... на главную страницу История храма Косма и Дамиан
Служители Святитель Филарет о. Петр Ильин
Иконостас Старые фото После разорения
Начало возрождения Храм в наши дни Инстаграм
Фейсбук М.Д.Скобелев Фонд А.Меня

 

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

Историко-архитектурная справка


см. также История храма
Московские Церковные Ведомости №50

Историко-культурное обследование домовладения

Церковь Космы и Дамиана "Что на Шубине"

Церковь Космы и Дамиана в Шубине ("что на Шубине", "за золотой решеткой", "за Гагариным двором" известна с 1626 г. В 1626 г. вместо деревянной церкви строится каменный храм. В ХVIII в. (в первой четверти) храм перестраивается. Главным становится престол Благовещения, придельным во имя святых Космы и Дамиана, но в народе продолжают ее называть по-старому. В 1812 г. не горела. В 1821-1822 гг. пристроили новый придел – Воскресенский (в связи с разборкой в 1814-1815 гг. Воскресенской церкви на Большой Дмитровке /стояла на углу с Космодемьянским переулком, известна с 1472 г./, ее престол переносен в церковь Космы и Дамиана). В Советское время приход бил закрыт и в ее стенах устроили хранилище.

Косма и Дамиан, два родных брата, по профессии врачи, христианские святые мученики, жившие близ Рима во второй половине III в. За свои исцеления не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что и получили название бессребреников. За свои проповеди учения Иисуса Христа были приведены на суд императора Карина. Они исцелили императора от его болезни, мучившей его долгие годы, и были им отпущены на свободу. Но врач-язычник, из зависти к ним, убил их камнями (в 284 г.). Память святых празднуется христианской церковью 1 июля (14 июля по н.ст.).

(По поводу Космы и Дамиана см. здесьприм. ред.).

1. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989, с. 142-143.

2. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. Т.ХVI, СПб., 1895, с.426.

 

Использованные источники и литература:
1. Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине. Эскизный проект реставрации. М.,
1978.
2. Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. Церковь Косьмы и Дамиана в Шубине. Мсторико-архивные материалы. М.,
1979.
3. Моспроект-2. Мастерская 17. Историко-архитектурное обследование территории владения церкви Косьмы и Дамиана в Шубине. М., 1989
4. Православная Москва. М., 1993
5. Сорок сороков. Т. 2, М., 1994.
6. "Московские церковные ведомости", 1889, N50
7. 'Московские церковные ведомости", 1897, N45
8. "Московские церковные ведомости", 1899, N21
9. С.К. Романюк. Из истории московских переулков. М., 1988.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТОМА

1. Схема обследования района

2. Схема границ владений квартала

3. Информационная карточка

4. История домовладения

5. Описание строений

6. Примечания

7. Список владельцев

8. Приложения

9. Историко-культурное обследование

10. Техническое заключение

11. История развития домовладения

12. Строительные периоды. Архитектурные элементы интерьера

13. Список архивных фотографий

14. Список натурных фотографий

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОМОВЛАДЕНИЯ

Современное домовладение по адресу Столешников пер., д.2-4,  существовало как церковная земля уже в начале ХVII века [1]. С 1625(133) года церковь Святых Чудотворцев Космы и Дамиана что на Шубине упоминается в архивных документах. Название местности "Шубино" связано с именем московского боярина Иакинфы Шубы, двор которого в Х1V веке был расположен на данной территории. В 1626 году сгоревшая деревянная церковь Космы и Дамиана была отстроена вновь, но уже каменная [2]. Вполне вероятно, что строительство продолжалось и в середине ХVII века, о чем свидетельствуют наеденные в древней кладке основания кирпичи с клеймом в виде орла [3].

В "Писцовых Московских книгах" 139 г. (1631 г.) приведена опись участка Космодамианской церкви, где указаны, кроме самой церкви с кладбищем, дворы попа, дьякона, дьячка сторожа, просвирницы.

В Описной книге церквей Белого города за 1657 год дано описание церковного владения, "Г"-образного в плане, ограниченного с трех сторон переулками: Проезжим с Тверской на Дмитровку (совр. Столешников), параллельным ему Проезжим переулком вдоль южной границы владения и небольшим,  внутриквартальным, переулком, проходящим вдоль западных границ церковного участка (Приложение 1).

Церковь Комы и Дамиана с кладбищем занимала участок земли (19x19 саж.) по Проезжему переулку с Тверской на Дмитровку (совр. Столешников). Вдоль западной границы церковного кладбища проходил узкий внутриквартальный переулок, впоследствии называемый "глухим". К востоку от церковного здания на расстоянии 8 саженей находились двор сторожа, по переулку, за ним, в глубине участка, дворы просвирни, дьяконицы и подьячего. Участок священника находился к югу от здания церкви, также на расстоянии 8 сажень, и выходил в"глухой" переулок. В 1657 году дворы сторожа, просвирни и часть двора дьякона были отведены под расширение старого кладбища. Территория нового кладбища, размером 10x14 сажень, была огорожена деревянным забором по внешним границам и надолбами по границе со старым кладбищем. Под новые дворы просвирне и сторожу была выделена полоса земли из "попова" двора, вдоль южной границы старого кладбища.

