протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
24 июня 2012

Фонограмма


Рим.5,1-10

1Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4от терпения опытность, от опытности надежда,

5а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

  

Мф. 6,22-33

22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

3Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры, я приготовил для вас краткое слово из блаженного Феофилакта Болгарского по поводу сегодняшнего евангельского благовествования. Слова Священного Писания будут чередоваться с комментариями блаженного Феофилакта.

«Сказал Господь: “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?”. То есть, если ты оковал свой ум заботой о богатстве, то ты погасил светильник, омрачил свою душу, потому что как око, когда оно просто, то есть здорово, освящает тело, а когда лукаво, то есть нездорово – оставляет его во тьме, так и ум заботами ослепляется. А при слепоте ума темна бывает и вся душа, ибо ум есть око души.

“Никто не может служить двум господам”. Двумя господами называет Бога и маммону, потому что они дают противоположные приказания. Мы поставляем в господина себе дьявола, исполняя его волю, равно и наше чрево делаем богом. Но существенный и истинный Господь наш есть Бог. Не можем мы работать Богу, когда работаем мамоне. Маммона есть всякая неправда, неправда же – дьявол.

“Ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне”. Видишь, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу, ибо алчность к приобретению имения отвлекает его от Бога.

“Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться”. "Посему" – почему? Потому, что по алчности к имуществу отторгаются от Бога. Душа, будучи бестелесна, не имеет нужды в пище, но Господь говорил таким образом, по общему обыкновению, потому что душа, как видим, не может оставаться в теле без питания плоти. Господь не запрещает трудиться, но запрещает совершенно предаваться заботам, прекращая дело духовное и пренебрегая Бога. Вот что запрещается. Должно заниматься земледелием и другими ремеслами, но особенно нужно заботиться о душе.

“Душа не больше ли пищи, и тело одежды?” То есть Тот, Кто дал большее – душу и тело – Тот неужели не даст пищи и одежды?

“Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” Господь мог представить в пример Илию, Иоанна и других, показать как они жили, но он напомнил о птицах, чтобы дать нам почувствовать, что мы не разумнее даже их. Бог питает их, вложив в них естественную смышленость доставать себе пищу.

“Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” Как бы ни заботился, но ты ничего не сделаешь помимо воли Божией. Зачем же мучить себя попусту?

“И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них”. Не одними только неразумными птицами Он стыдит нас, но и увядающими лилиями. И если Бог так украсил их, хотя в том не было никакой нужды рациональной, то тем более удовлетворит нашей нужде в одежде. Вместе с ним показывает, что хотя бы ты и весьма озаботился, однако, не можешь украсить себя, как лилии. Ибо и сам мудрейший и изысканнейший Соломон во всем царствовании не мог одеваться подобно им.

“Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры”. Отсюда научаемся, что не должно заботиться об украшении, поскольку это свойственно тленным цветам, а потому всякий украшающий есть сено. Вы же, говорит, разумные существа, вас Бог составил из тела и души. Все, преданные житейским заботам, маловерны, ибо если бы они имели совершенную веру в Бога, то стали бы так много заботиться.

“Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники. Есть не запрещает, но запрещает говорить: "что будем есть?". Как обыкновенно Богатые говорят с вечера: "что станем есть завтра?". Видишь, Он запрещает изысканность и роскошь в пище.

“И потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам”. Царствие Божие есть наслаждение благами. Но сие наслаждение дается за правду. Итак, кто печется о духовном, тому по щедрости Божией дается кроме сего и телесное.»

Вот, братья и сестры, как поучают нас святые отцы. Более тысячи лет назад это написано, и ни одно слово, ни одно понятие, ни одна категория, ни одна мысль нисколько не устарела, а мы видим ясность и четкость изложения и актуальное и для нас, в нашей современной жизни. Да поможет нам Господь всегда опираться в своей жизни на Слово Божие, на закон Божий, которое является путеводной звездой в этой нашей жизни ради вечной жизни с Богом.