протоиерей Александр Кузин
Проповедь на Литургии
23 августа 2015

Фонограмма


1 Кор., 15, 1-11

1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5и что явился Кифе, потом двенадцати;

6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

 

Мф., 19, 16-26

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

 

В сегодняшнем Евангелии нам благовествуется, как некий богатый юноша, подойдя к Христу, обратился к Нему со следующими словами: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Это слова человека, который действительно хотел иметь спасение. Он веровал в вечную жизнь и желал ее обрести. Но ко Христу он обратился не как к Богу, а как к человеку. Поэтому-то Христос ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». «Какие?» – спросил этот юноша. И Господь ему напомнил заповеди Декалога, заповеди Моисеевы. На что юноша сказал, что «сии заповеди сохранил я от юности своей. Что мне еще недостает?» То есть он своим сердцем понимал, что он, несмотря на то, что исполняет эти заповеди, он не имеет жизни вечной в своем сердце. И, желая обрести, обращается: что еще мне не достает?

Христос же, видя все, что было в сердце этого юноши и в окружающем его мире, сказал (зная, что он очень богат): «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Юноша же был весьма богат и с печалью отошел, не в силах исполнить это повеление, которое сам Господь Сын Божий ему непосредственно высказал, то есть призвал его исполнить это, и он в печали отошел. Христос же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Ученики Христовы были простые рыбаки. Они не имели такого воспитания, нравственного воспитания и воспитания в Законе Божием, которое получил этот богатый благочестивый юноша. Поэтому они с недоумением, да и со страхом говорят: «Кто же может спастись?» Если этот юноша не может спастись, кто же может спастись? Господь ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно».

Вот такой урок получили и апостолы, и этот несчастный юноша, о котором только-то и можно было помолиться, чтобы его сердце отлепилось от того богатства, которое не дало ему возможности напрямую последовать за Христом, Который обратился к нему лично. И это не получилось у него именно потому, что он был прилеплен к богатству. А что такое это богатство? Вот вы помните, наверное, великий роман «Войну и мир». И там рассказывалось о том, что многие очень богатые люди, русские помещики, жертвовали всем своим достоянием на то, чтобы устроить госпитали для больных, раненых, воинов, которые были ранены во время войны 1812 года. И ни во что посчитали это свое богатство, свое знатное происхождение, свое положение в обществе, и все отдали на содержание госпиталей, на исцеление этих воинов, которые воевали против супостата во время, как тогда называли, Первой Великой Отечественной войны. Вот эти люди ни во что вменили это богатство свое. То есть они отдали все, что имели. Они на примере своей жизни показали, что для них исполнение заповедей милосердия выше, чем то богатство, которое они имели. И сейчас такие люди тоже есть, которые, может быть, и не являются бедняками. Они, может быть, и состоятельные люди, но они не вменяют свое богатство, и не прилеплены к нему. А бывает, что человек, как на Руси говорят, «за грош удавит или удавится». Такое тоже бывает. То есть люди, даже очень материально не богатые, но настолько цепляются за свое богатство, что они лишают себя воистину Царства Божия. Это касается не только денег. Это касается всех благ земных, включая таланты, известность, какие-то еще блага, которыми человек дорожит и без которых человек не считает возможным построить свою жизнь. И такие люди не могут наследовать Царства Божия. А ведь Царство Божие оно не будет ждать, когда этот человек, израсходовав все свои сбережения, отдаст Богу душу. Царство Божие начинается тогда, когда человек исполнил Божие повеление и воистину, по словам Христа, познал Царство Божие внутри себя, и воистину исполнив закон Божий, стал членом Царствия Божия, стал гражданином Царствия Божия здесь, уже на этой земле. Потому что он исполнил волю Божию, исполнил закон Божий. Не закон наших земных владык, парламентов, других органов власти. А закон власти Господа Иисуса Христа. Исполнил на этой земле и вступил в пространство Царства Божия. И уже здесь стал членом этого Царствия, то есть он стал жить в Царствии Божием.

И вот, братья и сестры, об этом-то и говорится в нашем Евангелии – чтобы мы ничто в себе не ценили выше исполнения святой воли Божией. Воистину блаженны нищие духом не потому, что они нищие, а потому, что они нищие духом. Потому что они ни во что ставят то, что имеют, но просят от Бога духа Божия, дабы освятить свою жизнь. И, не вменяя ни во что свое достояние, которое имеют, получить дар Божий, дабы удостоиться жизни вечной уже здесь с Богом. Об этом-то и говорится в нашем сегодняшнем Евангелии. И воистину возможно ли это человеку? Это человеку невозможно, но все возможно Богу. Если мы будем непрестанно молить об этом Господа нашего Иисуса Христа, если мы будем веровать и надеяться на Его всесильную помощь, если мы не будем цепляться за наши земные привязанности. Мы должны, конечно, любить своих родителей. Но Господь сказал: кто любит родителей больше, чем Меня, недостоин Меня. Мы должны любить ближних своих, всех прочих других, которые вокруг нас. Но если мы любим их больше, чем Бога, мы Его недостойны. Мы должны ценить те богатства земные, которые нам даются для попечения, для того, чтобы использовать их на благо. Но если мы прилеплены к ним больше, чем к Богу, это вменится нам не в правду, а в гибель. Да поможет нам Господь, используя все богатства земные и исполняя закон любви к ближним своим, в первую очередь иметь в своем сердце стремление исполнить волю Божию, стремление обрести и укрепиться в первую очередь в любви к Богу. А ближнего своего возлюбить не той земной любовью, о которой мы имеем какое-то более или менее представление, а действительно возлюбить о Господе, возлюбить ради Христа. Это очень большая разница. Это может себе представить любой родитель, который понимает, что его любовь к ближнему, к своему сыну, к дочери, к своим близким, может оказаться губительной, если она не ради Христа, если она ради его пристрастия к своему чаду. Это то же самое богатство земное, которое может разлучить человека с Богом, но может и открыть ему возможность исполнить правду Божию в этой жизни ради вечной жизни с Богом.

Да будет, братья и сестры, с нами стремление не уподобляться этому несчастному богатому юноше, но, используя все блага земные для исполнения воли Божией на земле здесь, будем устремлены к Богу, будем устремлены к исполнению Его святой воли и будем иметь устремление обрести истинную любовь к Богу и к ближнему о Господе.

Аминь.