... на главную страницу История храма Косма и Дамиан
Служители Святитель Филарет о. Петр Ильин
Иконостас Старые фото После разорения
Начало возрождения Храм в наши дни Инстаграм
Фейсбук М.Д.Скобелев Фонд А.Меня

 

История храма


 

О местности Шубино и о начале храма 
О наименовании храма 
О строительстве первого каменного храма 
О строительстве нового храма 
О нашествии французов 
Об устроении и украшении храма 
Слово митрополита Московского Филарета
О труждавшихся в Храме сем 
О храмовых реликвиях 
О временах разорения 
День сегодняшний

см. также
Историко-архитектурная справка
Клировая ведомость за 1870 год
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ Святых Бесребренников Космы и Дамиана, что в Шубине, состоящей в городе Москве, в Никитском сороке за 1916 год.
Московские Церковные Ведомости №50
Наш иконостас

 

В самом начале Столешникова переулка, близ памятника Юрию Долгорукому, расположен старинный московский храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, существующий, как писали в дореволюционных путеводителях, “с древнейших времен”.

 

О местности Шубино и о начале храма

Есть предположение, что в прежние годы местность, исстари называемая Шубиным, была населена “шубниками” - скорняками, торговавшими шубами и мехами. По другой версии, более обоснованной, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, скрепившего своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского. На этом основании некоторые исследователи высказывали предположение, что уже в XIV веке здесь существовал переулок, впоследствии избранный для строительства храма, первоначально - во имя Иакинфа (Акинфия) с приделом Космы и Дамиана.

Первое упоминание о церкви содержится в Софийском временнике под 1368 г., где значится, что воевода Дмитрия Донского “Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана”.

Возможно, потомком Иакинфа Шубы являлся однажды упоминаемый в источниках XVI в. гонец Шубин-Грязнов, с которым известный историк Москвы профессор И. М. Снегирев также связывал название местности Шубино.

Еще в XVIII столетии часть нынешнего Столешникова переулка от Тверской площади до Большой Дмитровки именовалась Шубиным переулком, на рубеже XVIII-XIX вв. это название меняется на Космодамиановский - по наименованию церкви. Космодамиановский переулок сохранял свое название вплоть до 1922 г.

Источник: Мартынов, Алексей Александрович (1818-1903). rus
Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями/ сост. А. Мартыновым .- Изд. 2-е, испр. и значит. доп. .- Москва : [Тип. Т. Рис] , 1881 .- [4], 224 с., 1 л. фронт. (пл.) ; 17 см .- Зкз. РНБ (128/3215): на переплете авт. не указан, загл. Улицы и переулки Москвы Библиогр. в примеч. ; На обороте тит. л.: №82 . ББК 63.3(2-2Москва)я2

 

Косьмы и Дамиана, что в Шубине. В древности церковь носила название "на Ржищах", потому что, по преданию, тут находилось гульбище, на котором наилучшим увеселением была ржаная нива. Потом церковь начали называть "в Шубине", так как тут жили шубники, торговавшие шубами и мехами. Церковь построена в 1626 году и находится между улицами Дмитровкой и Тверской. Храм во имя Благовещения. Приделы: Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова.

Источник: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893.
Оригинал здесь -- http://www.rusarch.ru/kondratiev1.htm

 

 

 

О наименовании храма

Хотя боярин Шуба и посвятил храм своему патрониму - Святому Иакинфу, однако название это незаметно исчезло с карты Москвы - при многочисленных пожарах и перестройках, по-видимому, престол Св. Иакинфа, однажды утраченный, восстановлен не был. Зато второй, придельный престол регулярно восстанавливался, и вскоре за храмом прочно закрепилось имя Космодамианского.

Косма и Дамиан, два родных брата, врачи, жили в Асии (часть Малой Азии) не позднее IV века. За свои исцеления они не требовали другого вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что получили прозвание “бессребреников”. Святые исцеляли не только людей, но и зверей, домашний скот, любую тварь Божию. В пустынях благодарные животные ходили за ними стадами. После того, как братья почили, их мощи были перенесены в город Амид в Месопотамии.