В "Писцовой книге" 189 г. (1681 г.) отмечены произведенные в 1657 г. изменения в планировке церковного владения (приложение 2).

В 1703 году началась перестройка обветшавшей к этому времени каменной церкви Космы и Дамиана. Надстроенное новое здание, включившее в себя часть старых объемов предыдущего, пострадало от пожара в 1712 году [4]. Дальнейшее строительство церкви было прервано указом Петра I 1714 года о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение на достройку последовало лишь в 1722 году.

Композиция вновь возведенного церковного здания повторяла осевую композицию предыдущего здания церкви ХVII века. Основу ее составляли расположенные на одной оси объем самой церкви в виде восьмерика на четверике, объема трапезной и двухъярусная колокольня, также в виде восьмерика на четверике. Композиция и архитектурная отделка были традиционны для архитектуры церковных зданий I-й четверти ХVIII века. Главный престол был восстановлен как Благовещенский, но название церкви, как Космодамианской, сохранялось и впоследствии. Кроме того в документах ХVIII века встречается уточнение к названию "за золотой решеткой".

"Книга описная второй команды" за 1738-1742 гг. дает определенное описание дворов на церковной земле (Приложение 3). На территории нового кладбища вновь были расположены двор дьякона и второй дополнительный, двор попа, меньший по сравнению с основным, находящимся на прежнем месте, к югу от церкви. Большой двор попа включил в себя исчезнувшие к этому времени дворы сторожа, просвирни и дьячка. Проезжий переулок с Тверской на Дмитровку, проходящий внутри квартала вдоль южной границы церковного владения, в это время уже не существовал. До 1760 годов сохраняется только "глухой" переулок, как подъезд ко двору Дохтуровых, расположенному в глубине квартала.

Сохранилась купчая 1758 года на покупку копеистом М.Д.Ивановым небольшого двора с каменным строением, находящегося в юго-западном углу церковного владения, граничившего со двором священника и выходившего в "глухой" переулок.(Приложение 4). В 1769 г. священник А.Абрамов продал этот же двор, но уже с ветхим каменным строением (Приложение 5). На плане 1764 года показан фрагмент церковного домовладения с тремя дворами священнослужителей вдоль восточной границы участка (фото I). Только во дворе дьячка И.Родионова, в его северо-западном углу, находилось небольшое каменное строение. Остальная застройка всех дворов состояла из деревянных корпусов.

План 1764 г.

Во время большого пожара в районе Тверской улицы в 1773 году все церковное владение в т.ч. церковь и дворы священнослужителей, горело и вновь отстраивалось. На плане 1773 года (фото 2), составленного после пожара, показан обширный двор священника А.Артемьева, с небольшим каменным строением и предполагаемым деревянным жилым корпусом, поставленным по линии бывшего "глухого" переулка, ликвидированного к этому времени.

План 1773 г.

На плане 1781 года (фото 3) показана территория церкви Космы и Дамиана в Шубине с погостом и двор пономаря А.Васильева по переулку. Вдоль южной границы двора стояло деревянное, частью нежилое здание. В 1784 году священник Петр Яковлев представляет проект застройки своего участка квадратным в плане деревянным жилым домом, который предполагалось поставить на месте двух протяженных деревянных корпусов, и небольшого чулана около границы с участком князя М.А.Гагарина. Но проект не был осуществлен (Приложение 6).

План 1784 г.

Архивные документы свидетельствуют, что в 1785 году в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (или Космодамианской) был сделан ремонт: была произведена перестилка полов, все стены были оштукатурены и вновь расписаны, старый иконостас был заменен новым, позолоченным [5].

На планах 1797 и 1799 гг. (фото 5,6,7), изображены три двора священнослужителей в восточной части "Г"-образного в плане церковного владения с упразднением к этому времени кладбищем. На каждом двора по южной его границе был поставлен деревянный жилой дом, въезд во дворы осуществлялся со стороны бывшего кладбища (Приложение 7). Эта планировка была зафиксирована и на планах отдельных дворов 1802 года (фото 8,9).

Архивные документы свидетельствуют о том, что во время войны 1812 года церковь Косимы и Дамиана на Шубине "не горела и не чем не повреждена ни по наружности ни по внутренности" (Приложение 8). Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В 1816 г. была упразднена и разобрана церковь Воскресения Славущего на Дмитровке и в Космодамианскую церковь были переведены прихожане Воскресенской церкви, а также был передан материал от разборки церкви и ее утварь. В 1821 годы был сделан проект пристройки с севера к церкви Космы и Дамиана придела в память упраздненной Воскресенской церкви [6].

В 1821-24 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф.Элькинского (1788-1827 гг.) было осуществлено строительство нового северного Воскресенского придела. Строительство велось на средства, собранные "прихожанами и благотворителями". После этого была осуществлена переделка апсиды основного храма и колокольни в классическом стиле. Восьмерик колокольни был окружен тосканскими колоннами.

