Дорогие
друзья!
Предстоящий май - радостный месяц приближения лета, солнца,
тепла и летних отпусков. Конечно, для христиан это еще и месяц продолжения
Пасхальной радости - победы над смертью, одержанной Сыном Божиим, Иисусом
Христом, и дарованной всем людям, если только они пожелают принять Иисуса
Христа своим Учителем и Господом. Конечно, сейчас это время омрачено событиями
на Украине. И в связи с этим вот такая маленькая информация: наша прихожанка,
Валентина Наумова уже два раза сама ездила на своей машине в Северо-Донецк
(ЛНР), отвозила вещи и лекарства для местных жителей. Если кто-то захочет
присоединиться к этой работе, то в конце письма будет необходимая информация.
Однако будем не забывать и о том, что нам даровано, как вечное, - о радости
Воскресения и о продолжении нашего пути - возрастания в познании Господа
нашего Иисуса Христа (2 Петр.1,2; 1,8; 3,18). Желание моего сердца - привести
несколько отрывков из проповедей о. Александра Меня, произнесенных в значимые
дни предстоящего месяца.
7-е мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
"В Евангелии этого дня (Ин.5,1-15). мы читаем о
том, как вошел Господь Иисус в Иерусалим и пришел в так называемую Овчую
купель, место печальное, нечистое, где лежали больные, где было много
язычников. До сих пор на стенах этого бассейна сохранились языческие надписи,
благодарившие богов за исцеление.
Время от времени вода в бассейне вскипала, и люди толкаясь,
ругаясь и отпихивая друг друга лезли в воду, потому, что тот, кто входил
первым, принимал на себя целительную силу этой воды. Тяжелое, страшное
место. Всюду лежали стонущие, смердящие, скорченные больные.
И Господь Иисус вошел в это царство скорби. Внимание
Его привлек паралитик, лежавший без движения. На вопрос Иисуса он сказал,
что лежит здесь уже 38 лет, всю жизнь. Вот последний предел человеческого
унижения. И не было никого, кто бы ему помог. Иисус говорит ему: "Вставай,
бери свою подстилку и иди домой". И к нему вернулась жизнь. Человек
даже не понимая, что с ним происходит, собрал свою подстилку, свернул,
закинул на плечи и зашагал домой. Благочестивые люди встречали его и говорили:
"Сегодня суббота, как ты смеешь нести сто-то?" А он отвечал:
"Кто меня вылечил, Он мне велел, и я иду". Потом Господь встретил
его в храме и сказал: "Впредь не греши, чтобы не было тебе хуже".
И этот человек пошел и рассказал, что это Иисус приказал ему в субботу
нарушить закон. Старик предал Того, Кто исцелил его после стольких лет
тяжелой болезни. Предал Господа, чтобы Его снова осуждали, чтобы на Него
клеветали, чтобы говорили: "Это Он учит людей нарушать Божий закон".
Мы видим себя, как бы лежащих в своих немощах своих грехах
и мы знаем, что есть только Один, Кто может нас исцелить. Там была купель,
где только редко-редко вода становилась целебной.
У нас есть другая купель - Слово Божие, неисчерпаемый
источник жизни, Святое Евангелие, Библия, в которой заключено все, что
нужно для жизни человека. Наш источник - святая чаша, к которой мы подходим,
молитва, жизнь наша в Церкви. Этот источник оживляется не раз в год, а
всегда; каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись,
только пожелай, только приникни к Господу - и ты получишь исцеляющую силу."
14 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.
"Это день, посвященный памяти евангельской самарянке.
Почему ей такая честь? Почему ей посвящается особый воскресный день? Потому
что беседа Господа с ней была знаменательной, великой беседой, и все,
что рассказывает нам евангелист, каждое слово - это сокровище (Ин.4,5-42).
Сначала мы видим, что Иисус идет под палящим солнцем,
и, наконец, Он устал, утомился от тяжкого пути и сел у колодца. Он идет
как обыкновенный путник и испытывает вместе с нами тяготы жизни - зной,
жажду, усталость. Но Он это делает для того, чтобы быть ближе к людям,
чтобы находить нас на дорогах жизни.
И вот случайная встреча у колодца: женщина из самарийской
деревни, поставив себе на плечо кувшин, спускалась к колодцу по тропинке.
Она подходит к колодцу, очень древнему, ему уже более полутора тысяч лет.
