протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
19 октября 2014

Фонограмма


2 Кор.,11:31 – 12:9

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Глава 12.

1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),

4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

 

Лк., 7:11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 

В сегодняшнем Евангелии нам благовествуется о воскрешении Господом нашим Иисусом Христом сына наинской вдовицы. Она была одинокая женщина, и это был единственный ее сын. И она сама весьма опечалилась, и очень большое сочувствие возбудила в Господе нашем Иисусе Христе. И Он, увидев процессию погребальную с этим юношей, подошел и сказал: «юноша, встань». И юноша встал и стал говорить. Трепет и страх охватил собравшихся. И они восклицали: «Великий пророк пришел на нашу землю!» Вот, братья и сестры, в этом случае мы видим, что никто из присутствовавших, никто из видевших это чудо воскрешения этого юноши, никто не усомнился, и никто не был введен в соблазн. В отличие от других случаев, когда чудеса, творимые Христом, одних людей вводили в восторг, в восхищение, в трепет и благоговейный страх, других же – вводили во внутреннее смятение и злобу. Вот, братья и сестры, в этом смысле сегодняшнее Евангелие очень светлое, потому что оно показывает, что не во всех случаях проявлялись людьми в древней Иудее страх и неприязнь при виде чудес, которые творил Иисус Христос. Вот так и нам надо, братья и сестры, относиться ко всем великим благодеяниям, которые Христос Спаситель распростирает на нас от Своего пришествия в мир и до скончания века, братья и сестры.

 

Иногда спрашивают: «А где воскрешения, где изгнания бесов, где исцеления?» Они, братья и сестры, здесь. Здесь бесы бегут и трепещут от слова Божия, от благодати Божией, от Его Пречистого Тела и Крови. Здесь, братья и сестры, воскрешение наших умерших или умирающих душ - через таинства и исповедь. Здесь, братья и сестры, исцеление всех недугов и болезней, потому что самые страшные недуги и болезни – это болезни нашей души, которые исцеляются здесь, в нашем храме. И если мы не от всех болезней исцеляемся здесь, то это не потому, что Бог потерял силу в отношении нас. Это потому, что мы потеряли и не держим той силы веры, которая необходима для этого. Да, и потом даже при этом мы, каждый из нас, имеем от Бога те дары благодати духа Божия, которые каждому из нас нужны и требуются для спасения наших душ. Ведь, когда неразумный младенец требует что-то от папы или мамы, то он может требовать совсем не того, что пойдет на пользу его здоровью и его жизни. Он требует исполнения своего хотения. Так же и мы поступаем, как неразумные младенцы часто, желая исполнить свое хотение. Но Господь как Всемилостивый и Всемудрый, и Всемогущий Отец наш Небесный, старается и делает, исполняет наши желания, как сказано: «во благих исполняет». Не просто исполняет. Иногда, конечно, бывает, что особо ожесточенным людям как бы говорит Господь: «Ты хотел этого, на. Но будет ли тебе это во спасение?» И такое часто и бывает. Люди, которые слишком настырно просят того, что они лично хотят, они получают от Бога во вразумление. Да не будет так с нами, братья и сестры! Да в помощь и во спасение будет нам всемилостивая щедрость Господа в наших делах и в наших бедах и скорбях!

 