В конце 1810-х гг. небольшие дворы священнослужителей были объединены в один общий двор, расположенный к востоку от церкви, по Столешникову переулку. По линии переулка в 1818 году был поставлен двухэтажный каменный дом для жилья священника, дьякона, просвирни [7]. Об архитектуре этого здания, снесенного в 1970-х гг., можно судить по чертежу 1851 года (фото 11) (и по фото 1931 года). Скромный фасад с рустованной поверхностью стен и веерными наличниками окон в 1-м этаже, подоконными плитами на консолях во 2-м этаже, гладким аттиком над карнизом, традиционен для архитектуры послепожарного ампира. В глубине служебного двора за главным домом, вдоль западной и восточной границ участка находились служебные каменные нежилые корпуса. В таком виде, практически без изменений, застройка этой части церковного владения сохранялась на протяжении XIX века.

План 1851 г.

В 1857-58 гг. на средства братьев Ивана и Александра Борисовских был построен южный придел, посвященный Святым Чудотворцам Косме и Дамиану. В это же время, после разборки колокольни нач. ХVIII в. была выстроена новая, поставленная по линии Столешникова переулка [8]. С севера на юг под колокольней и примыкающей к ней пристройкой был сделан сквозной, перекрытый сводами, проход, из которого можно было попасть в трапезную, а из трапезной в приделы и основной храм (фото 12 и 13). В это время была частично изменена отделка фасадов основного объема и приделов с использованием эклектических элементов. В таком виде здание церкви, упраздненной в 1929-30 гг., сохранилось до настоящего времени. Колокольня была разобрана в 1932 году, сохранились два нижних яруса. В 1970-х гг. верх четверика и восьмерик основного объема н. ХVIII века были отреставрирована в первоначальном виде.

План 1893 г.

 

План 1904 г.

Участок, расположенный в глубине церковного владения, на месте бывшего двора священника в теч. XIX века использовался для служебных нужд. Небольшие нежилые и жилые каменные строения по восточной и южной его границе сохранились до 1930-х годов.

В советское время домовладение использовалось под различные учреждения и склады. На участке к югу от церковного здания было выстроено большое прямоугольное в плане здание гаража, с небольшой пристройкой с западного фасада. С южного его фасада вплотную к гаражу, было выстроено в 1950-х гг. здание лаборатории, "Г"-образное в плане, с использованием остатков каменного одноэтажного строения конца XIX века (фото 14,15,16). Здание б. церкви, в 1960-х годах было дополнено пристройкой с западного фасада и приспособлено под типографию.

Примечаниия

1. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы... Собранные и изданные Иваном Забелиным. Ч.I, М., 1884, сс. 451-454.

2. г. ЦГИАМ, ф.454, оп.3, д.55, ч1,2, л.227-231.

3 . ИАА УГК ОИП г. Москвы, Материалы по реставрации ц. Косьмы и Дамиана. ВО "Союзрестав рация". № 564.

4. ЦГАДА, ф.9, отд.II кн.16:, лл.890-900. Ведомость погоревших в Москве в 1712 году монастырях, церквях, казенных и частных дворах.

5. ЦГИАМ, ф.203, оп.89, № 28. 1785 г. Прошение церкви Благовещения Пресвятой Богородицы

6. Проект находится в Музее Истории и реконструкции г.Москвы

7. ЦГИАМ, ф.2124, оп.1, д.2351. 1870 г. Клировые ведомости

8. Архив ГНИМА им. А.В.Щусева. Фототека, коллекция, печать 849. Вид с севера ц. Космы и Дамиана, фото 1932 г.

 

Строение 6

Современный объем бывшей церкви Космы и Дамиана в Шубине с двумя приделами, трапезной и колокольней сформировался на протяжении двух столетий в результате нескольких строительных периодов.

В 1702-1722 гг. была выстроена вновь новая каменная церковь, вместо старой, обветшавшей, построенной в 1626 году, и включила фрагменты древней кладки, обнаруженные в основании четверика и его апсида (кирпич на известковом растворе, размером 28x13x8, клеймо с орлом). От этого периода строительства сохранились четверик главного храма, восьмерик с главкой над ним, объем трапезной. Традиционная для ХVII века композиция церкви с расположением храма, трапезной и колокольни на одной общей оси была сохранена при перестройке заново в нач. ХVIII века здания основного храма, выстроенного с использованием традиционной для н.ХVIII века формы восьмерика на четверике (фото 18,19,20).

В 1820-23 гг. был пристроен с севера к объему трапезной Воскресенский придел. В северной стене трапезной была сделана лучковая арка, через которую можно было попасть в объем Воскресенского придела. В период 1820-50 гг. была переделана апсида главного храма, получившая современную форму и отделку.

В 1857-58 гг. вместо прежней колокольни нач. ХVIII века, к этому времени разобранной, была выстроена новая, поставленная по линии Столешникова переулка, и пристройка за ней, вплотную к трапезной. От колокольни сохранился только нижний ярус, остальные были разобраны в советское время. В 1857-58 годы, кроме колокольни, был выстроен южный Космодамианский придел. В южной стене был сделан широкий арочный проем, соединяющий трапезную с южным приделом и во 2-й половине XIX века заполненную витражом (фото ). В 1850-e годы была сделана сохранившаяся в 1-м этаже эклектическая отделка фасадов.

