протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
25 мая 2014

Фонограмма


Деян. 16:16-34

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

  21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30и, выведя их вон, сказал: государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

Ин. 9: 1-38

1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

  19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 

Сейчас в нашей церкви праздник на празднике! Вчера был день Кирилла и Мефодия, сегодня у нас праздник недели о слепом и праздник прославления Гермогена, Московского и всея Руси чудотворца, Патриарха святейшего. В четверг у нас праздник Вознесения Господня, потом в следующее воскресение – праздник святых отцев Первого Вселенского Собора и, братья и сестры, Троица, наконец. Видите, какие у нас замечательные дни! И природа вместе с нами празднует. Только немножко горячевато, но ничего, зато кто соскучился по летнему теплу, тот уже, наверное, насытился вполне на сегодняшние дни. Природа празднует вместе с нами, братья и сестры, радует ясной погодой и благорастворением воздухов.

Неделя о слепом. В эту неделю читается Священное Писание об исцелении слепорожденного. Описывается, как Христос исцелил человека, от рождения не имевшего зрения. Бывает, что исцеляли людей, которые потеряли зрение в процессе какой-то своей жизненной травмы, каких-то вещей. Но чтобы исцелился, то есть обрел зрение рожденный слепым человек, это было великое чудо. И это чудо было совершено в храме Иерусалимском. И фарисеи, и книжники очень переполошились, испугались, встревожились, что этот Человек, Который такое чудо совершил, Он отнимет у них ту власть, которую первосвященники имели над народом израильским. И они из зависти и из нежелания делиться этой привычной для них властью, они стали придираться ко Христу, что Он сделал что-то не так. Вот, почему Он исцелил в субботу? В субботу нельзя ничего делать. То есть, буква закона для них стала камнем преткновения. И они упирали на эту букву закона, убеждая граждан Иерусалима, что этот Человек богохульствует тем, что Он не соблюл субботу.

Но что для нас важнее – закон, ветхий закон буквы или дух истины? А дух истины – это любовь. И дела любви, милосердия, они выше буквы закона ветхого. И даже в Новом Завете мы так же предпочитаем именно дух, то есть любовь превыше всего. Как сказал апостол, любовь выше всех добродетелей. Она покрывает все. А без любви любая из добродетелей становится своей противоположностью. Без любви и справедливость является жестокостью, и другие все добродетели становятся только злодеяниями. Только любовь! Она превыше всего, и она дает нам возможность видеть, в духе ли человек Господнем или им обладают иные духи.

Итак, кто такой слепорожденный? Конечно, это чудо было совершено, и для иудеев это был соблазн. Так и для нас не должно быть соблазном, когда нарушаются какие-то буквы закона. Мы знаем, что любовь всего превыше. Это, так сказать, верхняя часть этого повествования. То есть, это тот вывод, который мы можем сделать из непосредственного содержания сегодняшнего Евангелия. Но есть еще и промыслительный, символический смысл этого евангельского благовествования. 

Кто такие слепорожденные? И только ли этот человек был слепорожденным? На примере этого человека Господь показал, что слепота исцеляется только Богом. Но подумаем о чем – что мы все слепорожденные. Никто из нас, после Адама и Евы, – Адам и Ева имели совершенное зрение и совершенный слух, они видели Бога и Ангелов и духов, и слышали Бога и Ангелов и духов. После изгнания из Рая этот дар видения и слышания духов был у человека отобран ради его же спасения, ради того, чтобы он не погиб в геенне огненной. Отобрана была эта возможность, и человек жил без этого. И мы так же, рожденные потомки Адама и Евы, хоть с нас первородный грех снимается в таинстве крещения, но последствия этого греха на нас всех остаются – мы ничего не видим и не слышим. И слава Богу! Потому что мы можем видеть и слышать только тогда, когда правильно сможем все понимать. А до этих пор сохраняет нас Господь в неведении, чтобы не было на нас большего греха.

