протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
15 июля 2012

Фонограмма


Рим. 12:6-14

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;

7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении;

8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;

11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

 

Мф. 9:1–8

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,– тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры, сегодня праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Сие событие произошло в V веке от Р.Х. и история этого события такова: два знатных чиновника, знатных гражданина Византийской империи отправились на поклонение на Святую Землю (тогда уже поклонение это было, вслед за тем, как царица Елена отправлялась на поклонение и нашла там Честный Крест Христов. Вслед за нею и многие другие благочестивые православные граждане Византийской империи так же многие из них путешествовали на Святую Землю, чтобы поклониться местам, где жил, страдал и учил и творил чудеса Господь Наш Иисус Христос). И вот эти два знатных человека однажды заночевали у одной бедной пожилой жительницы Иерусалима, в окрестностях Иерусалима, и увидели у нее в доме горящие свечи, курящийся фимиам и множество людей, больных и расслабленных и бесноватых, которые приходили в этот дом и молились перед неким ковчегом. И они спросили хозяйку этого дома: “Что это за ковчег?”, и она сказала, что в течении уже длительного времени, со времен Самой Богородицы, она является хранительницей Ризы Пресвятой Богородицы, которая перед Своей кончиною отдала Свою Ризу благочестивой еврейской девушке и завещала передавать ее на хранение девицам, девственницам, которые должны были хранить ее. Она была уже какой-то по счету, так как много прошло уже времени с передачи этой святыни. И когда они узнали, что перед ними великая святыня христианская, эти византийцы поступили, с точки зрения законности не очень может быть красиво, потому что они сделали такой же кивот, даже дерево подобрали старое, чтобы было похоже. Подарили этой женщине красивое, расшитое золотом покрывало. И ночью накрыли этим покрывалом уже новый кивот с копией этой Ризы, а подлинную Ризу забрали и отправили ее во Влахернский храм. Но такова была воля Божия. Здесь надо вспомнить слова апостола Павла, что “живущих духом не судит никто”. Они поступили по духу, поэтому их поступок неподсуден. Они совершили волю Божию, которой необходимо было, чтобы царица Византийской империи обрела эту великую святыню.

Вы знаете, что во Влахернском храме эта святыня приносила большие чудеса, перед ней совершались, и по преданию та самая Риза, которая была погружена в воду во время нашествия варваров, скифов. Это были князья варяжские Аскольд и Дир, которые привели скифские племена, для того, чтобы разорить Константинополь, но служители Влахернского храма вышли с крестным ходом и опустили край Ризы в воду, после чего все ладьи, то есть боевые корабли скифов, наших предков, были разметены бурей страшной и не смогли напасть на Византию. Византия осталась неприкосновенна. Это так сильно потрясло наших предков, что Дир и Аскольд приняли святое крещение. Это было еще за несколько десятилетий до князя Владимира, и оба они пострадали от язычников, уже вернувшись в Киев. Причем, что интересно, что, хотя пострадали наши предки, пострадали очень конкретно – просто было потоплено наше войско и столько всего происходило, однако у нас в России этот праздник отмечается очень с большим почетом, потому что это было чудо, которое в первый раз просветило наших предков. Так что, братья и сестры, к этому имеет отношение сегодняшний праздник – положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

И эта святыня укрепила веру православных людей Византийской империи и позволила ей осуществлять миссию на восток и на север, благодаря которому были просвещены скифские племена, славянские племена и прочие племена, которые соседствовали с Византией, которые контактировали с нею. И уже ладьи и люди из этих северных племен, уже ездили не для завоевания в Византию, а для торговли и для просвещения в вере Христовой. Вот такова миссия, которой послужила честная Риза Пресвятой Богородицы, положение которой во Влахернском храме мы ныне празднуем.

Братья и сестры, еще я бы хотел вам сказать о том, что в сегодняшнем Евангелии говорится об исцелении расслабленного, который сам не мог и молиться, и который не мог бы сам и добраться до Христа. Об этом пишется в Евангелии от Марка, сегодня читается Евангелие от Матфея, но это описывается одно и то же событие. У Марка описывается как четверо людей, которые несли на носилках больного, не смогли войти в дом, где собирались верующие и слушающие Христа, Его спасительные речи, и, чтобы все-таки была оказана помощь их близкому любимому человеку, они дерзновенно разобрали крышу дома и спустили одр, т.е. постель с болящим своим собратом, прямо перед ногами Иисуса. И это так растрогало Христа, что Он сказал: “прощаются тебе, чадо, грехи твои”. И когда фарисеи роптали на Него и говорили: “Он богохульствует, потому что только Бог может прощать грехи”. Но поскольку прощение грехов – событие невидимое, то Он подтвердил еще и видимым событием: тем, что Он велел ему встать, взять одр свой и идти. И он, прошествовав с одром, то есть со своей постелью, через весь город засвидетельствовал тем самым, что получил чудесное исцеление от Самого Христа, Господа Нашего.

И мы, братья и сестры, от этого сегодняшнего Евангелия научаемся тому, что очень полезны хлопоты и молитвы и наше попечение о наших близких. Оно может принести спасение тем людям, которые сами либо связаны какими-либо путами вещественными, или связаны цепями сатанинскими, и не в состоянии сами о себе молиться. И мы о них дерзновение имеем молиться, и наша молитва может принести спасение и исцеление.

Вот, братья и сестры, вот таково наше счастье, что мы имеем в нашем распоряжении Самого Христа, Его попечение о нас, и, так же как и в древние времена, мы можем дерзновенно молиться о нашим ближних, и будем помнить, что любая молитва перед Богом сильна и Богу угодна.

Так что, братья и сестры, наша взаимная молитва и создает то самое пространство, которое мы называем Церковь земная, воинствующая, Христова. Мы молимся друг о друге и даже не оставляем своих молитв о тех людях, которые ушли в мир иной. А те, кто по отшествии в мир иной обрели благодать перед Богом, они так же молятся и о нас. И это пространство молитвы, которое являет Церковь Христова потому то и неодолима врагом, врата адовы не одолеют крепости, Которая есть Церковь Христова, и в этой Церкви молитва о наших близких, не только о живых, но также и усопших, является нашим долгом и нашей счастливой возможностью проявить нашу любовь к своим ближним. Да поможет нам в этом Господь: молиться о наших ближних, укрепляться в делании правды Божьей молитвами всех святых и предстательством сил небесных и попечением о нас Пресвятой Богородицы, ризоположение Которой ныне празднуем мы.

Аминь.