Здание бывшей церкви Космы и Дамиана было частично отреставрировано в 1970-е годы. Бала восстановлена в первоначальном виде отделка восьмерика с главкой на ажурных валютах. На трех восточных гранях восьмерика расположены широкие полуциркульные ниши. Четыре высоких прямоугольных окна на гранях восьмерика имеют традиционные для ХVIII века столярку и кованные решетки. Восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом, покрыт листовым железом с покраской, низ кровли имеет ажурный металлический подзор (фото 20) Все углы восьмерика обработаны гладкими лопатками с профилированными базами (фото 19). Основание восьмерика подчеркнуто профилированной тягой, переходящей под окнами и опоясывающей также, как и венчающий карниз, весь восьмигранный объем.

Верхний ярус четверика, отреставрированный в 1970-х гг., имеет на южном и северном фасадах небольшие прямоугольные окна, расположенные в профилированных нишах с лучковым завершением, обрамленные гладкими полуколонками с капителями, опирающимися на профилированную подоконную плиту, завершенные разорванными гранеными фронтонами. Объем четверика опоясывает профилированный карниз с сухариками.

Фасады первого этажа приделов, трех полуциркульных в плане апсид, а также нижнего яруса колокольни сохранили отделку 1857-58 гг. в традиционном для этого времени эклектическом стиле.

Фасад нижнего яруса колокольни по Столешникову переулку выделен расположенным по центру входным порталом с полуциркульным завершением (фото 22). Центральная часть стены с порталом фланкирована сдвоенными лопатками. В узких боковых простенках расположены прямоугольные ниши. Над входом по центру расположены три небольших полуциркульных ниши. Сохранившийся нижний ярус бывшей колокольни завершен поясом с поребриком и профилированным карнизом. Оконные проемы в стене колокольни были пробиты в советское время (фото 21).

Северный фасад Воскресенского придела (по Столешникову переулку) имеет отделку, современную отделке колокольни. Полоса цоколя отделена гладкой горизонтальной тягой. Первый этаж с тремя полуциркульными окнами, расположенными в прямоугольных нишах стены, завершен профилированным карнизом с сухариками и аттиком. Аттик с раскреповкой на углу в виде полустолбов с филенкой, выделен расположенным по центральной оси стилизованной аркой, обрамленной полуколонками и профилированной аркой с килевидным завершением (фото 23). Полуциркульные окна северного фасада Воскресенского придела, а также его апсиды, имеют наличники в виде профилированных арок, опирающихся полуколонны с капителями и базами. Полуколонны расчленены по высоте полукруглым профилем на две части.

Плоскость стены северного придела по переулку фланкирована спаренными стилизованными пилястрами. Все архитектурные детали уличного фасада колокольни и северного придела выделены побелкой.

Полуциркульная в плане апсида главного храма имеет отделку в эклектическом стиле. Линия высокого белокаменного цоколя поддержана линией профилированного венчающего карниза с сухариками. Прямоугольные окна с профилированными откосами, обрамлены наличниками в виде полуколонок, завершенных раскрепованной профилированной полочкой с сухариками. Полуциркульный профиль разделяет полуколонии по высоте на две части (фото 25).

Отделка фасадов южного Космодемьянского придела повторяет в основном отделку фасадов северного Воскресенского придела. Полуциркульные окна обрамлены только гранеными полуколонками с базами и капителями. Горизонтали профиля делят полуколонки на две части по высоте. Апсида южного придела раскрепована широкими прямоугольными нишами, заполненными полуциркульными окнами и полуциркульными нишами (фото 26).

Внутренняя планировка в основном сохранилась, но была дополнена в советское время различными достройками при приспособлении здания вначале под склад, а в 1960-е годы под типографию.

Проход под колокольней, перекрытий крестовыми и цилиндрическим с распалубками сводами (фото 29-33) служит входом в церковь.

Арочный портал (фото 34) обрамляет вход в помещение бывшей трапезной, перекрытое лотковым сводом (фото З5,37,З8). В восточной стене бывшей трапезной в 1890-е гг. была сделана мощная арка, ведущая в помещение главного храма. Поверхность самой арки сохранила первоначальную отделку в виде профилированной филенки с круглым медальоном на месте замкового камня (фото 36). Алтарная стена главного храма имеет три арочных проема, два крайних в настоящее время заложены и превращены в ниши (фото 39,40). Внутреннее пространство апсиды, перекрытое полусферическим сводом, лишено декора (фото 39,41). Боковые стены трапезной после пристроек приделов были пробиты и в каждой из них была сделана арка с лучковой перемычкой. Арка в северной стене соединяет пространство трапезной с северным Воскресенским приделом. Фрагменты отделки помещений бывшего Воскресенского придела относятся к 1890-м годам, когда вместо плоского перекрытия был сделан цилиндрический свод, сохранившийся до настоящего времени. От первоначального архитектурного оформления сохранилась лишь профилированная тяга на стенах с изломами над полуциркульными окнами (фото 44). Алтарная стена прорезана тремя арочными проемами. Полуциркульная в плане стена апсиды отделана лишь настенной профилированной тягой, огибающей полукружия окон (фото 45).