И Господь только Сам может дать нам это зрение, и дать это видение и слышание Слова Божия и видения правды Божией. Вы вспомните, что сказал Господь апостолу, когда Он увидел его под смоковницей. Вспомните, какого апостола Он увидел под смоковницей. Он сказал ему, что от этого времени будете видеть ангелов, нисходящих и восходящих на Небеса. И вот это видение дает Господь всем нам через излияние Духа Святаго. И пока этот Дух не сошел на нас, мы только сейчас подготавливаем свое сердце к принятию того Духа (конечно, когда Дух на нас сходит, мы исповедуемся и причащаемся). Я имею в виду все-таки Праздник Сошествия Святаго Духа, эти подготовительные дни к Празднику сошествия Святаго Духа, чтобы мы осознали и поняли величие Праздника Святой Троицы. А мы, братья и сестры, конечно, имеем возможность обновлять свое зрение и слух.

И вот, что произошло дальше с этим слепорожденным, с этим слепым человеком? Он исцелился. И это действительно было потрясением для иудеев, и страх их обуял, потому что они увидели, что власть их подходит к концу. И они стали его убеждать, что это неправильное делание. Но у человека-то ведь очи-то уже открылись! И на него уже не действовали эти самые чары обмана фарисейского. И он сказал им, что не может быть, чтобы человек, который отверз очи, был неугоден Богу. И вот тогда, когда этот человек выдержал все искушения и остался тверд в своем видении правды, которая над ним совершилась, вот тогда… а тогда Господь Сам к нему пришел. И сказал, что «не хочешь ли ты поклониться Богу?» и он сказал: «Хочу, Господи», и поклонился Ему.

Вот так, братья и сестры, будет происходить и у нас во всю нашу жизнь. Но дело в том, что мы, к сожалению, снова и снова теряем свое видение правды Божией, согрешая. А когда мы согрешаем? Когда мы перестаем видеть Бога. А когда мы перестаем видеть Бога? Когда не захотим Его видеть, забудем о Нем. Ну как же, какой Бог? Я сам очень даже ловкий, хороший человек, все устроил в моей жизни, все очень хорошо. И сегодня все удачно все сложилось. Какой Бог? Это я такой хороший! Бывают у нас такие мысли, горделивые? Бывают. И как только мы забываем Бога, мы начинаем грешить, и теряем способность Его видеть, братья и сестры. И обретаем, восстанавливаемся в способности видеть Бога только через покаяние. И через покаяние увидев Господа, мы снова восстанавливаем свое достоинство человеческое, достоинство делания правды Божией. Достоинство, которое дал нам Господь в обетовании еще при изгнании из Эдемского сада.

Братья и сестры, да не будет напрасно для нас это великое дарование. Сегодня так же день прославления памяти святого святителя Гермогена, патриарха Московского и Всея Руси. Это великий подвижник, который благословил оказать должное сопротивление польским захватчикам, которые обманом и лестью завладели Кремлем, воцарились здесь. И если вначале они давали обещание, что они будут уважать и веру нашу, и культуру, и обычаи, то, воцарившись, они стали творить подлинные безобразия и кощунства. И тогда патриарх Гермоген, видя эти кощунства, начал благословлять людей сопротивляться этим захватчикам, за что поляки уморили его голодом. И он погиб, как мученик, умер, как мученик. И был восславлен на Небесах. И для нас для всех, братья и сестры, воспоминание о патриархе Гермогене – это воспоминание и о Минине и Пожарском, воспоминание об избавлении Кремля и Москвы от людей, которые обманом захватили власть и пытались нарушить вековой уклад жизни, в первую очередь, исказить веру нашу, привить нам здесь вместо православия веру католическую. Вот, и народ послушал благословение святейшего патриарха Гермогена и достойным образом отреагировав, изгнал кощунников из Москвы, и Россия снова после смутного времени обрела державную независимость, самостоятельность и в духовной, и в политической, и в обыденной жизни.

Кстати, братья и сестры, тоже интересный исторический факт: уже год, как поставлен памятник в Александровском саду святителю Гермогену, Патриарху Московскому и Всея Руси. Посмотрите, обойдите вокруг Кремля, можете даже три раза обойти. Это единственный святой, который поставлен у стен Кремля, пока еще. То ли еще будет! Начало положено.

Слава Богу!