Память их празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю).

Как предполагается, самым древним названием храма было “Космы и Дамиана на Ржищах”. Топоним “Ржищи” уводит нас вообще к временам начала Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, иногда заменяя официальное “в Шубине”. Впрочем, в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма - “Космы и Дамиана, что за Гагариным двором”, так как позади церкви, на Тверской, с ХVII в. располагались палаты князей Гагариных. Еще одним названием, бытовавшим в ХVIII столетии, было “Космы и Дамиана за золотой решеткой”.

 
О строительстве первого каменного храма

В архивных документах впервые упоминание храма Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Шубине, встречается в 1625 году. В ту пору Храм был деревянным, и имел приделы Николая Чудотворца и священномученика Поликарпа. В апреле 1626 года Храм был уничтожен пожаром, истребившим и соседние церкви Воскресения на Вражке и пророка Елисея. В 1626 году на месте сгоревшего стали строить новый, каменный Храм. С этого года он и числится в приходно-расходных книгах Патриаршего приказа.

Несмотря на то, что главный престол нового храма был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, среди москвичей он по-прежнему был известен как храм Космы и Дамиана - по перенесенному сюда из сгоревшего деревянного храма престолу, посвященному этим святым. Космодамианский престол до 1858 года располагался в трапезной части церкви. И, хотя в официальных документах храм некоторое время именовался как “Благовещения Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой”, но уже к ХVIII столетию обычной стала формулировка “Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения”.

Вероятно, строительство первого каменного храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой ХVII века. Тем не менее, к 1657 году здание уже было достроено.

В 1631 г., по свидетельству писцовых книг, на церковном земельном участке находились церковь, кладбище, дворы священника, дьякона, дьячка, сторожа, просвирницы. Церковь с кладбищем занимала участок 19 на 19 саженей. В приходе числилось 48 дворов.

По Описной книге церквей Белого города 1657 года “церковь Козмы и Дамиана, что на Шубине, каменная, а мерою под церковь земли и кладбища в длину 19 сажень поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно... огорожено надолбами изретка”. В этом году кладбище было расширено на 10х14 саженей. Новое кладбище было устроено “в другом конце от старого”.

В 1680 и 1683 гг. в храме дважды служил патриарх Иоаким - “патриарх ходил в церковь Космы и Дамиана, что на Тверской улице, в Шубине, на отпевание и погребение”, раздавая по дороге милостыню.

 
О строительстве нового храма

В 1702 г. в приходе церкви числились “двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подъяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор”. В церковно-административном отношении церковь Космы и Дамиана в Шубине была приписана к Никитскому сороку Белого города.

К началу ХVIII столетия здание храма обветшало и в 1703 году началась его капитальная перестройка. Средств на строительство, однако, не хватало и работы затормозились. Недостроенное здание церкви пострадало от пожара в 1712 г., а после выхода государева Указа 1714 года о запрете всякого “каменного строения” в Москве и иных городах, кроме Петербурга, строительство было совсем остановлено.

Только в 1722 году последовало разрешение о возобновлении строительства: “1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить”. В ту пору в приходе церкви числилось всего 7 дворов.

Для быстрейшего завершения строительства и в целях экономии средств храм был покрыт деревянной кровлей, которая “без остатка” сгорела в 1773 г. во время сильного пожара в Тверской части. Сгорела и вся застройка - дома причта, хозяйственные помещения. В 1785 г. в церкви был произведен ремонт, заново расписаны стены, старый иконостас был заменен новым.

Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х гг.
 

О нашествии французов

Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре, и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали.

В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по “повелению французского начальства” наполеоновские солдаты расстреляли “зажигальщиков Москвы” - случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, “безвинные жертвы смерть претерпели” перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя...

После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что “церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке”.

Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 г. по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел свв. Космы и Дамиана. В мае 1813 г. настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь “к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса”. 22 марта 1814 г. главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, протоиереем церкви св. Николая в Хлынове о. Иоанном Ивановым.

 
Об устроении и украшении храма

В период послепожарной реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.

В 1821-1824 гг. под наблюдением архитектора Комиссии строений Москвы А. Ф. Элькинского (1788-1827) на средства, собранные “прихожанами и благотворителями”, было осуществлено строительство северного придела, куда и перенесли престол упраздненного храма во имя Воскресения Словущего на Дмитровке. Вероятно, тогда же была осуществлена частичная переделка фасадов главного храма и колокольни в духе классицизма.

В 1818 г. рядом с церковью по линии переулка был поставлен двухэтажный каменный ампирный дом для жилья священника, дьякона и просвирни.

В 1840-1842 гг. “усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца” В. И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен новый резной вызолоченный трехъярусный иконостас с колоннами, пожертвованы медные посеребренные паникадила “об трех ярусах”, обновлены многочисленная утварь и ризы на иконах. В Благовещенском алтаре престол был выложен медными посеребренными листами работы Полтавцева с живописными по меди изображениями. Весной 1842 года в обновленном храме служил митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Слово митрополита Московского Филарета в день сошествия Святаго Духа, по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы, более известнаго по придельному олтарю Святых Безсребренников Космы и Дамиана, что в Шубине.

Новым переделкам храм подвергся в 1857-1858 гг. Тогда, “усердием почетных граждан” А. В. и И. В. Борисовских вместо прежней колокольни была выстроена новая. Фасады, бывшие прежде ампирными, переделаны в псевдовизантийском стиле. Одновременно был построен южный придел, куда из трапезной перенесли престол во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.
(см. также. Клировая ведомость за 1870 год).

 

В Специальном Обозрении Москвы (Тверская часть) сохранилась схема Столешникова переулка, на которой здание храма имеет номер 423. План может быть отнесен к 80-м годам XIX века, поскольку включает Храм Христа Спасителя (1881). В то же время, приведенный рисунок явно воспроизводит вид храма в период с 1824 до 1857 года, еще со старой колокольней. Вероятно, это единственное сохранившееся изображение того периода.

В 1887-1889 гг. на средства купца Д. Р. Вострякова и его жены, К.Г. Востряковой, урожденной Хлудовой, были расписаны масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновлены главный иконостас и иконы в нем. Малое освящение обновленного престола и храма совершил 26 ноября 1889 г. епископ Можайский Александр. При совершении литургии и молебна пел хор Галичникова “в парадных кафтанах”. Спустя восемь лет, в 1897 году, с помощью Д. Р. Вострякова, выделившего на эти цели 8 тыс. рублей, был устроен новый иконостас в приделе Косьмы и Дамиана, обновлена храмовая живопись.

На перестроенной колокольне висело 8 колоколов. Большой благовестный колокол весил 205 пудов. Надпись на нем гласила: “1857 марта 20-го дня вылит сей колокол в Царствующем граде Москве к церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана, что в Шубине иждивением почетных граждан Александра и Ивана Васильевичей Борисовских в память покойных родителей их для поминовения Василия и Екатерины при священнике Иоанне Николаевиче Аничкове на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина”. Два меньших колокола, также изготовленные на заводе Самгина, весили соответственно 75 пудов и 24 пуда.

 


Коронация 1896 года. Декорация гауптвахты напротив дома генерал-губернатора.
Храм с колокольней видны на заднем плане.

 

Вид Тверской площади с памятником генералу Скобелеву в начале XX в. Слева - храм свв. бесср. Космы и Дамиана. Колокольня храма снесена в 30-е гг. Сама площадь до революции называлась Скобелевской по имени генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Памятник был поставлен на народные деньги в 1912 году и разрушен в 1918. Интересная деталь: если сравнить это фото с фотографией 1912 года, можно заметить исчезновение названия гостиницы "Дрезден". Вероятно, кадр был сделан после начала войны.

