священник Филипп Парфенов
Записки из Тэзе : Православие и мир*

 

Община Тэзе — кто эти люди? Соблазнители неокрепших душ в «ересь экуменизма» или христиане, нашедшие свой путь к Богу? Впечатлениями о поездке в Тэзе делится священник Филипп Парфенов.

Введение и немного истории

Название Тэзе сегодня на слуху у многих христиан в России, хотя до сих пор еще больше тех, кто ничего не слышал о нем. Тем, кто совсем ничего не знает, можно порекомендовать прочесть, к примеру, материал «Община Тезе и Православие».

Записки из Тэзе : Православие и мир

Деревня Тэзе

Записки из Тэзе : Православие и мир

Деревенская церковь с кладбищем

Я сам до сих пор знал об этой общине совсем немного. В декабре 2002 года, впрочем, я был одним из приглашенных на выездную Рождественскую встречу в Париже, когда служил там же, в Трехсвятительском храме Московского Патриархата. Тогда поразило количество собравшихся молодых людей в одном из выставочных центров города – около 20 тысяч, по всей видимости. Люди пели разные гимны и выглядели воодушевленными, светлыми и радостными.

Поскольку эта община изначально имела ярко выраженный экуменический характер, а к экуменизму я в то время относился еще с некоторым недоверием и опасением (сыграл свою роль определенный сорт литературы, прочитанной в молодости), то на той встрече я вел себя несколько зажато. Предварительно еще и услышав некоторые критические отзывы от кое-кого из знакомых… Но, конечно, я был в курсе о ежегодных приветствиях и благословениях со стороны Святейшего Патриарха Алексия в адрес этой общины.

Надо отметить, что сами братья Тэзе не любят слово «экуменизм» и «экуменический», сознавая, что у многих с этим словом могут быть нежелательные ассоциации типа того, что давайте возьмем всё, и объединим, объединимся. Совсем нет: и католики, и протестанты, и православные, приезжающие в этот лагерь, остаются теми, кем они были, и никуда не переходят. Но просто узнают друг друга лучше в живом общении, избавляясь от некоторых прошлых стереотипов.

В начале этого лета мне было предложено отправиться с группой паломников от разных московских храмов в качестве сопровождающего священника. Инструктор группы – многолетняя прихожанка московского храма свв. Космы и Дамиана Елена Борисовна Гугля, составляющая каждый раз маршруты с заездами в разные города Европы (путь от Москвы до Бреста на поезде, от Бреста до Тэзе автобусом), бронированием отелей, сбором документов на каждого паломника, перепиской с общиной, согласованием времени приезда и многой другой рутинной работой. В Тэзе Елена ездит уже с начала 90-х годов. Но так складывалось, что далеко не во все выезды групп под ее руководством их мог сопровождать кто-то из священников.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Добро пожаловать!

Записки из Тэзе : Православие и мир

Размещение паломников

В то же время есть отдельные православные приходы, в которых священникам, служащим там, удается выезжать в Тэзе регулярно. Например, среди моих знакомых это свящ. Владимир Лапшин из храма Успения в Газетном переулке (Москва) и прот. Сергий Лепин из Минска. Пообщавшись с разными людьми, уже не один раз бывавшими там, как до посещения Тэзе, так и уже во время пребывания в этом огромном международном молодежном лагере, я обнаружил, что если кто-то полюбит это место, то уже отправляется сюда снова и снова, становясь другом и завсегдатаем Тэзе.

В чем же может состоять такая притягательность этого глухого местечка на юго-востоке Франции?

?›?°???µN€NŒ

Лагерь

?›?°???µN€NŒ

Лагерь

?›?°???µN€NŒ

Лагерь

Об этом я попытался написать в этих заметках, начав их составлять еще до возвращения домой, непосредственно на месте, в том числе на основании той литературы на русском и французском языках, которая пока неизвестна широкому читателю в России, как неизвестна была до сих пор мне самому. Община Тэзе и созданный на ее основе международный молодежный христианский лагерь не были бы мыслимы без их основателя, брата Роже Шютца (1915-2005). Поэтому сначала немного истории.