Пространство южного Космодамианского придела перекрыто цилиндрическим сводом. Алтарная стена прорезана тремя равнозначными большими арками (боковые арки – диаконские врата – были существенно сужены и оформлены как порталы в середине 90-х годов XX в. по проекту арх. Ирины Родионовой – прим. ред.). Отделка помещений апсиды представлена профилированной с большим выносом тягой, огибающей полукружия окон и ниш, и имеющей над ними стилизованные килевидные завершения (фото 47,48). Лучковая арка в южной стене трапезной с конца XIX века была заполнена витражом (фото 37), отделяющим помещения холодного придела от остальных отапливаемых помещений церкви.

Трехсветное первоначально пространство основной части восьмерика на четверике в советское время была разделено перекрытием на два этажа. Современный (до 1993 г. – прим. ред.) 2-й этаж находится в верхнем ярусе четверика с небольшими окнами, имеющими плоские откосы. Четырехгранное пространство через воронкообразные парусные своды на углах переходит в восьмигранник, перекрытий восьмигранным сомкнутым сводом (фото 52). Вертикальные плоскости стен завершены профилированным карнизом (фото 51). На западной грани сохранился фрагмент настенной живописи (фото 50).

За колокольней и арочным переходом 1850-х годов была сделана в советское время 2-х этажная пристройка для производственных и бытовых нужд расположенной в здании быв. церкви Космы и Дамиана типографии МК СССР. На западной стене пристройки 1850-х гг. сохранилась первоначальная архитектурная отделка, находящаяся сейчас внутри здания. Приделы и трапезная были перекрыты общей кровлей в середине XIX века, на наружных гранях восьмерика и четверика сохранились следы первоначальной кровли ХVIII века, более низкой, чем сохранившаяся до настоящего времени.

Подвал используется только под основной частью быв. церкви, где в 1890-е гг. была поставлена домовая печь и для этого были разобраны своды. Наружный сход в подвал выложен из кирпича марки "БАИ".

Оценка:

Здание быв. церкви Космы и Дамиана, построенное в 1702-1722 гг., включившее остатки предыдущего церковного здания ХVII века, достроенное в 1820-х и 1850-х гг. является памятником архитектуры и стоит на Госохране.

Рекомендации:

Научная реставрация.

Список архивных материалов и библиографических источников
1. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Собранные и изданные Иваном Забелиным. Часть I. Москва 1884 г., часть 2, Москва 1891 г.
2. ЦГАДА, Ф.396, оп.2, №1164. Описная книга церквей Белого города, 1657 г.
З. ЦГАДА, ф.9, отд.11, кн.16. Ведомость погоревших в Москве в 1712 году монастырях, церквях, казённых и частных дворах.
4. Переписные книги города Москвы 1738-1742 гг. том III, Москва 1881 г.
5. ЦГАДА, ф.282, кн.504, 1758г. М.Д.Иванов, купчая. л.468.
6. ЦГАДА, ф.282, кн.518, 1769г. В.И.Нестеров,купчая, л.1183.
7. ЦГИАМ, ф.2134, оп.1, №3З, 1764 г., л.22. План дворов священнослужителей ц.Косьмы и Дамиана на Шубине. Л.2, 1773г. план дворов в приходе ц.Косьмы и Дамиана на Шубине.
8. ЦГАДА, ф.292, кн.56, л.331, 1781г. План дворов в Белом городе в приходе ц.Косьмы и Дамиана в Шубине.
9. ЦГИАМ, ф.105, оп.9, №426. План двора священника ц.Косьмы и Дамиана на Шубине П.Яковлева, 1784г.
10. ЦГИАМ, ф.171, оп.1, №7. План двора пономаря ц.Косьмы и Дамиана на Шубине Н.Петрова, 1799 г.
11. ЦГИАМ, ф.105, оп.9, №426, 1783 -1784гг. Дело по прошению священника ц.Косьмы и Дамиана на Шубине Петра Яковлева.
12. ЦГИАМ, ф.203, оп.752, №527. I8I3-I8I4гг. Дело об освящении ц.Косьмы и Дамиана на Шубине после нашествия французов.
13. ЦГИАМ, ф.2124, оп.1, №2351, 1870г. Клировые ведомости.
14. ЦГИАМ, ф.454, оп.3, №55, ч.1,2, лист 227-231. Записки Императорского Московского археологического общества. 1885-19II гг.
15. ЦГИАМ, ф.203, оп.89, №28, 1785 г. Прошение церкви Благовещения Пресвятой Богородицы что на Щубине священника Петра Яковлева.
16. ИАА УГКОИП г.Москвы. Тверская часть, №420-424.
17. Архив УГКОИП г. Москвы. Материалы по реставрации ц.Косьмы и Дамиана в Столешникове пер. д.2-4, В0"Союзреставрация"№564.
18. Архив ГНИМА им.А.В.Щусева. Фототека,коллекция R, негатив 849.1932г. Вид с севера ц. Косьмы и Дамиана.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I
ЦГАДА, ф.396, on.2, № 1164.