 

См. также: ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ Святых Бесребренников Космы и Дамиана, что в Шубине, состоящей в городе Москве, в Никитском сороке за 1916 год.

 

С осени 1918 на площади возвышался Обелиск Конституции, дополненный в июне 1919 Статуей Свободы (моделью для богини Ники стала племянница Станиславского Вера Алексеева). Апрельской ночью1941 г. обветшавшая скульптурная композиция была взорвана под предлогом "переноса на другое место".

 

Любопытно, что изображение обелиска с Никой сохранилось на чугунной решетке Большого Каменного моста.

 

 

Тверская площадь в середине 20-х гг. (вероятно, 1926 г.) Здание архива Института Ленина уже есть, "Пропилеи" (колоннада с портиком, оставшаяся от здания Тверского полицейского дома, снесенного в 1923 г.) еще есть.

 

Вид на здание Моссовета, еще не надстроенное. 1930.

 


Площадь в 30-е годы XX века. Фото Александра Родченко

Подробнее см.:
Тверская-Скобелевская-Советская-Тверская площадь
Тверская полицейская часть и пожарное депо

 

  О труждавшихся в храме сем

см. также:

Служители храма

Московские Церковные Ведомости № 50

Клировая ведомость за 1870 год

В разное время настоятелями храма служили священники о. Владимир (1625-1627), о. Созонт (1633-1651), о. Исидор (1652), о. Иван (1653-1657), о. Козьма МАКСИМОВ (упоминается в 1657 г.), о. Леонтий (1661-1670), о. Федор ИВАНОВ (в 1680-х гг.), о. Иван ГРИГОРЬЕВ (уп. в 1681-1687 гг.), о. Варфоломей ИВАНОВ (1688-1700), о. Дмитрий ИВАНОВ (1707-1738; при нем было построено существующее здание храма), о. Иван АНДРЕЕВ (уп. 1744-1746), о. Александр АРТЕМЬЕВ (до 1774 г.), о. Петр ЯКОВЛЕВ (уп. 1783-1784), о. Андрей НИКИТИН (уп. 1813), ПЕТРОВСКИЙ – (уп.1821), о. Алексей НОВИКОВ (уп. в нач. 1820-х гг.), о. Иван Николаевич АНИЧКОВ-ПЛАТОНОВ* (уп. 1857-1858), о. Михаил Егорович НЕВСКИЙ (1864 – после 1889 гг.; В 1889 году ему, в связи с 25-летием “служения при сем храме”, прихожанами, по благословению митрополита, был поднесен золотой с украшениями наперсный крест). Диаконом, согласно данным на 1870 год, служил Митрофан Львович Антушев (р. 1834 - †19.06.1888).
-------------------------------------------------
*Аничков-Платонов, Иван Николаевич (умер в 1864 году), богослов, духовный писатель, священник. Окончил Московскую семинарию и Московскую духовную академию (1838-1842, первый магистр), в которой преподавал церковное красноречие и церковное право. Главные труды: "Рассуждение о крестных ходах православной церкви" (1842), "О благословениях ветхозаветных и новозаветных" (1848), "О смерти и состоянии душ по разлучении от тел", "Chrestomathia latina" (1861, 3 части, составлена вместе с А.Ф. Кирьяковым ), "О подражании Пресвятой Деве Марии" (1849, пер. с французского).
См. также в: ПОЛОВЦОВ А.А. Русский Биографический Словарь

В справочнике "Православное духовенство Москвы на 1914 год" сообщается:

Свв. Космы и Дамиана.
(Что в Шубине, Тв. ч. 2 уч., Космодамианский пер.).
Наст. свящ. Постников Пет. Никиф. Диак. Колосов Дм. Мих. Псалмщ. Тропаревский Вас. Ник. Церк. стар. Михайлов Ник. Ал-еев.

