протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 октября 2009

Фонограмма


 прот. Александр Кузин 11.04.2009

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня на Божественной Литургии было прочитано Божественное благовествование, Евангелие, в котором рассказывается, благовествуется о насыщении, чудесном насыщении пяти тысяч человек (как говорилось еще там, кроме женщин и детей - когда подсчитывали, имели в виду мужчин), пришедших ко Христу. Насыщении пятью хлебами и двумя маленькими рыбками. Это чудесное насыщение вот таким малым количеством хлеба, и причем остатков, т.е. крошек, остатков от еды осталось семь корзин, т.е. во много раз больше, чем вначале было хлеба и рыбок - вот такое было чудо сотворено. И люди, увидев его и насытившись, возлюбили Христа и уверовали в то, что Он – Царь Израильский. И у них даже было такое искушение - тайно Его взять и привести в Иерусалим, чтобы Он воцарился – чего Он ходит там по каким-то местам? Вот такое у них было мнение и они готовы были его даже исполнить. И Христос даже вынужден был скрываться от них.

Вот, братья и сестры, вот так Господь нам может проявить такое чудо и проявляет. И это чудо - насыщение пятью хлебами - оно как бы тоже предвозвещает нам Таинство Евхаристии, потому что здесь тоже малым количеством хлеба таинственным образом, чудесным образом, насыщается, ну не наша плоть, потому что плоть не насытишь таким количеством, а насыщается наша душа Плотью и Кровью Христовой.

Братья и сестры, вот когда мы думаем о том, что Господь нам поможет во всяких наших бедах и наших проблемах, то надо не забывать, что кому помог, кого накормил Христос? Они к Нему за хлебом пришли, или за рыбками? За чем? Они пришли за Словом Вечной Жизни. И Он им дал необходимое: и хлеба, и рыбы – и они насытились. А мы, братья и сестры, часто бывает, стоим на Литургии и уже Херувимскую пропели, в Херувимской помните слова: «всякое ныне житейское отложим попечение», а мы не то что не откладываем житейское попечение, мы вопим: Господи, помоги мне управиться с моим сыном, помоги мне ну еще с какими-то вещами. И только об этом и думаем. Только о житейских помышлениях душа наша и болит. Не умеем мы отложить эти попечения на страшный, тАинственный момент Исповеди и Причастия. И даже исповедь – это не момент, когда мы на батюшку навешиваем все свои житейские попечения. Батюшка рухнет от всех, он как и любой человек своё несет, а чужое как же он унесет? Не сможет. А вот грехи отпустить может. Это великое Таинство. Перед Исповедью, перед великим Таинством Исповеди также не житейские попечения в сердце нашем должны быть, а скорбящая о своей гибели и нечистоте душа наша – вот главная наша проблема на Исповеди! И если мы думаем о едином на потребу, о исцелении нашей болящей, смердящей во грехах душе, то Господь, очистив ее, даст нам и всякое житейское попечение, и всяких житейских благ исполнит нашу жизнь настолько, насколько посчитает нужным. Не как мы хотим – ведь мы иногда просто как неразумные дети: чего-то хотим, да побольше, да послаще, а о том, что нам действительно надо, часто просто забываем. Например, завидуем людям, соседям, у которых там 3 машины, дача, а о том, что мира в семье своей нет, забываем. А что важнее-то для человека, как не мирные отношения с близкими своими? А оно может быть, только если есть мир в душе самого человека. Вот об этом и надо беспокоиться. Об этом, а не о том, чтобы… вот представьте себе, чтобы за Христом бежали люди: «Дай мне хлеба, дай мне хлеба, дай мне невесту, дай мне дом, дай мне мерседес…» - я думаю, что Христос и так-то скрывался от них, а тут бы убежал вообще, не пришел бы.

Вот так вот, братья и сестры, поэтому «единое на потребу» - необходимо нам помнить о спасении нашей души. И если мы это будем помнить, то, конечно, всякую печаль нашу, всякую слезу нашу отрет Господь, и всякую проблему поможет решить, но не так, как мы хотим, а как угодно для спасения нашей бессмертной души.

Да будет для нас, братья и сестры, смиренномудренное стремление ко спасению души главным в нашей жизни. И тогда не только в храме мы получим необходимое для нашей жизни, но и сама жизненная круговерть и суета прекратится, и все наши житейские обязанности, которыми мы тяготимся по причине их неотвратимости и занудности, станут уже счастливой возможностью исполнить святую волю Божью. А это уже совершенно другое, как сейчас говорят, качество жизни.

Так вот давайте будем стремиться к тому качеству жизни, к которому призывает нас Господь. Чтобы каждое движение нашей мысли, не то, что наших рук и ног, каждое движение нашей мысли, каждое наше слово, были исполнением святых заповедей Господа. А это, братья и сестры, возможно. Потому что даже та же самая Марфа, она получила упрек от Господа не за то, что она имела попечение о столе для угощения дорогого гостя, а имела укор за то, что она чрезмерно к этому стремилась. А так, всякие наши житейские попечения, если они направлены к богоугождению, направлены любовью к ближним нашим, есть уже не суетная какая-то круговерть бесконечная, а становятся исполнением святой воли Божией. Да будет так в нашей жизни, братья и сестры, во все дни живота нашего, ради вечной жизни. С Богом.

Аминь.