Описная книга церквей Белого города. 1657. лл.152-155.

"Церковь Козмы и Домиана что на Шубине, каменная, а мерою под церковью земли и кладбища в длину девятнадцать сажень поперечь девятнадцать же сажен и то кладбище пространно, а мерою против писцовых книг IZ9 году сошлось, да на церковной же земле подле кладбища двор поповской Козмы Максимова а ныне в нем живет подьячий Исак Иванов в длину того двора 17 сажен попереч 11 сажен и по нынешней мере против писцовых книг тот двор сшолся, а от церковные стены до того поповского двора 8 сажен.

Двор вдовой дьяконицы Прасковьицы Федоровской жены Григорьева вдоль по воротам 7 сажень с четью позадь 12 сажень попереч 9 сажень по другой стороне шесть сажен и по нынешней мере против писцовых книг 129 году тот двор сшелся, а от церковной стены до ее дьяконицы 8 сажень.

Двор просвирни Ириницы вдоль б сажен без чети попереч по воротам 4 сажени позадь три сажени с четью и по нынешней мере против писцовых книг 129 года того двор сшелся а от церковные стены до той просвирни избы 8 сажен.

Двор сторожа Бориска Семенова а преж сего тот двор был пономарский, длину того двора 9 сажен с полусаженыо попереч 7 сажень и по нынешней мере против писцовых книг тот двор сшелся, а от церковные стены до сторожева двора 8 сажень.

Да из оброку живет на церковной земле изба приказу Большого дворца подьячего Прохора Иванова в длину три сажени попереч две сажени с полусаженью, а в писцовых книгах под тою избою меры не писано, а оброк он Прохор платит попу.

И по государеву указу к церкви Козмы и Домяна что на Шубине для утеснения старово кладбища очищено вновь под кладбище церковная земля где жила просвирня и что позадь ее жил из оброку приказу Большого дворца подьячий Прохор Иванов да дворовое место сторожа Бориска Семенова в длину тех дворовых мест от старого кладбища 10 сажень а поперечь от проезжей улицы подле кладбища до дьяконицынн двора одиннатцать сажень с полусаженью да под новое ж кладбище отмерено вновь из дьяконицына Прасковьицына двора ис поперечника две сажени с четью во весь двор ее на длиннике на двунатцати саженях.

И той церковной земли впредь быть в новом кладбище бесповоротно.

А дьяконице ведено жить на достальной своей на церковной дворовой земле, которая осталась у ней во двое на длиннике на 12 саженях на поперечнике на 5 саженях. А просвирне и сторожу отведено место из длинника ис попова двора четыре сажени через весь иво двор на поперечшнике на 11 саженях и за дворовую переноску просвирни Иринице государева жалованья из Земского приказу полтора рубля дано а сторожева Борискова челобитья за дворовую переноску о деньгах государю по се число не бывало.

А попу жить на достальной своей церковной земле, которая осталась у нево во дворе на длиннике на 13 саженях а на поперечнике на II саженях.

И по государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо в вышину в полтретья аршина.

А ново очисное кладбище, которое очищено ис под дворов в длину в одном конце 12 саженей в другом конце от старово кладбища 10 сажен, попереч от проезжей улицы подле старого кладбища 14 сажен без чети, огорожено надолбами изретка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Материалы для истории, археологии и статистики г.Москвы. Собранные и изданные Иваном Забелиным. Часть II, М. 1891 г. с.319

Писцовая книга 189 (1681 г.)

