протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
9 сентября 2012

Фонограмма


2 Кор., 1, 21-2, 4.

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

4От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

 

Мф., 22, 1-14.

1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14ибо много званых, а мало избранных.

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 

Сегодня в Священном Писании, Евангелии сегодняшнего воскресенья, Господь изрёк притчу: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на своё поле, кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и послал войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, послали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же промолчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, мало же избранных”.

 Дорогие братья и сестры! Из изъяснения притч, изъяснения Священного Пписания, оно настолько глубоко, что мы можем только слегка соприкоснуться с сущностью сказанного, в соответствии с теми мыслями и с теми проблемами насущными в нашей жизни, которые нас сейчас обуяли. Потому что растолковать Священное Писание на всю нашу оставшуюся жизнь, для всех случаев жизни до скончания века, в принципе невозможно. И даже святые отцы, известные, великие учители Церкви, толкователи Священного Писания, не дерзали толковать его на всё время жизни Церкви, потому что на всё время жизни Церкви есть только одно – Слово Божие. Всё же остальное будет только по случаю и по обстоятельствам нашей жизни. В том числе, и у Иоанна Златоуста, Феофилата Болгарского, святителя Василия Великого, и других толкователей, святых, великих учителей.

 И вот, братья и сестры, думая сегодня об этой притче, я хотел бы совместить наше представление об этой притче с теми событиями, которые сейчас отмечает наша общественность российская, не только Церковь, но и Церковь тоже. Это двухсотлетие славной великой битвы при Бородино, где впервые развеялся миф о непобедимости великого, гениального, блистательного Наполеона и его столь же блистательной, и величественной, и искусной в воинском деле армии. Развеян был этот миф, а вскорости и сама армия была уничтожена, и великий Наполеон стал обыкновенным, несчастным человеком, которого лишили всего за его непомерные дерзновения.

 Вот, братья и сестры, что произошло 200 лет назад. И если бы это была просто битва двух императоров, Наполеона и Александра, оно бы того не стоило, так праздновать и так отмечать, и считать это великим событием и для нашей государственности, и для нашей Церкви, и для нашей духовной жизни. Но вопрос стоял тогда не просто о существовании государства Российского, и не просто о том, кто будет править Россией, император Александр или наместник императора Наполеона. Речь шла о существовании православного мира, потому что и сам император Наполеон, и люди, которые шли вместе с ним, они пришли насаждать новую культуру на просторы России, населённые еретиками, схизматиками и дикими людьми, как они считали.

 И вот они насаждали своё представление о жизни, о культуре, о духовности. Уже были готовы папские прелаты, которые готовы были уже перекрещивать Русь в католичество, и насаждать ей если не прямое католичество, то Униатскую церковь, то есть переводить Россию в духовное подчинение Римского императора. То есть это означало бы конец православию. И конец не только Российскому православию, но и мировому православию, потому что уже тогда всё мировое православие, в том числе весь православный восток, был весьма зависим от России, потому что в материальном и в численном отношении он был ничтожно мал по сравнению с Россией. Поэтому Россия была надеждой и оплотом всего православного мира.

 Не так ли и сейчас? Так же и сейчас. Осталась таким же оплотом и надеждой всего православного мира. И не так ли и сейчас нам предлагается более благополучный образ жизни, более цивилизованное существование чем то, которое мы ведём сейчас? А Россия эта просто изображается как дикие люди под управлением невежественных, алчных и глупых правителей. Не так же ли было и 200-ти лет назад? Точно так же. Но Россия, сплотившись, объединившись, мобилизовав все свои ресурсы, и воинские, и в первую очередь нравственные, духовные, сумела сопротивляться, сумела отстоять своё православие.

 Хотя, конечно, вот эти сомнения, вот эти мысли, о ничтожности, о никчёмности России, они были тогда, как и сейчас. Вспомните классика – Фёдора Михайловича Достоевского. Там был один персонаж, который говорил: “Ну и зря французы не победили Россию. Подумаешь, это было бы только здорово, если бы умная нация стала управлять глупой нацией. Нам было бы только от этого лучше”. Помните фамилию этого персонажа из “Братьев Карамазовых?” Его фамилия очень показательна, и она стала нарицательным именем для такого рода людей – Смердяков. И эта смердяковщина существует до сих пор. До сих пор, к сожалению, и до сих пор мы иногда занимаемся неким самооплёвыванием, забывая великую миссию русского народа – нести православие на весь мир. Свидетельствовать о истине Христовой так, как свидетельствовали наши предки, так, как завещал Христос, неизменённое свидетельство наше по сравнению с теми свидетельствами, которые есть у западных христиан, которые во многом отступили от чистоты христианской истины. Вот, братья и сестры.

 А если мы выдвигаем критерий благочестия: благоустройство мира и благополучие его существования,– время от времени западный мир постигают такие кризисы, великая депрессия 1929 года, там 30-х годов, и в Соединённых Штатах прошлого века. Да и сейчас кризис экономический, он же, собственно говоря, связан с культурным кризисом, с нравственным кризисом цивилизации западной. Показывает нам всю дикость Запада, который нам сейчас уже навязывает самоубийства и убийства людей как норму, отнимание детей у родителей, как норму, и прочие дикости, которых мы, слава Богу, ещё пока лишены, слава Богу, пока ещё не вовлечены в эти дикие явления. И когда извращения различного рода, Содомские, то же самое, принимаются как норма, разврат, как норма – вот что нам сейчас реально несёт Запад.

