протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 октября 2009

Фонограмма


 прот. Александр Кузин 11.04.2009

…память святых отцев VII Вселенского Собора, который проходил в VIII веке от Рождества Христова, в 767-м году. На нем присутствовало 367 святых отцов, и Церковь канонизировала всех их как исповедников и учителей Церкви, которые отстояли иконопочитание, потому что VII Вселенский собор был посвящен борьбе с иконоборцами.

Иконоборческая ересь возникла за несколько десятков лет (может быть, даже в VII веке она уже была) и заключалась в том, что ее приверженцы говорили о том, что вот есть заповедь «не сотвори кумира», и иконопись, иконы нарушают эту одну из десяти Моисеевых заповедей. Но Моисеевы заповеди были даны до Боговоплощения. А Боговоплощение дало апостолам и прочим людям, которые были свидетелями земной жизни Христа, видеть Его святой образ, потому что Он явился в образе человека. Тем самым восстановив обетование Господне о том, что по образу и подобию Божию будет создан человек. И эти образ и подобие были восстановлены Господом Иисусом Христом после грехопадения, когда человек начал терять это богоподобие через приверженность греху и через рабство греху.

И догматическое установление Собора – это был не догмат. Поклонение иконам, иконопочитание не есть догмат, но он есть догматическое следствие догмата о Боговоплощении. Мы знаем, что Господь воплотился в виде человеческом, вочеловечался. И поэтому мы, братья и сестры, также, как и современники земной жизни Христа, также можем лицезреть Его святой образ, который отобразился и в сердцах, и в очах современников Христа, и для нас отобразился в виде икон.

И не только образ Христа почитается, но почитается образ Божией Матери, почитается образ святых преподобных отцев, которые также своей жизнью уподобились Богу, восстановив в своем житии образ Божий в своем земном обличии.

Поэтому-то мы, братья и сестры, почитаем святые иконы. Но было, конечно, сказано, что почитается не доска, не сам предмет иконы, а образ, изображенный на ней.

И, братья и сестры, мы тем самым ничем не обделены по сравнению с самими апостолами и свидетелями земной жизни Господа Иисуса Христа, потому что и для нас образ Христа явлен в виде икон и изображений из земной персти. Потому что ведь что такое краска, или камень, или дерево? – это земля. И вот из земной персти воссоздается образ Божий. И тем самым мы, братья и сестры, имеем надежду и на то, что та земная персть, из которой и мы состоим, также способна вместить Бога, способна уподобиться Богу через делание правды Божией, через исполнение Его святой воли и Его святого закона.

Братья и сестры, великое достоинство человека – жить по закону Божия, по закону Самого Творца! Не по законам природы, как «всякая тварь бессловесная», а по закону Самого Христа, Самого Бога, «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мы имеем такое преимущество, такое достоинство – жить по закону Божию, который, конечно, выше всех законов природы. И когда требуется для славы Божией, то «побеждается естества чин», и происходит то, что мы называем «чудеса».

Но величайшим чудом является сама жизнь, братья и сестры. И в этой жизни величайшее счастье для нас – уподобляться Богу через исполнение Его закона и Его святой воли.

Да не напрасно будет, братья и сестры, для нас дано такое великое достояние, и да будет оно для нас условием и надеждою на то, что мы вернемся пред очи Божии в Царство Его. Как были изгнаны Адам и Ева, так мы будем возвращены в обители небесные Господа. Да будет так, братья и сестры. Молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, и святых отцев VII Вселенского собора, утвердивших иконопочитание и победивших ересь иконоборчества, которая есть, на самом деле, отрицание Боговоплощения. Да поможет нам в этом Сам Всемилостивый Господь. Да вселит Он в нас способность в первую очередь, конечно, благодарить Бога. И способность использовать Его Святые Дары во спасение в жизни вечной.

Аминь.