В книге-справочнике “Вся Москва” за 1916 год перечисляются служители Храма:

настоятель - Ильин Петр Григорьевич (служил до 1929 года),
дьякон - Колосов Дмитрий Михайлович,
псаломщик - Тропаревский Василий Николаевич,
староста - Михайлов Николай Алексеевич.

Регентом храма в 1910-1920-хх гг. был знаменитый композитор Павел Григорьевич Чесноков. Вероятно, именно он отпевал 8 (21) марта 1916 года великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова, скончавшегося 6 марта в соседнем здании гостиницы "Дрезден". (Это известно из книги внучки художника Н.П. Кончаловской "Дар Бесценный" М., Детская литература, 1969).

Среди прихожан храма упоминаются князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцовы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины. Стоит особо назвать семейство купцов и почетных граждан Борисовских, Д. Р. Вострякова и его жену К. Г. Вострякову, (урожденную Хлудову), на протяжении полувека являвшихся главными жертвователями на украшение церкви. Из других прихожан следует выделить Ф.В. Солова и Е.А. Смирнова, много сделавших для пользы храма.
 

О храмовых реликвиях

Одной из главных реликвий храма являлась чтимая прихожанами Страстная икона Божьей Матери. В 1840-42 гг. для нее была сделана новая серебряная позолоченная риза с цветными камнями. В 1887 году в главном алтаре появилась величественная, в дорогом киоте, икона Воскресения Христова - дар прихожанина Ф. В. Солова. О существовании в храме древних икон ничего не известно.

Из церковной утвари особо выделялся серебряный золоченый напрестольный крест 1643 года - вклад вдовы Д. Г. Дерябиной. На кресте имелась надпись: “1756 году ноября в 1 день приладила сей крест благословенный напрестольный во храм святых чудотворцев Косьмы и Дамиана на Шубине вдова Дарья Гаврилова дочь Козьмина жена Дерябина по своим родителех, на поминок”.

Перед местными иконами висели две серебряные лампады – дар прихожанина Ф.П. Тютчева, сделанный им в 1766 году. Эти лампады немногое из древней утвари, уцелевшей в дни нашествия французов.

 

О временах разорения

Книгохранилище ГБИЛ. Середина 1930-х Мемориальная доска на храме Но ничего из прежних реликвий до нашего времени не сохранилось. 23 апреля 1922 года “для помощи голодающим” из церкви было изъято “7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, 1 бриллиант, 40 драгоценных камней, риза с драгоценными камнями и крест с алмазами”. В 1929 году храм был закрыт. О судьбе последнего настоятеля храма, отца Петра Ильина, можно прочитать здесь. До 1966 года в здании церкви находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы, а затем, до 1993 года - типография ХОЗУ Министерства культуры РСФСР. Собственно, только это и спасло храма от окончательного разрушения, о чем свидетельствует сегодня установленная на здании мемориальная доска. Интерьер церкви был приспособлен под нужды типографии, к зданию сделана пристройка. У алтарей храма была устроена площадка для выгула собак.

 

В 1932-33 годах до второго яруса была разрушена колокольня. Рядом, вплотную к храму, пристроен высокий жилой дом с рестораном “Арагви”. А в конце 1950 - х гг. церковь предполагалось снести полностью. В одной из московских газет за 1958 год сообщалось: “Вместо церковного здания по Столешникову пер., ныне занятого Библиотекой иностранной литературы, и других старых домов за ним до Пушкинской улицы будет построен многоэтажный жилой дом”.

 


Интерьер во времена типографии


Храм, центральная часть в 1991 г.- бывшая типография


Храм, центральная часть в 1993 г.


Храм, центральная часть в 2002 г.


Храм, центральная часть в 2009 г.

Увеличить К счастью, этот проект не был осуществлен. В том же 1958 году в храм была переведена типография министерства культуры. На этом настоял главный инженер типографии Валерий Алексеевич Светлов, лично решивший вопрос с Фурцевой. Он же распорядился замазать краской роспись в храме, чтобы ее не уничтожили. Большая часть росписи была успешно восстановлена в середине 90-х годов XX века.

