протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
8 июля 2012

Фонограмма


Рим. 10:1-10

1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

 

Мф. 8:28-9:1

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В нескольких Евангелиях описывается как Господь, проходя со своими учениками безводной пустыней, видел близ Десятиградия, встретился с весьма свирепым бесноватым, который не жил в домах, но жил в могилах, то есть в могильных пещерах, очень пугал людей, которые там жили, и приводил в ужас тех людей, которые с ним встречались. И вот Он подошел к этому бесноватому и бесы увидели в Нем Сына Божия. Уже вот эта фраза, она уже для нас, как писал блаженный Феофилакт Болгарский, она уже обличает наше неверие, потому что люди не все верили в то, что Он – Сын Божий, а бесы сразу увидели и поверили. И вот еще объяснение у блаженного Феофилакта о том, почему этот эпизод в Библии отражен. Дело в том, что в те времена было распространено суеверие (как и в наше время распространено суеверие), что люди умершие обращаются в демонов. И вот, чтобы пугать местных людей и чтобы поддерживать это суеверие, действительно демоны вселились в этого человека и весьма пугали местное население. То есть население того города, который рядом был с ним.

И, предвидя свое изгнание, бесы сказали, что “если Ты нас хочешь изгнать из этого человека, то разреши нам войти в стадо свиное”. И Господь разрешил им войти в стадо свиное, их было очень много, когда спросили: “Как твое имя?” он сказал: “легион имя мое”, поэтому их было очень много, и они вошли в стадо свиное, и стадо свиное устремилось и с разбегу всё ухнуло в Генисаретское озеро, и утонуло, погибло. А бесноватый остался сидеть, облачился в одежды, потому что к нему вернулись естественные для человека рефлексы, в том числе и стыд, он оделся и, видя свое исцеление, захотел идти вместе с Богом, вместе с Господом Иисусом Христом в дальнейший путь. Но Господь сказал ему: “иди в свое селение и расскажи, что тебе сделал Господь”.

А люди, которые пасли это стадо, они устремились в свое селение и рассказали о случившемся, и вот люди этого селения пришли к Богу… С чем они пришли к Богу? Благодарить ли Его за то, что Он их соплеменника, их земляка спас от беснования? Нет. Они пришли и сказали: “Господи, убирайся отсюда пожалуйста, потому что мы боимся Тебя”. Ну вот, таким образом за добро такое они так отплатили, что Его изгнали из своего села.

Братья и сестры, конечно, вот в таком виде, прямом виде, этого вроде бы у нас не случается, но в том виде, в котором промыслительно и символически описано это в Евангелии, случается постоянно. Случается не с далекими жителями Десятиградия палестинского, а с нами. Когда мы получаем от Бога что-то такое радостное, мы восклицаем: “Слава Богу! Как хорошо!”, но когда тот же Господь попускает нам скорби и печали, мы протестуем, мы ропщем, и мы готовы не принять то, что принес Бог, то есть, тем самым, изгоняем Бога из своего сердца. Прости нас, милосердный Господи, что мы вот таким образом поступаем. Причем, что интересно, жители Десятиградия, жители этого города о Христе еще не всё знали, а мы то всё знаем, и всё равно не всегда удерживаем в своем сердце Господа, иногда Его и изгоняем. Прости нас, милосердный Господи!

Поэтому, братья и сестры, нам эти все эпизоды евангельские даны не для того, чтобы мы осуждали этих людей, которые жили тогда. Эти люди уже находятся по ту сторону земной жизни, и кто-то из них получил спасение, потому что покаялся, кто-то из них получил свое воздаяние в другом виде, но они уже получили своё. И это всё написано не для того, чтобы мы осудили, а чтобы мы обратили внимание, братья и сестры, на себя. Не изгоняем ли и мы Бога из своей жизни тогда, когда мы лишаемся чего-то такого существенного. А свиное стадо – наверняка, значит, у каждого хозяина было по несколько хрюшек, которые приносили ему доход, то есть это серьезный ущерб его достоянию. Поэтому, конечно, они не могли потерпеть, чтобы Он дальше творил такие чудеса, и изгнали Его из своего селения. Так что, братья и сестры, да не изгоним мы из своего сердца Бога, несмотря на те скорби и печали, которые иногда посещают нас, попускаемые Богом ради нашего спасения.

