иерей Иоанн Власов
Проповедь на Всенощной
18 декабря 2009

Фонограмма


Проповедь

На праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

В субботу 19 декабря 2009 года, в Богоявленском соборе города Москвы.

Иерея Иоанна Власова, клирика храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине.

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе, братья и сестры, ныне, Русская Православная Церковь празднует, молитвенно прославляя угодника Божия святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

В любом храме от Первопрестольной Москвы до самой дальней епархии мы сможем без труда найти икону этого святого. Но обнаружить человека, который никогда не слышал о святом Николае Угоднике, мы не сможем, даже приложив усилия. Его образ можно встретить в тюрьме и больнице, в приюте и подводной лодке.

Не редко бывает так, что человек, блиставший при земной жизни своими талантами, после кончины быстро стирается из памяти потомков. Но тем, кто не искал мирской славы, но стремился к славе небесной, Всемилостивый Господь дает оставить свой яркий след не только на страницах истории, но и в сердцах и душах людей. Таким светом, пронизавшим столетия, стал живший в первой половине четвертого века святитель Николай.

Заступник нуждающихся и неправедно осужденных, покровитель воинов, и путешествующих.

Святитель происходил из ликийского города Патара. Его родители были благочестивыми людьми. Они долго не имели детей, но не теряя надежды со слезами молили Бога о ребенке. Вымоленное чадо с первых лет своей жизни радовало и удивляло их. Уже тогда в нем явственно угадывались черты будущего подвижника – терпение и воздержание. Родители, своим словом и примером развивали его способности. С отрочества он стал обучаться Священному Писанию, церковной и домашней молитве, богомыслию и послушанию. В молодости уже похожий мудростью на старца он не тратил время на пустое общение и разговоры, избегал непристойных зрелищ, хранил целомудрие. Архиерей города Патары, видя добрую жизнь юноши и нелицемерную любовь к Богу, рукоположил его в клирика. Подвизаясь в равноангельской жизни святитель не оставлял заботой своих родителей до самой их смерти. Получив хорошее наследство, он, помня отеческий пример, не заботился о приумножении богатства, но молился лишь о том, как можно лучше употребить его на милостыню. В городе, в то время, жил некогда богатый человек с тремя дочерьми. Потеря богатства, нищета семьи довели его до отчаянного состояния. Он замыслил отдать дочерей в блудилище, чтобы как-то заработать на еду и одежду. Святитель Николай, узнав об этом, стал тайно, ночью подбрасывать через окно деньги, чем спас семью не только от голода, но и от позорного греха. Падая святителю в ноги, отец дочерей со слезами вопрошал: ”чем мне отблагодарить тебя?” На что святой кротко отвечал: “молчанием”.

Во время путешествия на Святую Землю, корабль, на котором он плыл, застигла буря и святитель не словом, но делом явил свою веру в Спасителя. По его молитве успокоилось море, и корабль с людьми был спасен. Возвратившись на родину, святой удалился в монастырь, где находился до своего призвания на архипастырское служение на главною кафедру Ликии город Миры. Бог велел ему отныне жить не только для своего спасения, но для всех людей, нести им свет Истины, защищать от житейских и духовных бед.

В начале четвертого века, император Диоклетиан издал указ, который предписывал христианам отречение от веры в Единого Бога, принуждал принести жертвы идолам, непокорных ждали тюрьма, пытки и смерть. Святитель Николай бесстрашно проповедовал Христа, за что скоро оказался в тюремных оковах на достаточно большое время. В узах, как повествует его житие, “славный пастырь  поил темничных соузников водами благоче­стия и питал словом Божьим. Многие из заключенных до конца были твердыми в исповедании веры, страдали и умирали за истину, вдохновленные наставлениями богомудрого Николая”.

Скорый в милости к скорбящим, святитель был неустрашимым воином против демонов. Защищая свою паству от губительных пороков язычества и гордыни ереси арианства святой был бескомпромиссным и нелицемерным, уподобляясь делами и духом пророку Илие и Иоанну Крестителю. За это Церковь называет его «великим благочестия столпом, твердым православия укреплением, мечом, плевелы прелести посекающим».

Являя свет Христов людям, святитель Николай далеко раздвигал границы своего архипастырского служения. Пламенея любовью к  Богу, высоко поднимался над ограниченностью падшего естества. Он бесстрашно защищал несправедливо гонимых перед воеводами, правителями и самим императором. Радушным приемом и мудрой беседой склонил военноначальников усмирить бесчинство солдат, чем предотвратил кровопролитие в Андриаке. Спасая невинно осужденных на казнь, он, преодолевая ревностью о правде Божьей немощь плоти, бежал из Андреака в Миры, для того, чтобы вырвать меч у палача и швырнув его на землю сказать: «Я готов умереть вместо этих невиновных”. Взяточник, отдавший приказ на казнь, каясь в грехе, на коленях просил у святителя о прощении. Когда Ликия вымирала от голода, от непосильных налогов или неурожая, святитель Николай, не смотря на придворные интриги шел в Константинополь к императору, и повесив мантию на солнечный луч, убеждал Константина снизить поборы. Для скорости отправлял императорский указ по воде, вверяя его и судьбу своей паствы Кормчему – Христу. Являлся во сне итальянскому купцу с благословением везти зерно в голодающую Ликию, не забыв при этом оставить осязаемый задаток. При жизни к нему обращались как чудотворцу. Просили избавить от морских волн и от бури человеческой злобы, греха и зависти. И святитель являлся на тонущем корабле, успокаивал море, как это некогда делал Сам Спаситель. Доблестные воеводы по зависти, обреченные без суда на казнь молились со слезами: “Боже Николая, избавивший его рукой трех мужей от беззаконной казни в Ликии, спаси нас от горькой смерти”. Не успевая по плоти в Константинополь, святой духом своим предстал ночью перед императором и одним из заговорщиков, грозно повелев им восстановить справедливость и освободить невиновных.

После мирной кончины святителя чудеса стали умножаться, явно указывая на то, какую славу стяжал святой у престола Господа Славы. Народ Божий называет Николая чудотворца скорым помощником, потому что многие поколения христиан имеют непосредственный опыт его молниеносного заступничества в разнообразных нуждах, скорбях и печалях. Великое множество храмов, пределов и престолов освящено в его честь.

В Турции, не испытывающие приязни к христианству гиды, непременно предложат посетить место, где жил и был погребен святитель Николай - Миры Ликийские. Дотронься до его гробницы и загадай себе чудо, предлагают они туристам. А сколько православных паломников ежегодно бывает в итальянском городе Бари, где с 1087 года находятся мироточивые мощи святого. Окаменевшее от греха человеческое сердце согревается молитвой ко святителю Николаю чудотворцу. Как согрелось оно у благоверного князя Дмитрия Донского, когда он шел на смертельный бой с ордой Мамая.

Братья и сестры, мы все больны грехом, сердца наши холодны и пусты, но не будем унывать и отчаиваться, мы тоже паства святителя Николая, если от всей души, с покаянием молимся и взываем к нему: святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Аминь.