 В 1970-х гг. был снесен двухэтажный дом причта, выходивший фасадом на Столешников переулок. На фотографии 30-х гг. (слева) он виден в глубине площади слева от дерева, скрывающего храм (помечено стрелкой).

В 1977 - 1979 гг. в храме проводились реставрационные работы (автор проекта реставрации - архитектор Череватая О.В.). Был частично восстановлен облик главного храма, реставрировано его завершение с барочной главкой и золотым ажурным крестом.

В северном портале церкви уцелели кованые железные двери, относящиеся, как полагают, к первой четверти ХVIII века - времени строительства храма. К востоку от южного портала в наружной стене сохранилась белокаменная закладная доска. Ограда церкви, появившаяся в ХVIII в., неоднократно заменялась при очередных ремонтах. Во время реставрации она была частично восстановлена в своем последнем варианте.

 

День сегодняшний

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II летом 1991 года в Храме возобновлено богослужение. Настоятелем храма назначен священник Александр Борисов.

В день свв. бесср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, 14 июля 1991 года был совершен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг храма. Служение возглавил благочинный Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков с участием священника Александра Борисова и духовенства соседних храмов. Первую Литургию служили 19 декабря 1991 года в день св. Николая. С декабря по ноябрь 1992 года богослужения совершались в небольшой комнатке (площадью 36 квадратных метров) на колокольне, т. к. в храме продолжала работать типография. Только однажды - на Пасху 1992 года - Литургию в основном храме служили среди станков. Это была первая Литургия после 60-летнего перерыва в храме святых бессребреников Космы и Дамиана, и символично, что это были пасхальные богослужения. Постепенно храм возрождался к жизни.

В ноябре 1992 года, когда были вывезены типографские станки, в Северном приделе был освящен престол для совершения Литургии в более нормальных условиях. И хотя обшарпанные стены, залитый типографской краской пол, следы от станков делали храм похожим на раненого человека, вернувшегося домой с войны, было уже ясно — эта война выиграна. Храм будет жить.

 

Рассказ настоятеля храма, священника Александра Борисова об истории возрождения
прихода храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (снято ориентировочно в 1994 г.)

 

 


Символичное фото. Смена эпох.

 

Рассказ Екатерины Юрьевны Гениевой о передаче общине здания
храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (12.10.2009)

 

В июле 1992 года по в храм был назначен второй священник — отец Владимир Лапшин, служившего ранее в селе Ваулово близ города Чехова Московской области. (Сегодня отец Владимир - настоятель храма Успения на Успенском Вражке). С декабря 1992 по июнь 2007 года в храме служил отец Георгий Чистяков, сначала в сане диакона, а затем - священника (рукоположен 25 ноября 1993 года). В ноябре 1993 года в приход назначают нового диакона — Александра Царькова, которого затем сменил диакон Димитрий Румянцев. В ноябре 1996 года третьим священником храма становится отец Иоанн Власов. 15 февраля 2000 в приход назначают четвертого священника - прот. Александра Кузина (ранее он 12 лет служил в Калужской епархии). В 2001 году был назначен диакон Виталий Данилюк, а 9 апреля 2006 рукоположен в диаконы о. Сергий Булычев.

В 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии в четверике Храма. Тогда же старый пол, полностью залитый темной типографской краской, заменен на новый - белый, сделанный из мраморной крошки с белым цементом.

 

Великая Суббота 22 апреля 1995.
Посещение храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине Святейшим Патриархом Алексием II

 

Важным событием этого года стал визит Святейшего Патриарха Алексия II, состоявшийся на Пасху. Предстоятель поздравил прихожан со Светлым Праздником, пожелал и дальше трудиться для обустройства прихода.