 А всё остальное у нас есть. У нас есть ресурсы, у нас есть всё, чтобы жить нормально. И, кстати говоря, один из великих блефов Запада, это вот эта самая система. Я затрону её, потому что это очень важный момент. Она тоже является нарушением нравственного закона, а ещё Ветхого Завета. Это процентный капитал, который послужил системе капиталистической, которая благополучно существует за счёт всего остального мира, в том числе и нас. И если ещё в начале развития капиталистического мира просто-напросто он существовал за счёт эскалации экономического развития, то начиная с момента возникновения федеральной резервной системы, западный мир живёт просто-напросто за счёт экспансии зелёной бумаги. То есть уже даже ничего не выпускает, кроме бумаги. Но всё ещё живёт. Вот такой спрут, который навязывает всему миру. Что он навязывает? Образ жизни свой навязывает? Нет. Навязывает подчинение себе. А жить-то мы будем ещё хуже, если, как сказал Смердяков, эта умная нация овладеет глупой нацией.

 Вот что нас ждёт, братья и сёстры, не дай Бог. Поэтому-то, как и в прошлые времена, будем, братья и сестры, относиться к защите нашего отечества, к безопасности нашего отечества, к процветанию нашего отечества не просто как шовинисты и ура-патриоты, а как люди православные, которые понимают, что крепость нашего отечества, его власти, его богатства, необходима всему миру, чтобы у мира была альтернатива правильной духовной жизни, которая способна ещё дать миру шанс жить ещё некоторое время до Страшного Суда.

 Ведь Страшный Суд неминуем, и он не откладывается, и Бог не забыл про нас. Бог даёт, пока ещё есть благочестие на земле, пока есть ещё истинная вера, даёт возможность ещё многим и многим людям обрести Царство Небесное и благодаря тому, что существует Православная Церковь, что существует православная вера, существуют люди, верящие во Христа. Ради них сохраняется мир до момента Страшного Суда, братья и сестры.

 Вот какая, как это назвать, если это не миссия христианства, если это не миссия православия, если это не миссия православной России, если она не будет православной – конечно, какая миссия? Но пока мы ещё православные, миссия у России есть, и она велика и славна, потому что именно Россией живёт весь остальной мир. И это, братья и сестры, непреложно. Это не мифологическое мессианство или там теория об избранности народов древнего Израиля, который уже при жизни Христа отошёл от своей избранности, и сказал ему Господь: “Се остаётся дом ваш пуст”. Наш дом не пуст, братья и сестры, пока в наших православных храмах возносятся молитвы.

 И сегодня, в день двухсотлетия этой битвы, которая остановила полчища 20-ти языков, 20-ти народов, отправившихся в Россию, покорять её, с невиданной по численности армией, с невиданным ожесточением разрушающим наше отечество. И в этот день сейчас идут молитвы в Храме Христа Спасителя. И возглавляет эту службу Святейший Патриарх России. По этой причине у нас нет второй службы, а меня оставили вот здесь на хозяйстве, отслужить Божественную литургию в нашем храме, чтобы всё- таки наш храм так же в этот воскресный день не был пуст. Братья и сестры, поздравляю вас с праздником. Вы знаете, это единственный, наверное, праздник, когда напрямую праздновалась именно победа. Не чудо Божией Матери, как вот было при Куликовской битве, а именно победа. И победа над нашествием двух десятков языков праздновалась 31 января, то есть под Новый Год, это был день, когда праздновался. Сейчас уже как-то сгладилось, но двухсотлетие нашего события величайшего в нашей истории.

 Кстати, знаете как называлась эта война? Мы немножко забыли, забываем иногда. Война с Наполеоном называлась Великая Отечественная война, потому что она была действительно Великой Отечественной. Следующая по значимости в нашей истории только Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Если бы не было победы над Наполеоном, не было бы конечно и Великой Отечественной войны 20-го века, да и не было бы и православия, и мы бы уже не носили ни русские имена, и молились бы совершенно по-иному. И, собственно говоря, если только ещё и были бы, а то уже не были бы. Потому что Запад как при Наполеоне, так и в 20 веке, так и в 21 веке, несёт для оставшихся стран третьего мира, так называемых, к которым нас давно уже причислили, по-другому этого не будет, несёт только нищету и разорение, потому что золотому миллиарду надо за счёт кого-то жить, потому что это сущность жизни вот этой самой так называемой западной цивилизации. Это паразитирование на странах третьего мира. Да не будет так с нами, братья и сестры. Это не потому что я такой гордый и не хочу этого, хотя действительно не хочу этого. Не хочу, чтобы мои дети были прислугой при американских правителях, наместниках, но ещё и потому, что я хочу, чтобы в нашей России было православие, потому что именно в православии живёт весь мир. И здесь это уже гораздо больше, чем желание просто благоденственного жития для нашей страны. Что хотя само по себе и неплохо, и не осуждается желание такое ни для какого человека.

 Да поможет нам Господь в нашем служении Богу, то есть небесному отечеству. И как отражение этого служения, служение нашему земному отечеству, потому что человек, который не может служить своим ближним ради Христа, не может служить и самому Христу. Как сказал Сам Господь: “потому и узнают люди, что вы любите Меня, если имеете любовь между собой”, сказал Господь. Проявление любви между собою, что важнее в этой жизни? Оно нам даёт возможность иметь и жизнь вечную также. Да будет так с нами, братья и сестры во все дни жизни нашей ради вечной жизни с Богом.

Аминь.