Роже Шютц родился в Швейцарии в благочестивой протестантской многодетной семье, где он был младшим, девятым по счету ребенком. На его детские годы значительное влияние оказала его бабушка по матери. Во время Первой мировой войны она жила по близости от мест сражений на севере Франции.

Трое ее сыновей воевали на фронте. Две бомбы попали в ее дом (одна, впрочем, не взорвалась), но, тем не менее, она оставалась на месте, предоставляя свой кров беженцам, старикам, детям, беременным женщинам. В самый последний критический момент ее все-таки убедили покинуть дом и уйти вместе беженцами, которых она укрывала.

После войны, как вспоминает брат Роже, она жила с глубоким и обостренным чувством того, чтобы не желать никому и никогда увидеть то, что видела она, и пережить то, что она пережила. Она говорила: «Разделенные христиане воевали друг против друга армиями в Европе; пусть они, по крайней мере, помирятся, чтобы избежать новой войны». Она была урожденная лютеранка, но, проникнутая духом примирения, она стала ходить также и в Католическую церковь. Таким образом, она сама стала осуществлять в себе задачу примирения без промедлений.

Этот пример бабушки вдохновил самого Роже в молодости. Он обучался богословию в Лозаннском университете, и уже в те годы начал организовывать молитвенные встречи со сверстниками- единомышленниками, задумываясь о создании братской общины. В то же время период юности был связан у Роже с немалыми испытаниями. У него был туберкулез легких, болезнь затянулась из-за тяжелого рецидива, так что он оказался надолго прикован к постели.

«У меня было время почитать, подумать, прислушаться к голосу Бога: открыть призвание на всю мою жизнь. Я чувствовал приближение смерти: сначала даже не тело, а что-то сокровенное во мне ждало исцеления. А исцеление сердца – это, в сущности, смиренное доверие Богу, — пишет брат Роже. – Годы болезни помогли мне понять, что источник счастья не в том, что ценят люди, не в каких-то выдающихся способностях, но в том, чтобы принести себя в дар, смиренно отдать себя самого, дабы понимать других в простоте сердца».

В 1940 году Роже покидает Швейцарию и поселяется во Франции, родине его матери, в маленькой деревушке Тэзе, примерно в 150-200 км от швейцарской Женевы или французского Лиона, чтобы положить начало братской общине монашеского типа. Здесь надо отметить, что даже сейчас далеко не на всех направлениях есть указатели этого места на автодорогах.

Когда наша группа ехала на автобусе из центральной части Франции, были указатели на похожие названия – Азе, Лэзе, но только не на Тэзе. Вокруг были видны то поля с подсолнечниками или кукурузой, то пастбища, то холмы или уже целые горы с непроходимыми густыми лесами, и места здесь были довольно безлюдными. Что же тогда могло быть здесь 70 лет назад?..

Записки из Тэзе : Православие и мир

Окрестности

Записки из Тэзе : Православие и мир

Окрестности

Тогда вновь шла война, теперь уже Вторая мировая. Роже, помня о примере бабушки, был убежден, что теперь настал его черед приходить на помощь тем, кого постигло бедствие. Найдя наиболее дешевый дом из всех возможных и купив его, Роже стал там жить и принимать беженцев, в частности, преследуемых евреев.

Денег у него больше почти не было. Кроме того, покупка продуктов была возможна тогда только по продовольственным карточкам, а у беженцев их быть не могло. Не было и водопровода – за водой нужно было ходить к деревенскому колодцу. «Еда была самой скромной: мы ели суп из поджаренной кукурузной муки, которую по дешевке покупали на соседней мельнице», — вспоминает брат Роже.

К брату Роже присоединяется в то время младшая из его семи сестер, Женевьева. Талантливая многообещающая пианистка, она прерывает свою карьеру для того, чтобы выхаживать детей-сирот, лишившихся родителей в войну, и фактически стать ей второй матерью. В октябре 1942 года их предупредили, что за ними установлена слежка, так что им необходимо на время прекратить прием беженцев и срочно покинуть Тэзе.