И сидит там путник с посохом, по одежде иудей, и говорит ей: "Дай
мне напиться". Потому что колодец глубокий, а у нее кувшин с веревкой.
А она знает, что между иудеями и самарянами многовековая вражда, так что
считалось зазорным пить из одного ковша.
А Он сказал ей: "Ты дай мне этой воды, а Я дам тебе
воды живой, которую ты один раз выпив, ты никогда не будешь жаждать".
Она решила, что это какая-то заговоренная вода. Она сказала: "Господин,
дай мне такую воду, чтобы мне не ходить сюда без конца". Он видит,
что она не понимает, что Он говорит ей о другой воде - духовной. Тогда
Он решил подойти к ней по-другому и сказал: "Позови своего мужа".
А она:"Нет у меня мужа". "Да, сказал Он, - у тебя было
пять мужей, и этот не муж тебе". И она поняла, что Он знает ее печальную
жизнь, ее одинокую судьбу.
Видимо это была незаурядная женщина и она сразу заговорила
о том, что волновало людей в отношении веры. "Господи, - я вижу,
что Ты пророк, объясни нам, какая вера правильная. Вот вы, иудеи, молитесь
Богу в Иерусалиме, а мы, самаряне, молимся на своей горе Гаризим; как
правильно молиться Богу - тут или там?"
На это Господь ей ответил, что приходит время, когда
уже не важно будет, где молится человек, потому что всюду Бог, всюду Его
любовь, всюду Его небо. В духе и истине нужно Ему поклоняться. И правильная
вера не та, которая связана с одним местом или другим, а та, которая в
духе и истине.
А что это значит? Поклоняться Господу сердцем, любовью,
преданностью Ему и творением добра - это и есть дух истины. То есть Господь
говорит: "Верно только одно: возлюбить Бога и возлюбить человека
- все остальное приложится." Все то, что было раньше, было подготовкой,
воспитанием людей, поэтому даны были людям законы . А теперь им дается
не закон, но вера! И вера - в духе и истине! "Бог есть Дух, - сказал
Он, - и тот, кто поклоняется Ему должен поклоняться и любить Его в духе
и истине!" Вот слова, обращенные к нам.
Все жаждут счастья - и не находят его. Но есть единый
вечный источник, из которого мы можем черпать. Этот источник - Сам Господь.
Истина в том, что Он с нами, что Он стал одним из нас, что Он стал человеком,
чтобы мы с вами сподобились стать детьми Божиими. Вот первая и главная
истина.
Истина еще и в том, что Он всех в мире приведет к Себе.
В мире господствуют смерть, злоба , ненависть, несправедливость. Тысячи
лет назад люди воевали и ненавидели - и сейчас они это делают, и через
тысячу лет они это будут делать. Тысячи лет назад люди умирали, болели
, страдали, причиняли друг другу боль. Но Господь открывает нам другое!
Он говорит, что это будет не всегда, что это не будет продолжаться вечно.
Что есть спасение, которое Он нам дарует, которое Он осуществит в Своем
Царстве. И это есть истина.
Когда мы читаем Священное Писание, мы углубляемся в истину
Божию, но мы и сами можем познавать ее, но только тогда, когда Господь
прикасается к нам Своей рукой, нас исцеляет, нас воскрешает, нас приобщает
к Царствию Своему.
21 мая. Неделя о слепом.
"Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, как Господь
исцелил слепорожденного (Ин.9,1-38). Были и другие которых Господь исцелял,
но на этого евангелист обращает особе внимание. Потому что этому человеку
после того, как он прозрел пришлось исповедовать Господа перед людьми,
перед книжниками и фарисеями, которые у него пристрастно допытывались,
как он обрел зрение, родившись слепым. Но он был тверд и не отрекался
от того, что над ним было совершено чудо. Ему говорили, что Человек тот,
который его исцелил, был грешник, потому что нарушил Божий закон, сделав
это в субботу. Но слепорожденный твердо стоял на своем. Человек этот прозрел
не только телесно, но и духовно! Поэтому Господь потом нашел его и спросил:
"Ты веруешь ли в Сына Божия?" "А Кто Он?" "Тот,
кто говорит с тобою". И слепорожденный склонился перед Ним.