Тогда же в притворе храма художником А. Карнауховым была выполнена мозаика святых покровителей Храма — свв. бесср. Космы и Дамиана.

Сразу же после того, как храм был освобожден от типографского оборудования, начались работы по восстановлению его внутреннего убранства. Проведена исследовательская работа по состоянию и сохранности настенной живописи. Бригада реставраторов во главе с Валерием Георгиевичем Ветошновым к нынешнему дню закончила работы по раскрытию и восстановлению росписей центральной части храма, где отреставрированы композиции живописи XIX века: “Поклонение кресту” (восточная часть свода), под ней - “Пейзаж Иерусалима”, фигуры Архангелов на своде, на западной стене — “Вход в Иерусалим”, над ним — “ Снятие с Креста”. В простенках между окнами на южной и северной стенах четверика — фигуры святителей — Петра и Алексия, митрополитов Московских, Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Патриарха Тихона (две последние написаны заново на местах, где живопись совершенно не сохранилась). Местами реставраторам приходилось удалять до 9 слоев краски. В центральном (Благовещеннском) алтаре под слоем штукаткрки была обнаружена икона Благовещения.

Новый иконостас был создан группой иконописцев под руководством Валентина Коновалова. Им же был выполнен иконостас Южного придела.

В трапезной части храма, где из-за пожара, случившегося во времена типографии, роспись совершенно не сохранилась, было решено написать на своде - Преображение Господне, а на западной стене - Нагорную проповедь.

Увеличить Особо знаменательное событие состоялось в приходе 13 ноября 1997 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Храм вернулась икона свв. бесср. Космы и Дамиана Ассийских, бережно сохраненная с момента закрытия церкви в 1929 году в соседнем Храме Воскресения Словущего что в Брюсовском переулке (настоятель прот. Владимир Романов).

Пасха 1998 года была отмечена новой радостью, после почти 70-летнего перерыва Храм обрел голос. Колокола во вновь сооруженной звоннице были отлиты на заводе ЗИЛ и установлены перед самым Праздником.

 

14 ноября 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил в храме Божественную Литургию, в честь престольного праздника свв. бесср. Космы и Дамиана. Во время службы настоятель храма Александр Борисов был возведен им в сан протоиерея. После Литургии Патриарх освятил икону с мощами блаженной Матроны Московской.

 

Возведение свящ. Александра Борисова в сан протоиерея 14 ноября 2000 г.

 

Фрагменты архиерейской службы с прикреплением мощей блаж. Матроны Московской 14 ноября 2000 г.

 

 

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине
14 ноября 2006

4 октября 2009

Двери Храма открыты для всех. В приходе действуют группы совместного чтения Евангелия, группы милосердия, молодежный клуб. Еженедельно проводится раздача подержанных вещей нуждающимся. Каждое воскресение проходят пастырские беседы. Доброй традицией стали Евангельские встречи прихода. Каждое лето организуются паломничества, молодежные христианские лагеря. Действует воскресная школа, а с 2003 года - Приходской Подростковый клуб.

Для всех, желающих принять Святое Крещение, предлагается цикл занятий по катехизации.

Отдельно следует сказать о служении в Детской республиканской клинической больнице. Это доброе дело, начатое отцом Александром Менем, до 2007 года продолжал о. Георгий Чистяков с группой прихожан.

В конце лета 2007 года начинается реконструкция надворных построек прихода. По ее завершении должно быть возведено новое современное здание для трапезной, воскресной школы, собраний групп и обеспечения других служб прихода.

см. также

Историко-архитектурная справка

Наш иконостас

"Московские церковные ведомости", 1889, N50

ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ Святых Бесребренников Космы и Дамиана, что в Шубине, состоящей в городе Москве, в Никитском сороке за 1916 год.

"Белый генерал" М.Д.Скобелев

Старые фото

Храм после разорения

Начало возрождения храма

Современные фото

 

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Воскресная школа

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Паломничество в 1937 г

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Форум

Контакты

Старый сайт