Братья и сестры, я хочу еще обратить внимание на то, что здесь рассказывается о том, что всё селение практически высказалось за то, чтобы Бог не посещал его. То есть это было некое такое единодушие в нечестивом желании. И, к сожалению, такие сообщества, объединенные такими страстями как корысть, или еще какими-то страстями, они существуют и поныне и не зря, например, некоторые даже сообщества большие, типа больших государств, даже таких супердержав, которых называют “страна золотого тельца”. Это тоже ведь не зря. Люди могут объединятся идеей спасения души, а могут объединяться идеей обогащения, или идеей каких-то страстей иных, далеких от Бога. Например, идея всемирного владычества, как происходило во времена Третьего Рейха.

Итак, братья и сестры, если мы объединяемся ради спасения души, тогда мы христиане, и тогда, объединяясь, будем помнить и вдохновляться словами Христа “где двое или трое собраны ради Меня, там Я посреди них”. Но если люди объединяются корыстью или нечистыми страстями, то соответственно конец их таков же как и стадо генисаретских свиней.

Братья и сестры, вот вы знаете, сегодня праздник Петра и Февронии, их называют благоверные князи Петр и Феврония. Они были прославлены еще при жизни своей благочестивой жизнью, очень дружным совместным проживанием, верностью себе, верностью друг другу и крепостью своей семьи. Нельзя сказать, что они были какими-то блаженненькими и не совершали ничего. Во всяком случае, Петр был великий князь, и он, как великий князь, извините, не просто так существовал, он княжил и на его поясе был меч. И он творил суд и соблюдал свою землю, так, как полагалось в те времена князьям защищать свою землю и обеспечивать на ней порядок и благочестие. Но между тем, это не помешало ему быть благоверным князем. Так же и Феврония не была монахиней, не была девой, она была замужняя женщина, у нее были дети, и это не помешало ей стать святой угодницей Божьей.

И, братья и сестры, поэтому это пример для нас того, что и мы в нашей жизни, где очень много мы должны исполнять своих обязанностей и перед ближними, и перед обществом, зарабатывать хлеб свой в поте лица, и служить ближнему, и служить Богу, и служить не всегда только каким-то словом или высоким искусством. В нашем обществе есть место и правоохранительным органам, людям военным, и другим людям, которые исполняют свои обязанности, связанные с тем, что принуждают, так сказать, к исполнению своих обязанностей других перед обществом. И это не помешает им, если они будут благочестивы, обрести Царство Небесное, как обрели Царство Небесное, обрели славу святых и прославлены перед Богом святые благоверные Петр и Феврония.

Если кто там бывал, тот может вспомнить, а если кто не бывал, просто имейте в виду – насколько это интересно посещение именно города Мурома, где княжил Петр и жил со своей супругой Февронией. Их почитание можно сказать сейчас уж что всероссийское – это точно совершенно. Я был там в будний день, и вот перед монастырем там стояло несколько десятков машин и постоянно шло паломническое поклонение и очень много приезжало машин с новобрачными. Приезжали, чтобы поклониться и чтобы Петр и Феврония помогли, помолившись о них, помогли даровать перед Богом мирную и благоденственную жизнь, выполняя святые заповеди Божии в освященном браке. Так что, братья и сестры, вот у нас есть покровители нашего семейного очага, покровители нашего супружества честного – это Петр и Феврония. Мы имеем такое достояние и можем им молиться и наши молитвы не напрасны перед Богом, о чем свидетельствует непрекращающийся, а только всё возрастающий интерес и благоговейное уважение и поклонение мощам святых Петра и Февронии. Святые благоверные князи Петр и Феврония, молите Бога о нас, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших в этой жизни ради вечной жизни с Богом.

Аминь.