Два года спустя Роже смог вернуться обратно, и с ним приезжают тогда еще 4 человека. А в 1949 году семь первых братьев общины дают обеты безбрачия для жизни в нестяжательстве и крайней простоте. В 50-х годах составляется устав общины.

Тогда же некоторые братья, когда их число превысило 12, отправляются в наиболее бедные страны мира (Африки, юго-восточной Азии и латинской Америки), чтобы быть рядом со страждущими и обездоленными. Одновременно с этим возрастает приток молодежи, среди которых множество ищущих Бога, непонятых и непринятых своим окружением и пытающихся найти смысл в своей жизни.

Брат Роже видит свою задачу в выслушивании каждого молодого человека, в сочувствии и сострадании ему без всякого нравоучения. Он быстро завоевал популярность среди молодых, так что в 60-е годы вокруг общины естественным образом создается целый молодежный лагерь, приобретающий международную известность.

Брат Роже получает возможность ежегодного приема у папы Римского, начиная с понтификата Иоанна XXIII, также участвует в заседаниях Второго Ватиканского собора 1962-65 гг., и при этом он остается тем, кем он есть, не переходя в Католическую церковь, а среди братьев его общины впоследствии появляются католики, в том числе священнослужители.

Любовь к православию и православным у Роже сохранилась с юношеских лет. Возникла она при встрече с русскими эмигрантами, прошедшими многие испытания и лишения, но при этом сохранившими веру и укрепившимися в ней. В 1962 году Тэзе посещает митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) и освящает икону Пресвятой Богородицы, которую сейчас многие почитают в Тэзе. Тогда же брат Роже знакомится и с патриархом Константинопольским Афинагором, а в июне 1963 г. принимает участие в праздновании 1000-летия монашества на Афоне. Связь с митрополитом Никодимом продолжалась и дальше.

Брат Роже вспоминает:

«В июне 1978 года мы были у него в Санкт-Петербурге, который тогда еще носил название Ленинград… В тот момент, когда мы вошли в семинарию, митрополит Никодим совершал в часовне рукоположение священника и диакона. Он пел своим глубоким басом. Еще достаточно молодой, он перенес пять инфарктов…

Несколько месяцев спустя, в сентябре 1978 года, несмотря на свои болезни, митрополит отправился в Рим, где начал свое служение папа Иоанн Павел I. Мы также приехали туда. После богослужения новый папа принимал одну за другой прибывшие на торжества делегации. Ожидая приема, мы разговаривали с митрополитом, и он нам сказал, что вскоре вновь посетит Тэзе. Затем он вошел к папе, через некоторое время последовали суета, шум, — и нам сказали, что он скоропостижно скончался от шестого инфаркта на руках папы. Его тело лежало в маленькой часовне, и мы с братом Максом там молились».

Братские связи общины поддерживались и с папой Иоанном Павлом II, который посетил Тэзе в 1986 году. А с начала 90-х, в связи с обрушением «железного занавеса», в Тэзе резко прибавилось количество паломников из стран Восточной Европы и России. Община принимает гостей почти круглый год, за исключением выездных Рождественских встреч в конце декабря, которые традиционно устраиваются в одной из европейских столиц на протяжении последних 30 лет.

Бывают дни, когда в лагере могут размещаться до 6000 человек со всего мира. В период пребывания нашей группы с 12 по 19 августа, по приблизительным оценкам братьев, находилось около 3500.

Брат Роже был убит ножевым ударом во время вечерней молитвы 16 августа 2005 года – мы как раз почтили его память в тот день. Его преемником стал избранный еще при жизни престарелого брата Роже брат Алоис, католик, выходец из Германии.

Тэзе как приношение современному монашеству

Очень быстро мне пришли в голову мысли, по своему оживившие прежние представления о том, как могло возникать монашество в глубокой древности с момента его зарождения в Египте, Сирии и Палестине, поскольку параллели между первыми монахами, удалявшимися из мирской гущи для жизни в пустыне в III-IV веках, и жизнью брата Роже в середине ХХ века, удивительны и в то же время очевидны.

