иерей Иоанн Власов
Проповедь на Литургии
14 ноября 2010

Видео


 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Братья и сёстры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью молитвенно вспоминаем и празднуем день святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана Ассийских и матери их преподобной Феодотии. Святые бессребреники Косьма и Дамиан были родными братьями. Отечество их – Ассия. Так в древние времена называлась часть малой Азии. Ни времени их рождения, ни времени смерти неизвестно. Несомненно только, что они жили не позднее 4-го века. Отец их был грек и язычник, мать – христианка по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило только лишь к их счастью. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей, решившись на всю жизнь остаться вдовою. Она ревностно исполняла закон христианский, отказавшись от всех радостей житейских, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинной вдовицей, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединенна уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениях день и ночь. Поэтому Святая Церковь причла её к лику святых, наименовала преподобною и творит память её вместе с чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание. Но в то же время, они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать – дар исцеления и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косьма и Дамиан. Это, разумеется, привлекло к ним множество болящих всякого рода. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягчались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их, для чего переходили из города в город, из веси в весь и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою высокою целью – служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближнему. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды. Никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твёрдо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия – исцеляйте, прокаженныя – очищайте, мёртвыя – воскрешайте, бесы изгоняйте, туне приясте, туне дадите. Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали её. Об одном только просили они исцелённых ими – чтобы те твёрдо веровали во Христа и свято жили во Христе. Если же врачуемые ещё не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцеленных, Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей – они не забывали и бессловесных животных. «Праведник милует души скотов» – говорит Слово Божие. Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей, и как скоро они показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды им случилось зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда, сюда загнал и здесь разбил его дьявол. Святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в своё место.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой и только под конец её одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнью, не получая облегчения ни от кого из врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. C верою в чудодейственную их силу, она послала просить их к себе. Святые исполнили её просьбу и как только вошли в дом её, больная получила исцеление и стала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им всё своё имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от неё ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от неё эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил её просьбе. Косьма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь к Косьме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трёх яиц. Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Моё Имя». Косьма утешился, но никому не сказал о своём видении.

Сотворив после сего ещё много знамений и чудес, с миром почил святой Косьма. Через несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали – где положить его? Завещание Косьмы было у всех в свежей памяти, нарушить его они страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошёл к ним верблюд. Люди молчали, а верблюд заговорил. «Люди Божии – так начал речь бессловесный, – много насладившиеся знаний и чудес от святых Косьмы и Дамиана, не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом, как слуга я пришёл к вам поведать тайну Косьмы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелён святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою. И положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман, ныне не существующий и разрушенный турками. Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь, «чудная, преславная» как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие. Видя такое неоскудное, неизждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали храм. После сего можно судить как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звёзды, нежели поведать все чудеса святых.

Слава о святых чудотворцах и бессребрениках дошла и до пределов России. Построено было и в Москве несколько храмов в честь святых бессребреников, и Ассийских, и Римских. В одном из этих храмов мы сегодня с вами торжественно совершаем молитвенную память святых угодников Божиих. Будем просить их и в этот день, и во все дни, не только о своём здоровии телесном, но и о здоровии духовном, так, чтобы нам к своим ближним относиться с нелицемерной любовью и бескорыстной заботой.

С праздником, братья и сёстры!

Храни вас всех Господь!

Аминь.