Сегодня, братья и сестры, церковь прославляет Святого Апостола Фому. Того самого, которого мы иногда в своих речах, таких повседневных, обыденных, называем, как уже утвердилось понятие, «Фома неверующий». И когда мы в разговорах своих про кого-то, слишком недоверчивого человека, которого убеждают в чем-то, а он не хочет сразу поверить, говорим: «Ах, Фома неверующий!» Но когда это касается житейских вопросов, и мы видим человека, который слишком недоверчив к тем вещам, которые он видит, то это совсем не то, о чем благовествуется в сегодняшнем Евангелии и совсем не то событие, которое прославляется в нашей церкви. Ведь событие, связанное с уверением Фомы, является прославлением, славой Божией, является эпизодом спасения наших душ. Этот эпизод, когда апостолы, за исключением Фомы, то есть десять из апостолов, находившихся в горнице в Иерусалиме, «собравшиеся страха ради иудейска», как сказано, то есть из страха от иудейских князей, собрались за дверями затворенными. И через затворенные двери вошел к ним Христос, и уверил их в Своем воскрешении и подтвердил это уверение тем, что дал дух Божий для того, чтобы люди могли в первую очередь, в первую очередь для того, чтобы апостолы могли отпускать грехи. Сказано, «кому отпустите, тому отпустятся; на ком оставите, на том останутся грехи». И вот, эту благодать получившие апостолы, пребывали в великой радости после этого посещения Господа. Но там не было Фомы. И вот пришел Фома, и, увидев радость, веру, дары Святого Духа на своих собратьях апостолах, он очень опечалился, потому что он увидел, что у него этой веры с их слов в сердце не возникает. И он очень печален был. И в себе самом решил, что если со слов он не может поверить, со слов своих собратьев апостолов, поэтому-то он и сказал. А веру-то он хотел иметь, он не знал, он не понимал, что же нужно, чтобы эта вера в его сердце была. Он понимал, что только какое-то чрезвычайное событие может в его сердце возбудить ту самую веру, которую он видел у апостолов. Поэтому-то он и сказал с дерзновением: «Если не вложу персты свои в раны гвоздины и не вложу руки моей в ребра Христа, не иму веры», (не буду иметь веры). Дерзновение, которого, может быть, даже испугались его собратья. Такое дерзновение иметь, чтобы так сказать. Но Господь не вменил ему это в грех. Он снисходительно отнесся к нему, и в следующее Свое пришествие в эту самую горницу, где находились апостолы, через неделю, Он, увидев апостола Фому, сказал: «Подойди сюда и вложи пальцы свои в раны гвоздины и вложи руку свою в ребра Моя, и не будь неверен, но верен». Потрясенный апостол вложил руку свою и персты свои в Его раны и воскликнул с благоговейным трепетом: «Господь мой и Бог мой!»

 

Так что, уверение апостола Фомы – это явление великой милости Божией. И это явление милости Божией к человеку, который не нашел в себе силы увериться от слов и от того, что он даже и видел. Ему нужно было именно ощутить руками своими, пальцами своими, перстами своими эти раны Христовы, чтобы иметь эту самую веру.

 

Братья и сестры, нам Господь является и словом и делом. И мы можем услышать Слово Божие, мы можем на деле увидеть Его великую милость, и мы можем ощутить всеми чувствами своими, и осязанием и обонянием, великую славу Божию и великую милость на нас, братья и сестры. Поэтому мы имеем нисколько не меньшие возможности обретать спасение наших душ, не менее, чем те апостолы, которые собрались в горнице иерусалимской. Так что, братья и сестры, будем молить всемилостивого Бога, будем благодарить Его за такую великую щедрость в отношении нас, не будем роптать и унывать по поводу того, что мы не имеем того, что хотели бы иметь. Подумаем об этом и не уподобляемся ли мы при этом неразумным младенцам, которые в своем непременном желании хотеть то, что им хочется, а не то, что им нужно, могут отвергнуть и очень благие дары, вещи, которые рады были дать ему его родители, но он настаивал только на своем. Так что, братья и сестры, ко всем нашим требованиям, ко всем нашим вожделениям, ко всем нашим хотениям да будет для нас прибавление слов Христа, которые Он произнес в молении о Чаше: «Но да будет воля Твоя, Господи, а не Моя». Мы имеем право просить, что хотим. Но при этом мы должны иметь благоразумие и смиренномудрие, чтобы понимать, что все-таки воля Всесильного и Всемилостивого, Всемогущего Бога для нас важнее, чем наше хотение.

 

Да поможет нам Господь направить желание, направить вожделение нашей души, направить все наши чувства, все наши устремления на исполнение Святой воли Божией, на достижение нами Царства Божия на этой земле. А что такое Царство Божие? Царство Божие – это пространство, где исполняется закон Божий. Как определялось в древности царство одного царя и царство другого царя? В одном царстве исполнялись законы одного царя. Это было царство этого царя. А в другом государстве исполнялись законы другого царя. Это, значит, другое государство. И сейчас так же, правда? В Америке – одно, во Франции – другое, у нас – совершенно другое тоже. И вот мы живем в пространстве закона Божия, если мы стремимся его исполнить. Мы не можем и не имеем сил неукоснительно исполнять все установления Господни во все дни жизни нашей. Но Господь снисходит до наших немощей и восстанавливает наши силы, восстанавливает нас после любых грехопадений, дает нам возможность покаяться и восстановиться на пути делания правды Божией, чтобы Царство Божие в силе было явлено нам и при этой жизни ради вечной жизни с Богом. Да будет так в нашей жизни! 

 

Аминь.