Кто изначально становились монахами, как не те простые, как бы сейчас выразились на современном церковно-русском языке, миряне, которые просто желали следовать тем самым узким путем, указанным Христом в Евангелии, и одновременно противостоять тому процессу обмирщения, который уже захватывал тогда церковную жизнь, в том числе при различных конфликтах и разделениях христиан друг с другом?

Пример таких подвижников, как Антоний Великий, Макарий Египетский и т.д., вдохновлял тех, кто их знал лично, и вокруг некоторых из них впоследствии образовывались целые общины учеников. Так было и позднее – достаточно вспомнить пример преподобного Сергия Радонежского.

А связь первых монахов с остальным церковным миром, в том числе административными структурами, тоже не всегда была прямая и очевидная. Но при этом те самые монахи, отказавшиеся от всех благ современной им цивилизации и принципиально не имевшие никакой личной собственности, становились истинными духовными собеседниками или наставниками всем, кто прибегал к их помощи и советам.

Конечно, это мысли довольно тривиальные, и далеко не мне первому, посетившему Тэзе, они пришли. «Отшельники, отрытые миру» — так называл братьев этой общины Оливье Клеман.

Он писал в своей книге «Тэзе. Земля доверия и надежды»:

«То, что происходит в Тэзе, очень хорошо объясняют слова монаха IV века Евагрия Понтийского: «Монах отделен ото всех и соединен со всеми». «Отделен ото всех», поскольку у братьев есть моменты уединения, удаления, безмолвия и внутренней молитвы; «соединен со всеми» через молитвы о мире и гостеприимство, ибо служение, избранное общиной Тэзе, это и есть – принимать молодежь: ищущую, желающую, жаждущую.

В общине достаточное количество братьев, так что они могут быть как бы стержнем службы. Будь тут три-четыре брата, все было бы иначе. Здесь их почти сотня – и потому они не растворяются в толпе и могут вести тысячи. Братья отвечают за группы, где изучают Библию, они исследуют отдельные тексты и делятся своим пониманием. А после вечерней молитвы братья остаются в церкви, чтобы слушать людей.

Такая монашеская жизнь может кого-то удивить, но гостеприимство – традиционно, просто в Тэзе оно приспособлено к нашему времени: к нашему сегодня и нашему завтра».

Разумеется, братьям общины помогают волонтеры, как и в обычных монастырях – послушники. Три с половиной, четыре тысячи человек и тем более шесть, как это бывает одновременно в лагере Тэзе, – количество не шуточное, сравнимое разве что с приемом Троице-Сергиевой или Киево-Печерской лаврой паломников на какой-нибудь чтимый праздник, в частности, престольный.

Волонтерами становятся те же самые обычные гости-паломники, но приезжающие сюда уже не в первый раз и предлагающие сами свою помощь. Обычно они приезжают в Тэзе на месяц-полтора, в отличие от рядовых гостей, приглашаемых только на неделю, и занимаются организацией размещения вновь прибывших гостей. Кто-то из них может оставаться в дальнейшем и на полгода, и на год.

Самое замечательное здесь то, что, несмотря на такую нагрузку, когда каждый день братьям общины и волонтерам приходится общаться с сотнями разных людей, всё происходит здесь с легкостью и без всякого надрыва.

Но, конечно, в этом лагере, как и в любом монастыре, существует своя дисциплина, свои правила, которые все приезжающие призваны соблюдать. В случае их злостного нарушения в следующем приезде в Тэзе гостю может быть отказано.

