протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
14 декабря 2014

Фонограмма


Еф.6,10-17

10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

Лк.18,18-27

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры! Сегодняшнее евангельское благовествование нам повествует о некоем знатном и начальствующем человеке, который спросил Христа: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог”, тем самым подводя его к мысли, что, называя Его Учителем благим, он должен был иметь в виду, что он вопрошает Самого Бога, а не просто учителя. И спросил его Христос: “Знаешь ли ты заповеди?”. Имеются в виду десять заповедей Моисеева Декалога. Он спросил: “Какие?” – “Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою”. Он же сказал: “Всё это сохранил я от юности моей”. Представляете, какой благочестивый был человек! “Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: продай и раздай нищим всё свое имение, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мной. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?” Ведь слушавшие были простые рыбаки, не имеющие такого благочестивого воспитания, таких навыков благочестия от своей юности. Они жили в простоте среди простых, не очень грамотных людей, и делали свои обязанности, добывали свой хлеб, не очень-то щедрый, и конечно им было не до того, чтобы их родители воспитали в них в детстве благочестивые навыки. И они были в ужасе, потому что если этот человек, имеющий навыки исполнять заповеди Божии, не спасся, а ушел от Христа, то кто же тогда может спастись? Господь на это сказал: “Невозможное человекам возможно Богу”.

Вот, братья и сестры, подумайте сами – если некий человек имеет благочестивые навыки, которые дало ему его воспитание. Его родители, близкие имели возможность в его младые годы вместить в него такие благие навыки, сделать его таким воспитанным благочестивым человеком. А где тогда его-то труды? Это труды родителей, а не его труды! А Господь-то потребовал от него – ты потрудись! ты соверши нечто такое, что для тебя было бы непросто сделать, чтобы это было жертвой с твоей стороны. Иди продай имение и всё, и следуй за Мной, и будешь иметь Царство Божие. А вот собственного-то желания жертву совершить ради Христа у этого благочестиво воспитанного человека этого-то и не было.

Итак, братья и сестры, дело в том, что, если бы ко Христу подошел человек, не имеющий такого воспитания, но своими собственными трудами, своим собственным усердием и ревностью о Христе воспитал бы в себе возможность исполнять заповеди Божии, наверное, Господь бы не потребовал от него еще других каких-то жертв, потому что приобретенная им своим трудом и жертвами своего времени, сил способность соблюдать эти заповеди, она вменилась бы ему в правду, и Он бы не стал требовать от него большего.

Когда вера стала распространяться среди не только Иудеев, не только в Палестине, но и в рассеянии, и стали принимать веру не только из Иудеев, из обрезанных евреев, стали принимать эллины веру, то встал вопрос: надо ли этим людям исполнять весь Закон Моисеев? И вот тогда (это случилось еще в I-ом веке), тогда был созван первый апостольский собор, то есть собрались апостолы решить главный для них стоящий вопрос – как принимать уверовавших из язычников? И было решено, что не следует отягощать их ни обрезанием, ни знанием Закона Моисеева, а только требовать от них самого элементарного: не обижать других, не есть идоложертвенного и не творить близким того, чего не хотели бы они сами иметь, и не вкушать крови еще. И этого достаточно было, то есть самые простые элементарные вещи. И это этим людям из язычников вменилось бы в праведность, потому что им составило бы труда исполнить даже эти простые заповеди.

Итак, братья и сестры, что можем сказать? Что Господь призывает нас к исполнению заповедей, к трудам, к подвигам во исполнение заповедей. Если мы имеем возможность нашим детям и внукам дать благочестивое воспитание, учить их в воскресной школе и давать им Закон Божий, и чтобы они имели образование и воспитание – это замечательно! Но надо еще и требовать от наших детей, чтобы они имели собственную ревность ко исполнению заповедей Божиих, чтобы они на вопрос Христа: “Сможешь ли ты в дополнение к тому, что ты получил от своих воспитателей, сможешь ли ты еще принести в жертву всё, что имеешь и следовать за Христом?”. И если наш ребенок вслед за этим богатым юношей отойдет, опустив голову, то напрасно наше воспитание, братья и сестры.

Мы должны воспитывать в первую очередь людей, которые будут способны нести жертвенное служение Христу, жертвовать своим имуществом, жертвовать своим временем, жертвовать своим здоровьем и, может быть, жертвовать даже своей жизнью. Да и, в конце концов, человек, который посвятил себя, всю свою жизнь Христу, разве он не пожертвовал свою жизнь, даже если он не умер насильственной смертью? Он просто прожил всё свое полагающееся время, не отвлекаясь ни на что, пожертвовав всю свою жизнь, все свои силы, всё свое существо и все свои ресурсы, которыми он располагал, пожертвовал служению Христу. Вот что мы должны в себе воспитывать, и что мы должны воспитывать в наших близких – в детях, внуках, и тех людях, которые вопрошают нас, взывают к нам о помощи, о том как спастись.

Вот, братья и сестры, вот такой урок нам дан в сегодняшнем Священном Писании. Да не напрасны будут слова Христа, и да даст нам Господь разумение сих слов, вернее даже так скажем (разумение-то от нас зависит), а вот всё, что необходимо для того, чтобы все слова как раз дает Христос, от нас требуется и разумение, и исполнение их, потому что если Господь всемилостив и всемогущ, Он всё нам дает для спасения и для того, чтобы мы и вразумились и исполнили заповеди Христовы. Да не напрасны будут великие щедроты и богатые милости Господа нашего Иисуса Христа, а в жизнь вечную для всех нас и для наших ближних.

Аминь!