248. Ц. Косьмы и Дамиана, что на Шубине.
Вдоль под церковью и под кладбищем земли по улице от Степанова двора Дохтурова до переулка 13 саж., в переднем конце под церковью попереч по переулку от проезжие улицы до поповской земли 17 саж., в другом длиннике до дьяконова двора 17 саж. без чети , да к тому же длиннику подле дьяконова двора кладбищной же земли вдоль 10 саж. в другом поперечнике в заднем конце 7 саж., да к тому ж поперечнику от дьяконова двора до улицы 11 саж. А в строельных книгах 165 г.(1657 )г. написано :под церковью земли и кладбища в длину 19 саж., попереч тож, вновь очищено под кладбища, что жила просвирня да сторож длиннику 10 саж., попереч 11 саж. с полусаженью, да дьяконицы на двора из поперешника 2 саж. с четью на длиннике на 12 саженях. И по нынешней мере против строельных книг под церковью земля и кладбище сошлося, а жильцов никаких людей на церковной земле нет. Двор той же церкви попа Ивана Григорьева вдоль от церковного кладбища до Степанова двора Дохтурова 17 саж., в переднем конце попереч 12 саж., в заднем конце тож, круглых саж. с полусаженью, дробных 204 саж., и поп Иван Григорьев на тот свой двор положил две купчие, в первой купчей написано: купил брат ево Леонтий пономарское место и с церковным доходом певчего дьяка у Лукиной жены Иванова сына Стыкова у вдовы Анны Акинфовы дочери во 175(1667 г.) августа в 21 день дал 70 рублей, а мера в купчей писано: длиннику 6 саж., поперечнику 4 саж., а в другой купчей, написано: купил он Иван тойже церкви у брата своего родного у вдового попа Леонтия Григорьева двор с церковным доходом в 181 (1673 г.) октября в день, дал 400 руб., а мера в купчий дворовой земли писано длиннник и поперечник по старым межам строельных книг 165 г. мерою сшолся , а от церковной стены до попова двора 8 саж. Двор тое же церкви дьякона Ивана Меркулова вдоль 10 саж. попереч 7 саж. с полусаж. в заднем конце тож, круглых 9 саж. без чети, дробных 75 саж. и дьякон Иван положил на тот двор купчую: купил он тот двор с церковным доходом тое же церкви у дьякона Ниимонта Давыдова во 171 году (1663)марта в 21 день, дал 80 руб., а мера вкупчей писана длиннику и поперечнику по писцовым и по переписным книгам; и по нынешней мере против строельных книг тот дьяконов двор длинник и попернщник мерою сшолся.
Двор тое же церкви сторожа Секи Никитина вдоль по переулку до улицы 7 саж. с полусаженью в передней конце 3 саж. без чети, в заднем конце 2 саж. без чети, и учинён поперешник 2 саж. с четвертью, круглых 6 саж. без получети, дробных 16 саж. без получети; и Оска на тот двор подал сказку за рукою: живёт он той церкви в сторожах на сторожевском дворовом месте: а в строельных книгах 165 (1657 г.) написано: то сторожевое место тое ж церкви за сторожем за Борисом Архиповым а преж сего тот двор был пономарской, а длины того двора 10 саж. попереч. 7 саж. Двор тое ж церкви дьячка Дружинки Иванова вдоль 5 саж., без чети , попереч 4 саж. с полусаженью, в заднем конце тож, круглых 5 саж. без чети, дробных 19 саж.; и Дружинка на тот двор подал сказку за рукою; живёт он в том дворе по приказу священника и приходских людей, а отдали де ему тое землю приходские люди , а прежде его жили на той земле тое ж церкви дьячки; а в строельных книгах 165 г. того дьячова двора не писано.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Переписные книги г.Москвы I738-I742 гг.

т.III, М., 1881.Книга описная второй команды

ст.б0: Поворотя с Тверской Большой улицы в переулок к Дмитровке:

375 Двор церкви Козьмы и Дамиана что на Шубине попа Дмитрия Иванова мерою длиннику 17 сажень поперешнику по обе стороны по 13 сажень в смежности по одну сторону двор вдовы Марфы Ивановой дочери Дохтуровой по другую сторону тоя ж церкви дьякова Михаила Федорова.

376 Тоя ж церкви дьякона Михаила Федорова и его вдовы Марии Осиповой мерою длиннику 11 сажень поперешнику по обеим сторонам по 9 сажень, в смежности по одну сторону означенного прихода попа, а по другую сторону его ж попа.

477 Другой двор тоя ж церкви попа Дмитрия Иванова мерою длиннику б сажень поперешнику по обеим сторонам по 11 сажень в смежности по одну сторону двор вышеписанной церкви диакона, а по другую сторону порутчика кн. Андрея Семенова сына Сенцова-Засекина.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЦГАДА, ф. 282, кн.504, л.468-468об.

"Лета 1758 августа в 17 день Дмитровской сотни купец Михаила Семенов сын Коробенщиков в роде своем не последний продал он Михаила Московской медицинской конторы копеисту Матвею Данилову сыну Иванову жене ево и детям купленное свое дворовое и хоромное каменное и деревянное строение, которое купил он в 1744 году церкви Козмы и Домиана что в Шубине у священника Иоанна Андреева, состоящее за Воскресенскими вороты меж Тверской и Дмитровской улиц на наемной у оного ж священника Иоанна Андреева земле, а мерою под тем строением земли длиннику 8, поперешнику 4 сажени, а в межах то ево дворовое и хоромное строение по одну сторону глухой переулок, которым езд на двор вдовы майорши Марфы Дохторовой, а по другую сторону вышеписанного священника сад, позади того строения вышепамянутой же вдовы Дохтуровой двор, а взял он Михаила у него Матвея за то свое дво-ровое и хоромное строение денег 20 рублев."

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЦГАДА, ф.282, кн.518, л.1183

"Лета 1769 октября в 5 день Воскресенского девичьего монастыря что в Кремле соборной священник Афанасий Аврамов в роде своем не последний продал он Афанасий Аврамов третьяго московского баталиона капралу Василья Иванову сыну Нестерову крепостное свое дворовое каменное и деревянное ветхое строение что какова строения по сию купчую есть все без остатку, состоящее за Воскресенскими вороты в Белом городе в приходе церкви Козмы и Домиана в Шубине той церкви на церковной земле с платежом в год в тое церковь по два рубли, которое строение купил он в 1760 году, а мерою под тем ево строением оной земли длиннику 8 сажен,, поререшнику 4 сажени, а в межах то мое строение по одну сторону глухой переулок, которым ездят в дом конной гвардии секунд ротмистра князь Петра Ивановича Одоевского, а по другую сторону двор означенного господина Одоевского, а взял он Афанасий у него Василия за то свое ветхое строение денег 5 рублев."