А правила довольно простые и понятные: в частности, молодежи запрещается привозить с собой и употреблять спиртные напитки (при этом багаж вновь прибывших может выборочно проверяться). Небольшое количество вина можно, впрочем, выпить в местном кафе. Естественно, предполагается участие каждого гостя в утреннем, дневном и вечернем молитвенном собрании. Специально за каждым, конечно, никто не следит, но могут проверить жилые помещения или популярные в лагере места скопления гостей в активное время суток.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Молодежь отдыхает

Выход за территорию лагеря официально не приветствуется, но по договоренности можно отлучиться на несколько часов, обычно по субботам, когда часть нашей группы ездила в соседний живописный городок Клюни, в средние века бывший знаменитым аббатством. Тэзе находится примерно в 15 км от Клюни, так что братья видят в этом явный Божий промысел, тем более, что брат Роже кое-что позаимствовал в организации жизни общины из Бенедиктинского устава.

?š?»NŽ????

Клюни

?š?»NŽ????

Клюни

?š?»NŽ????

Клюни

Библейские встречи и общения

После завтрака для всех организуются библейские встречи, или занятия. Они отдельные для молодежи до 30 лет, и свои для взрослых старше 35; те, кому между 30 и 35, могут выбирать по желанию, к какой группе присоединиться. В нашем случае некоторые из взрослых после 35 беспрепятственно ходили в молодежную группу. После обеда предполагается обсуждение услышанного утром на лекции в малых группах по 6-10 человек.

Малые группы создаются также с целью знакомств с новыми людьми и расширения контактов, поэтому братья и волонтеры призывают не замыкаться в собственной группе, с которой паломники приехали, а смешиваться с людьми из других групп.

Единственное серьезное препятствие к этому – плохое владение иностранными языками, прежде всего английским. Если на лекциях, которые читаются на английском, всегда находятся те, кто может переводить (в нашей большой московской группе был отличный профессиональный переводчик-синхронист из Казани), то общение в малых группах у тех, кто языков не знает, возможно только с соотечественниками.

Я сам оказался в малой группе довольно быстро, не предприняв к тому абсолютно никаких усилий для поисков, но здесь сыграло свою решающую роль то, что я был одет в подрясник, так что мной просто заинтересовались. Вокруг меня сразу оказались две пожилые шведки, один голландец, один итальянский священник из Рима, о. Гильермо, и еще одна итальянка из Турина. Одна из этих шведок, Агнета, уже давнишний завсегдатай Тэзе, естественно, взяла инициативу в свои руки и все последующие дни вела нашу группу.

Мне приходилось в этой группе подчас быть переводчиком с английского на французский и наоборот, поскольку итальянцы хотя и понимали английский, но лучше говорили на французском, а шведки с голландцем говорили только по-английски. Поскольку я по жизни не говорю регулярно ни на одном из этих двух языков, хотя изучал и тот, и другой, то в первые моменты было довольно сложно – французские слова путались с английскими. Но под конец как-то приспособился, и даже жалко стало, что такая тренировка быстро закончилась…

Записки из Тэзе : Православие и мир

Малая группа

Записки из Тэзе : Православие и мир

Беседа с группой

Ну а сами библейские лекции – отдельная изюминка пребывания в Тэзе, если, конечно, лектор интересный и грамотный. Для взрослого потока их читал брат Джон. Их простота стиля, с одной стороны, и глубина затрагиваемых проблем, с другой, на меня произвели сильное впечатление. Мне подтвердили, что Джон здесь ведущий лектор и богослов.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Брат Джон

Начиная лекцию, он обращался и произносил вводные слова и объявления на многих разных языках: французском, немецком, итальянском и т.д., совершенно свободно и непринужденно. Надо отметить, что братья общины здесь говорят на нескольких языках, и это считается вполне естественным для этого места.

Русскоязычных гостей курирует брат Матфей, англичанин, в общине Тэзе состоящий уже 26 лет. На бытовом и личном уровне он уже неплохо говорит по-русски, и только в отдельные ответственные моменты при общих встречах с группами еще прибегает к переводчикам.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Брат Матфей

Богослужения, молитва

Как уже было сказано выше, молитвенные собрания в лагере проводятся три раза в день. Они проходят в так называемой Церкви примирения, построенной в 60-х годах и с тех пор неоднократно перестраиваемой и расширенной для того, чтобы она могла вмещать всех гостей, и сейчас она вмещает несколько тысяч человек. С виду это как будто православный храм, с несколькими луковками наверху; внутри есть отдельные иконы, но нет алтаря и солеи.