Вот три ступени жизни человека. Сначала - слепота, темнота,
мрак. Вторая ступень: Господь касается его глаз, и человек видит. И третья:
он свидетельствует о том чуде, которое Господь над ним сотворил. Кто познал
Господа, тот невольно становится Его свидетелем! Поэтому каждый из нас,
возвращаясь в свои дома, в свою повседневную жизнь, должен нести Слово
Божие в своем поведении, в своем отношении к людям, в своей вере, во всем,
что делает человека христианином!"
24 мая. Православная Церковь празднует память равноапостольных
Мефодия и Кирилла учителей Словенских. Это день тезоименитства Патриарха
Московского и всей Руси Кирилла.
"Мы все глубоко им обязаны тем, что именно они некогда
принесли веру Христову в славянские земли. Они первые перевели слова Священного
Писания на славянский язык и тем самым положили основание для многих церквей
Христовых как в нашей стране, так и вокруг. А были они людьми, которых
ожидало блестящее будущее. Они принадлежали к семье придворного офицера,
получили прекрасное образование, могли бы быть и учеными и военными, но
обоих привлекала пустынная монашеская жизнь, и стали они - подвижниками.
А затем они избрали трудный путь, чтобы в далеких, тогда еще полудиких
странах проповедовать слово Божие, свидетельствовать о Христе.
Когда по приглашению болгарского царя Бориса братья Кирилл
и Мефодий отправились в славянские земли, там было еще язычество. И братья
начали там насаждать веру Христову. Кирилл сказал: "Только словом
учить - этого недостаточно, это все равно, как писать по воде, потом все
снова исчезнет". Но не было тогда еще азбуки у славянских народов.
И за короткое время Кирилл и Мефодий из различных букв разных языков изобрели
эту азбуку, перевели главные части Библии, которые теперь читаются во
время службы. И с этого началось просвещение славянских стран. И это был
крестный путь, потому что у них было очень много врагов, клеветников.
Немецкие князья пытались насаждать свои порядки, свои обычаи в славянских
землях, поэтому труды Кирилла и Мефодия были им ненавистны. Тяжкий путь
борьбы преодолели братья. Кирилл скончался совсем молодым, около 42 лет.
Но он успел заложить основы христианства в славянских странах и передал
это своему брату как наследие.
Брат его, рукоположенный в Риме Римским папой в сан епископа,
продолжал свое служение. И кончилось оно тем, что немцы заточили его в
тюрьму - это был мученический путь. Умер Мефодий после освобождения из
тюрьмы, когда у него была паства, и он имел уже богослужебные книги, написанные
на старинном болгарском языке, который мы теперь называем церковно-славянским
Он стал общим богослужебным языком в Сербии, в Болгарии, в России и в
других славянских странах, где совершается православное богослужение.
Трудный крестный путь был завершен."
25 мая - Вознесение Господне. Событие
произошло у Елеонской горы, неподалеку от Иерусалима. "Там на пороге
Своих страданий в Иерусалиме Господь говорил Своим ученикам о том, что
будет с миром, с людьми, что будет с Иерусалимом. И вот после того, как
Он Воскресший явился ученикам, Он поднялся с ними на эту любимую Елеонскую
гору. И отсюда, посылая Своих учеников, Он говорил: "Как Отец послал
Меня в этот мир, так теперь Я посылаю вас". А они стояли робкие,
радостные, неуверенные, не знавшие, что дальше будет. Не знали они, куда
Он их посылает и зачем. Но потом они просветились Духом Божиим и Дух Божий
указал им путь и дал силу слова. После Воскресенья Он сказал: "Дана
Мне всякая власть на небе и на земле". Мы не видим Христа своими
телесными глазами, но Он остается здесь на земле. Он на земле - Он и на
Небе, Он Бог - Он и человек. Он в вечности - Он и с нами в нашей короткой
жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому
что Господь с нами. Он остался с каждым, кто Его любит, потому что Он
есть Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, "от них же первый
есмь аз". Радость пребывания с Господом всегда с нами - вот что значит
Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не
на горе или в долине, у моря или в городе, а - всюду."
Всем нам желаю мира, здоровья, сил и помощи Божией во
всем.
Всегда ваш, прот. Александр
Борисов.
Если кто пожелает помогать нашей прихожанке Валентине
Наумовой в ее добровольной работе помощи жителям Северо-Донецка (ЛНР),
то можно с ней связаться по тел.: +7-916-115-31-66 или по почте: <conciliation2010@mail.ru>
26.04.2023.
|