Дорогие
друзья!
Предстоящий
месяц изобилует радостными событиями. Первое из них – Пасха, Праздник
Воскресения Христова. Затем 9-е мая – воспоминание о Победе в Великую
Отечественную войну. Кроме этого, каждое воскресенье после Пасхи – радостные
воспоминания событий последующих воскресных дней. Пусть эти воспоминания
поддержат каждого из нас в этот нелегкий период нашей истории.
Прежде всего, конечно, всех поздравляю со светлым Праздником
Воскресения Христова! Всем от всего сердца желаю радости, здоровья и благодати
Божией!
Желание
моего сердца привести в этом письме несколько отрывков из проповедей о.
Александра Меня сказанных в этот же период церковного года.
Вот несколько слов из пасхальной проповеди о. Александра
Меня.
«Господь
являлся по Своем Воскресении многим и каждому человеку по-разному. В одних
обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая
у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный,
вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом
мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его,
Петр же, бросаясь вплавь, спешит к Нему. И, как мы читаем в посланиях
апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл,
который гнал Церковь Божию.
И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший
незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя
бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с
Воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца,
находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться
на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить
жизнь не только всех, но и каждого из нас.»
Неделя
о Фоме (12-го мая). «Десять
учеников были вместе, когда Господь, победивший смерть, пришел к ним и
сказал: «Мир вам!» Драгоценные слова: Он принес в души человеческие мир,
тот мир, который сейчас и к нам приходит. И вот Он с ними беседует, и
посылает их проповедовать Слово Божие. А одного среди них нет — Фомы.
И когда он приходит, все бросаются к нему и говорят: «Брат наш, Фома!
Мы видели Господа, мы видели Его живым, мы прикасались к Нему!» И такая
боль, такая обида в сердце Фомы вскипела, что он сказал: «Не верю!» Хотя
ему говорили десять человек, его братьев, он сказал: «Не поверю, пока
я своими руками не потрогаю Его ран, не буду осязать Его тело, ожившее
вновь».
И
вот проходит время, снова собрались ученики, заперли двери, потому что
они боялись преследований, и внезапно снова раздается знакомый голос,
голос Иисуса: «Мир вам!» И Он стоит среди них. И первый, к кому Он обратился,
— это Фома. Иисус говорит: «Фома, дай твою руку, прикоснись к Моим ранам,
удостоверься, проверь». Конечно, Фома не стал этого делать, и только лишь
увидев Господа, он, потрясенный, пал перед Ним со слезами: «Господь мой
и Бог мой!» А Иисус сказал ему: «Вот ты поверил, потому что увидел. Но
счастливы те, кто верит, не видя».
Кто же это? Это мы с вами. Мы не видели Господа во время
Его земной жизни. Но мы видим Его своими духовными очами, Он живой среди
нас, и нам не надо прикасаться к Нему. Сколько было людей, которые видели
Его собственными глазами, слышали Его слово, шли за Ним по дорогам — и
не поверили, потому что сердце их не отозвалось на зов Христов. А мы с
вами на этот зов отозвались — слабые, немощные — разные, все пришли к
Господу со словами: «Господь мой и Бог мой».
Неделя жен-мироносиц (19-го мая). «Сегодня праздник жен-мироносиц
и день памяти Иосифа и Никодима — двух фарисеев, двух членов совета, которые
погребали Господа, — это день прославления верности, ибо только эти люди
в первые дни после распятия остались верны Господу. Никодим с Иосифом
верили слову Иисусову, но боялись прежде открыто выражать свою веру в
грядущее Царство Божие, они приходили к Нему тайно.
И
они сохранили верность Ему в самые отчаянные, в самые плачевные мгновения,
когда все ученики, оставив Господа, разбежались. Иосиф с Никодимом, рискуя
своим положением, пошли к Пилату и попросили разрешения похоронить тело
казненного учителя.
А женщины смотрели издалека, они не смели приблизиться,
но зато они были на Голгофе, там, где мало кто был из близких к Господу.
Поддерживая под руки Деву Марию, стояли женщины, о которых мы почти ничего
не знаем. Нам известны только их имена: это Мария из Магдалы — Мария Магдалина,
это Иоанна — жена управителя Иродова Хузы, это Саломия — мать апостолов
Иакова и Иоанна и несколько других женщин из Галилеи. Они стояли на Голгофском
холме и смотрели, как умирал их Господь и Учитель. Они видели, куда положили
тело, и дали себе слово: когда пройдет запретный день субботы, в который
нельзя ничего ни покупать, ни продавать, они пойдут, купят ароматов, помажут
тело Господа, и от себя совершат заупокойный обряд, ведь Иосиф и Никодим
совершили его второпях перед заходом солнца.