Утренние молитвы устраиваются перед завтраком, дневные перед обедом, а вечерние после ужина. Братья общины садятся посередине ближе к передней части в белоснежных длинных одеждах. Все остальные – либо на полу, где придется, либо на скамейках вдали, по периметру (стоять на службах здесь не принято).

Записки из Тэзе : Православие и мир

Общая молитва

Каждое такое собрание предваряется колокольным звоном (обычно звукозаписью, хотя звонница тоже есть) и длится около 40-45 минут. Поются разные гимны на многих языках, обычно на основе отдельных стихов псалмов или евангельских изречений.

В Тэзе распространен респонсорный тип исполнения гимнов, взятый из католического богослужения и когда-то практиковавшийся в древней Церкви: к примеру, канонархом поется ключевой стих, который затем повторяется народом, а затем в ответ на следующие стихи псалма этот же стих снова многократно повторяется народом. Это очень красиво и трогательно, тем более, что все здесь участвуют в пении, даже кто этому не обучен специально (в общине есть свой профессиональный хор, который задает тон и темп песнопений, а всем желающим разучивать мелодии уделяется специальное время).

Всем пришедшим перед началом богослужения выдаются специальные листки и брошюры с собранными там песнопениями, их текстами и нотным изложением, а также переводом на разные языки мира. Во время службы каждый раз в разных местах церкви зажигается электронное табло с номером следующего исполняемого гимна, чтобы легче было следить и находить его.

На утреннем правиле также обычно прочитывается отрывок из Ветхого Завета (чаще всего из пророков), а на вечернем – отрывок из Евангелия. Перед утренним правилом кем-то из братьев, среди которых есть католические священники, рано служится месса, а на утреннем богослужении желающим раздается причастие (кроме воскресных дней, когда месса служится вместо утреннего правила).

Несколько раз утреннее или вечернее правило начиналось славянским «Святый Боже» или греческим «Кирие, элеисон», что было по-своему трогательно. В первый вечер после нашего приезда мне также запала в душу мелодия и слова английского гимна: Wait for the Lord whose day is near; wait for the Lord: keep watch, take heart! (см. Пс. 27, 14).

Важная и непременная часть каждого молитвенного собрания, помимо песнопений, – пауза молчания где-то посередине, продолжающаяся примерно 7-10 минут. Когда каждый может просто углубиться в свою внутреннюю молитву, войти в себя и что-то личное выразить перед Богом. Этих пауз безмолвной тишины явно не хватает православному богослужению, такому, как оно сложилось в последние несколько сотен лет.

Более того, в современной практике даже не приветствуется, не позволяется, чтобы вольно или невольно делались такие паузы, например, перед причащением прихожан, когда священнослужители еще только готовятся выйти к народу, но нужно раздробить святой Агнец и т.д. А именно в это время как раз они были бы наиболее естественны! Но вместо этого их заполняют безвкусными подчас «концертами», с музыкальной и молитвенной точки зрения уж явно уступающими песнопениям Тэзе…

Братья общины позаимствовали, помимо некоторых гимнов, также некоторые другие черты православного богослужения. Например, каждую пятницу, которая традиционно посвящается страданиям Христа, вечером выносится крест на поклонение. И это поклонение происходит в конце службы очень долго, даже слишком затянуто. Группа людей подходит ко кресту, возложенному прямо на пол, и распростирается перед ним, оставаясь на минуту-две в таком положении, тогда как остальные терпеливо ждут. Из-за этого такая процессия можно длиться часов до двух ночи.

А в субботу вечером в конце вечернего правила все зажигают свечи, что символизирует пасхальный свет Воскресения Христа.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Молитва со свечами

«В Тэзе мы открываем то, что я люблю называть «постидеологическим христианством». Бог – это Тот, Кого мы всегда ищем, – говорил один из отцов церкви. И одновременно Он всегда приходит и дает Себя нам. Бог – это Тайна и Любовь, и тогда другой человек в свете Христа нам кажется тоже тайной и любовью. В Тэзе можно петь вместе, здесь поют короткие емкие фразы, которые повторяются неустанно. Слова востока и запада, севера и юга – на многих языках. Крест пятницы, пасхальная ночь с субботы на воскресенье, и брат Роже в окружении детей», — Оливье Клеман.

Тихая радость Преображения

Наше пребывание в Тэзе с 12 августа завершилось праздником Преображения Господня. Когда сюда приезжает кто-то из православных священников, из России, Украины, Белоруссии, Румынии и т.д., здесь совершается православная литургия на антиминсе, подписанном преосвященным Гурием, в 90-е годы бывшим епископом Корсунским, с благословения Святейшего патриарха Алексия II. Обычно литургия совершается в каменной местной деревенской церкви, возле которой был похоронен брат Роже.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Могила брата Роже

?¦?µN€??????NŒ

Церковь

Записки из Тэзе : Православие и мир

Церковь примирения

Есть тут и облачения для священнослужителей, и богослужебные сосуды. Накануне пришлось специально просить брата Матфея, чтобы он все заранее мне показал. Впрочем, все детали обычно не предусмотришь на новом месте, что-нибудь да не хватит, но это все мелочи по сравнению с главным – самой возможностью совершать литургию в этом месте, за что братьям отдельная благодарность.

В нашей группе певчих не было, но в эти августовские дни как раз оказались приехавшие из России Михаил Завалов и Ольга Ерохина, друзья и завсегдатаи Тэзе с 1990 года, знающие православное богослужение и могущие петь. Благодаря им служба состоялась вполне праздничная, с соблюдением присущей Тэзе многоязычности: песнопения пелись на церковнославянском, ектеньи и все литургические молитвы возглашались на русском и отчасти на французском и греческом языке, апостол был прочтен на русском и английском, а Евангелие на русском и французском языках.

После Преображенской литургии надо было срочно садиться в автобус и совершить обратный путь через Германию и Польшу до Бреста. Перед отъездом все сфотографировались, такие радостные, обновленные и по-своему преображенные.

Записки из Тэзе : Православие и мир

Группа перед отъездом 19.08

А перед праздником я как раз прочел в книге брата Роже «Бог может только любить» такие слова из главы «Тихое преображение»:

«Пусть нас окружает ночь – но и тогда свет светит в средоточии тьмы. Апостол Петр призывает взирать на свет, «доколе не начнет заниматься заря и не воссияет день в сердцах ваших» (2 Петр 1, 19). Без света растение чахнет. Если верующий сосредоточен только на мраке, как в нем может возрастать доверие сердца? Евангелие совершает переворот в нашей жизни: Духом Святым Христос входит даже в тот мрак, что смущает нас в нас же самих. Он достигает недостижимого – и вот мрак освещается Его присутствием…».

Это очень важно: не сосредоточиваться на своих темных сторонах, но стремиться быть причастником тихого и радостного света Христова, веря, что Иисус Сам будет поддерживать и вдохновлять нас на этом пути. И в то же время, как бы ни было кому хорошо в Тэзе или в другом каком святом месте (Иерусалиме, Афоне и т.д.), но надо возвращаться туда, где ты уже поставлен промыслом жить и трудиться, подобно ученикам Христовым, спустившимся с Фаворской горы, где им было так хорошо, в долину стенаний и плача, когда они встретили отца бесноватого отрока, молившего о помощи своему сыну (Мф. 17, 14-21).

А пребывание в подобных местах должно лишь вдохновить на новые добрые дела и укрепить в последующих испытаниях, которые у каждого свои. Так что «синдром после Тэзе», конечно, может случаться весьма вероятно у многих, в первый раз посетивших эту общину, но его, безусловно, нужно преодолевать.

12-24 августа 2012, Тэзе-Москва

 

Источник http://www.pravmir.ru/zapiski-iz-teze/

 

*Публикуется с разрешения о. Филиппа