что такое, давайте задумаемся, братья и сестры, что такое – освобождение Иерусалима? Это наше с вами освобождение от наших грехов, от наших слабостей, от нашего уныния, от нашего отчаяния, от наших страхов, от нашей раздражённости, а порою даже и злобы. Это наше освобождение от всего, что не даёт в нас царствовать греху. Кто делает грех – раб греха, говорит Иисус и приходит в мир для того, чтобы освободить нас от рабства греху и сделать нас действительно свободными людьми.

Братья и сестры, самый драгоценный дар – это свобода, которую проповедует пророчица Анна и которая даётся нам только Христом и больше никем, и больше никогда. Будем держаться за эту свободу, потому что только она превращает нас в новых людей, которые, несмотря на слабости, несмотря на болезни, несмотря на обстоятельства, живут и дышат полной грудью. И этот свет, который мы получили во Христе, несут в своих сердцах и просвещают этим светом других. Нам дано, как луне, отражать свет Христов, и давайте всегда стараться делать это. И давайте стараться смиренно и радостно служить нашим близким и при этом не отходить от храма – постом и молитвой, как пророчица Анна, которая, как говорит нам Писание, день и ночь служила в храме Богу молитвою и постом. Пусть наша молитва будет живой и жаркой. И пусть в нашей молитве всегда присутствует свет во откровение языков, свет, который пришёл в мир во Христе, для того чтобы осветить нас всех.

Когда мы находимся в тёмной комнате, то все вещи стоят на своих местах, все картины висят на стенах, все книги с умными мыслями стоят на полках или лежат на столе, но мы этого ничего не видим. В книгах мы не видим ни единой буквы, на картинах мы не видим, что изображено, мы можем только пощупать рукой раму. Мы не видим ничего. Мы только ощущаем, ощупываем. Но всё это уже есть. И вдруг загорается свет, и всё это обретает смысл: каждая буква в каждой книге, каждое слово, каждое изображение на картине или на рисунке – всё обретает смысл. И также всё обретает смысл в нашей жизни, когда в ней вспыхивает свет Христов, Который просвещает всех. Вот почему, братья и сестры, так важно открыть сердце этому свету и быть действительно учениками нашего Господа и Учителя, быть действительно учениками Христовыми…

Сегодня, поскольку нас очень много собралось на Божественную литургию, конечно, не все из вас, дорогие братья и сестры, успеют подойти к священнику для того, чтобы сказать, быть может, какие-то очень важные слова в своей исповеди. Потому что бывает так, что на исповеди мы начинаем говорить о жизни вообще, упускаем из виду что-то самое важное. Потому что надо на исповеди, прежде всего, говорить о Боге, о наших отношениях с Богом, о том, как прорываться к Богу, о том, как вместе с Младенцем Иисусом войти в близость Божию, когда Его выносит Мать Его, Пречистая и Пресвятая, на Своих руках в храм Славы Божией. Так давайте же сегодня скажем без слов, скажем молча, скажем нашему Господу о своих грехах и слабостях и попросим об исцелении и попросим об очищении, помня, что сегодняшний – это день нашего с вами очищения. Скажем, братья и сестры: очисти нас, Господи, от всех наших грехов и слабостей; омый нас, Господи, светом Своей благодати и укрепи наши сердца; сделай нас, Господи, учениками Твоей Тайной Вечери и сподоби нас причаститься Святых Пречистых Твоих Таин. Вот мы, Господи, стоим пред Тобой, и Ты принимаешь нас как Своих учеников, принимаешь нас как братьев и сестёр. Господи, войди в моё сердце, войди в сердце каждого и каждой из братьев и сестёр и укрепи нас и сделай нас в нашей слабости сильными Твоею благодатью, в нашей немощи укрепляемыми Твоею силою. И дай нам, Господи, чтобы мы никогда не отрывались от Тебя и ни на мгновение о Тебе не забывали, потому что как только забываем о Тебе, так уходит из нашей жизни этот свет, этот свет, который всё для нас. Скажем так, братья и сестры. И со страхом Божиим, верою и любовью будем походить к Святой Чаше. И я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Братья и сестры, в этот день будем с вами, как призывает Церковь, совершать таинство Евхаристии едиными устами и единым сердцем. Переживём этот день, как апостолы, про которых так и говорит Писание, что у них было одно сердце на всех. И вот, давайте с вами переживём этот светлый день так же, потому что это день нашего очищения, потому что это день, когда мы вместе с Младенцем Иисусом входим в близость Божию, входим под своды святые, в которых пребывает Бог, освящая всё и делая нас с вами из грешников, слабых, беспомощных и заблудившихся, делая нас с вами святыми. Потому что, когда священник говорит: Святая святым, то он имеет в виду не только великих святых, которые сподобились стать друзьями Иисуса, но и имеет в виду каждого и каждую из нас, несмотря на все наши слабости, несмотря на все наши грехи. Потому что Христос пришёл в мир, чтобы очистить от них всех нас, каждого и каждую.

С праздничным днём паки и паки мы все поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём Сретения Господня, поздравляем мы вас! И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!