Вот
удивительно: именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру
и другим. Это радость победы и веры, которая проявила себя, как верность
в горькую и трудную минуту. Так и наша вера. Она без верности невозможна,
потому что разные бывают обстоятельства в жизни, разные состояния души
и тела. Когда ты унываешь, болеешь, страдаешь, когда у тебя руки опустились
и сердце полно горечи, и на всю жизнь обида — вот тогда сохранить верность
Господу — это и есть настоящая вера.
Сегодня
мы вас всех поздравляем — матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей — с вашим
общим днем христиан-женщин, чтобы Господь благословил вас и укрепил на
служение евангельскому Духу и Правде.»
Неделя
о расслабленном (26-го). «Слушая
евангельский отрывок о раслабленном, мы сразу видим себя, как бы лежащих
вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только
Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то не будем
мы Ему неблагодарны. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления.
Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной,
и туда бросались отчаянные люди.
У
нас есть другая купель — Слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое
Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни
человека. Наш источник — Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва,
наша жизнь в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда;
каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись, только
пожелай, только приникни к Господу — и ты почувствуешь исцеляющую силу.
Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления,
обиды, разочарования — все то, что омрачает нашу жизнь — ложится на душу,
как камень. Когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни,
когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо
больных, вспомните, что есть у нас единственное Имя, сладчайшее Имя, Имя
Иисуса, которое нас поднимает, и исцеляет, и оживляет.»
24
мая – день памяти Равноапостольных
Мефодия и Кирилла, учителей словенских. День тезоименитства Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня святая Церковь вспоминает двух
людей, двух мужей, равных апостолам, которые сыграли немалую роль для
нашей страны, потому что благодаря их трудам, их усилию, их служению Слово
Божие впервые внятно прозвучало на славянском языке.
Оба
(а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника
царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском
императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей
будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе,
оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих
лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по-человечески,
по-мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе,
не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу.
И наконец Господь призывает их к главному подвигу их жизни. Что же это
за подвиг? Нести дальше свет Христов тем народам, которые этого света
еще не имели. Мефодий и Кирилл задумывают смелое, неслыханное в те времена
предприятие: перевести на народный славянский язык Священное Писание и
церковное богослужение» (обрыв записи).
После пребывания братьев в Крыму, где они крестили хазар,
они вернулись в Константинополь и Кирилл составил для славянского языка
особую азбуку и начал перевод Св. Писания на древнеболгарский язык. В
863 г. братья трудились с Моравии более трех лет, обращали язычников,
обучали славянской грамоте и переводили богослужебные части Св. Писания
и главнейшие церковные чинопоследования.
В 868 г. братья прибыли в Рим, где их торжественно встретил
папа Адриан II. Братья принесли в Рим часть останков папы Климента
Римского, которые они открыли в Крыму. Папа Адриан II одобрил не только
славянский перевод Св. Писания, но и славянское богослужение, освятив
принесенные братьями славянские книги. Кирилл скончался в Риме в 869 г.
и был погребен в базилике св. Климента.
Мефодий был возведен папой Адрианом II в
сан архиепископа Паннонии (территория современной Венгрии), которая управлялась
князем Святополком, где Мефодий совершал богослужения и миссионерство.
Это был период жесткого противостояния Мефодию со стороны баварских епископов,
в результате которого в 870 г. Мефодий был заключен в тюрьму и три года
пробыл в заключении в самых ужасных условиях. Папа Иоанн VIII заставил баварских
епископов освободить Мефодия и возвратить его в Моравию, где Мефодий продолжал
дело церковного устройства. Нравственно строгий Мефодий боролся с распущенностью
князя Святополка и вельмож, вызывая этим их недовольство.
В 880 г. Мефодий был приглашен папой Иоанном VIII в Рим, где папа
вручил ему буллу, в которой подтвердил правоверие Мефодия и разрешение
славянского богослужения. В 883 г. Мефодий занялся переводом на славянский
язык полного текста канонических книг Св. Писания. Тогда же он перевел
Номоканон и Патерик.
Скончался
Мефодий в 885 г., благословляя византийского императора, князя Святополка
и народ. Погребен он был в своей соборной церкви (место ее остается неизвестным).
Со смертью Мефодия дело его в Моравии приблизилось к гибели. Началось
преследование его учеников и уничтожение славянской церкви. До 200 клириков
– учеников Мефодия было изгнано из Моравии или продано в рабство в Венецию.
Дело Кирилла и Мефодия получило дальнейшую жизнь и расцвет у южных славян:
у хорватов, сербов, особенно же у болгар и, через болгар, у русских, восточных
славян, соединивших свои судьбы с Византией. Через посредство Болгарии
кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру
Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. Крещение Руси, состоявшееся век спустя,
в 988 г., и вся последующая история России по существу стали возможными
именно благодаря равноапостольскому подвигу святых братьев.
Дорогие друзья, всех поздравляю с приближающимся праздником
Воскресения Христова! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Всем нам желаю мира, здоровья,
сил и помощи Божией во всех наших делах и планах. Храни вас Бог!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
23 апреля 2024 г.
|