 

ПРИЛОЖИЕ 6
ЦГИАМ, ф. 105, оп.9, № 426.

Дело по прошению священника ц.Козьмы и Домиана на Шубине Петра Яковлева.

1783-84 гг.

л.1. Его высокородию господину бригадиру и московскому оберполицмейстеру Борису Петровичу Островскому

Объявление
6-й части Никитскаго сорока церкви Козмы и Домиана что на Шубине в покорности моей прошу вашего высокородия позволить мне построить небольшой сарайчик, построить длиною 7 аршин шириною б аршин на сем прошу вашего высокородия по сему моему объявлению для постройки сарайчика учинить милостивое ваше приказание./.../
сентября 1783 году. ,

л.З. Его высокородию господину бригадиру и московскому оберполицмейстеру Борису Петровичу Островскому
от архитектора Семена Карина

РАПОРТ
В силу присланного от вашего высокородия приказа, в б части в приходе церкви Козьмы и Домиана что на Шубине построить оной церкви священников на церковной земле деревянный нежилой корпус то есть для поклажи церковных дров и прочаго свидетельствован, а по свидетельству найдено мною, что вышеписанной священник об оной постройке подавал к вашему высокородию объявление, которое вами было и подписано, токмо оным священников оное удержано у себя, а тот сарай после сего и построен им без плану, то как объявление подписанное вашим высокородием взято у онаго священника так и копию с плану, данного ему из бывшего Каменного приказа на рассмотрение при сем представляю, объясняя при том, что постройка онаго сарая каменному забору дому его сиятельства князя Матвея Афанасьевича Гагарина хотя и не дает опасности, но поелику кровли перелесть удобно может дурной человек на двор ево сиятельства, в чем и претензия и состоит.

февраля 24 числа 1784 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ЦГИАМ, ф.171, оп.1, № 17

Дело по прошению пономаря церкви Козьмы и Домиана на Шубине Никифора Петрова. 1799 г.
Л.3 /.../ Никитскаго сорока церкви Козьмы и Домиана что на Шубине пономаря Никифора Петрова

Покорнейшее прошение
Нахожусь я при означенной церкви в Белом городе и имею на церковной земле свой двор, которой от долговременнаго ево стояния пришел в крайнюю ветхость, а потому и жить во оном нельзя, бедность же моя, ваше графское сиятельство не имеет такова достатку, который бы мог поставить каменное строение, но деревянного с великою нуждою и так припадая ко стопам вашим яко бедных помощника прошу принять сие мое всенижайшее предписание, пришедший мой дом в самую ветхость, которой по сломке прошу позволить мне вновь построить деревянным строением /../

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ЦГИАМ, ф.203, оп.752, № 527

Дело об освящении ц. Козьмы и Дамиана на Шубине после нашествия французов. 1813-1814 гг.

л.1. Святейшего Правительствующего Синода конторы члену преосвященнейшему Августину епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру

Никитского сорока церкви Коэмы и Дамиана что в Шубине священника с прихожанами Высокопокорнейшее прошение

При нашей Козмодамианской церкви настоящая церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы еще не освящена, а ныне к освящению уже состоит в готовности, только нет св. антиминса. Того ради Ваше преосвященство покорнейше просим означенную нашу Благове-щенскую церковь повелеть освятить и на оную выдать св. антиминс.
Подписи:
священник Андрей Никитин
ген.-майор Дм.Вас.Чертков
полковник князь Петр Одоевский
надворный советник Алексей Яковлевич Мещеряков
кн. Александр Вас. Урусов мая 1813 г.

л.З В Московскую Духовную Консисторию Никитского сорока благочинного Николаевского что в Хлынове протоиерея Иоанна Иоаннова

Покорнейший рапорт

Присланным из оной Консистории от 3 июня 1813 года под № 2382 его императорского величества указом предписано справится: при Козмодамианской церкви что в Шубине, сколько приходских дворов отстроено, в каком состоянии церковь и есть ли домы для священно и церковнослужителей.

И в силу оного указа справка сделана, а по справке оказалось: церковь в хорошем состоянии, не горела и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько было их соблюдены, риз шелковых материй пар до десяти и книги потребные для священнослужения имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячек и пономарь в церковной под колокольнею палатке, июня 1813 г.

л. 5 Святейшего правительствующего Синода конторы члену, преосвященнейшему Августину епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру

Никитского сорока Благочинного Николаевского что в Хлынове протоиерея Иоанна Иоаннова

Покорнейший рапорт

Во исполнение архипастырской вашего преосвященства резолюции последовавшей на поданном Козмодемьянской церкви что в Шубине от священника с приходскими людьми проше-нии, настоящая Благовещения Пресвятые Богородицы церковь что в Шубине истекшего марта дня мною освящена.


апреля 8 дня 1814 года.

 

 

История домовладения


 

 

План здания храма во времена типографии

На этой схеме можно заметить, что Южный придел, построенный сразу по завершении николаевской эпохи (1857-58 гг. ), был изначально задуман предельно открытым (внизу слева фото до переделки). Его теперешний вид, результат субъективного решения, принятого в середине 90-х.

 

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт