... на главную страницу Объявления Паломничество
Милосердие Творчество Помощь заключенным
Работа с детьми Подростковый клуб Семейный клуб
Психологическая помощь Самопомощь Взаимопомощь
Встречи Тэзе РДКБ Дом трудолюбия Ной
Детский хор Православный университет Приходские встречи

 

Ключи Радости


 

Ключи Радости. О Плейбэк театре "Светотень"

В нашем храме часто проходят психологические семинары и лекции. Вот и на этот раз психолог Марина Филоник рассказывала "Как переживает тело, когда переживает душа". И состоявшееся через два часа в том же зале представление Плейбэк театра "Светотень" было органическим продолжением этой лекции.

До появления атрибутов письменности, компьютеров, практики чтения в библиотеках и читальных залах существовала традиция рассказывания историй. Это было важно для человеческого социума, этого требовала душа каждого человека. Это и вправду было очень важно. Почему же так? А потому что это способствовало общению, помогало узнаванию друг друга и, главное, пониманию самого себя.

"Жизнь состоит из маленьких мгновений
Простых и восхитительных явлений,
Из множества случайных совпадений
На перекрестках наших дней и трасс."

Так писал Афанасий Фет. И наша потребность поделиться этими "маленькими мгновениями" и "восхитительными явлениями" несомненна. И, наверное, именно эта потребность и породила театр плейбэк. Плейбэк - это современный вид театрального искусства на стыке психологии и импровизации. Зародившийся в 1975 году в Нью-Йорке он достиг наших берегов и уже не одно десятилетие успешно существует на разных сценических площадках Москвы. Но появление молодежного театра "Светотень" - это заслуга одного человека - талантливого педагога и подвижника этого вида искусства Ирины Викторовны Фишгойт. Вот что она сама говорит по этому поводу.

..."я случайно попала на выступление московского плейбэк театра «Парафраз» под руководством Лизы Загряжской и ….- пропала.

При первой же возможности я поступила в учебную плейбэк группу к Игорю Любитову. Тогда у меня были совершенно определенные «прагматические» цели, а именно : проникнуть в машинерию этого «волшебства» и перенести их в свою школьную работу. Но очень скоро выяснилось, что все не так безобидно, как казалось на первый взгляд. И остаться вне этой бурлящей воды не получилось. Пришлось нырнуть на значительную глубину и почувствовать всей шкурой своего Я, как со скрипом и лязгом раскрываются старые ржавые зажимы .

В течение нескольких лет я пыталась использовать приемы плейбэка на уроках , например, во время обсуждения характеров литературных героев. Это оказалось довольно трудным делом, но при этом очень продуктивным. Форма «жидкая скульптура» давала возможность школьникам отойти от однозначно-оценочных характеристик и научиться понимать сложность и противоречивость личности персонажа. Мы использовали формы плейбэка во время репетиций наших школьных спектаклей, а иногда и в самих спектаклях, хотя там и не было импровизации.

Подростково – молодежная учебная плейбэк - группа появилась позже, осенью 2014г. Создавали мы ее вместе с Леонидом Пластининым, актером плейбэк театра ТЗИ. Процесс шел достаточно трудно: люди приходили, уходили, потом на некоторое время вообще все замирало и прекращалось, а после опять неожиданно возрождалось, появлялись новые ребята, которые давали новый импульс и новую мотивацию.

Но теперь можно с уверенностью сказать, что молодежный плейбэк - театр «Светотень» сформировался, что это живая, существующая в соответствии со своей внутренней логикой система- сообщество школьников и студентов, для которых плейбэк оказался занятием ценным и интересным по разным причинам.

Ядро нашего театра — 7 человек (3 девочки и 3 мальчика)+ музыкант, эти ребята регулярно приходят на репетиции и принимают участие в выступлениях".

Когда встречаешься с чем-то необычным, новаторским и по форме, и по существу хочется поделиться, и вот сейчас я поделюсь с вами своим впечатлением о выступлении театра "Светотень". Сразу скажу - мне все пришлось по душе - и молодой задор юных артистов, и мудрое наставничество режиссера - "кондактора" Ирины Викторовны, и даже сами истории, рассказанные в этот вечер нами, зрителями, большими и маленькими.

Закваску всему представлению дают истории, и я очень звала свою племянницу Марину, чтобы она рассказала свою историю, которая меня поразила. Она прийти не смогла, но я воспроизведу эту историю. Когда ее папе было 92 года с ним случился сердечный приступ, скорая приехала, сделали все, что могли, но Лев Семенович никак не приходил в сознание. Врачи - хорошие профессионалы, но что поделаешь - возраст, склеротированные сосуды...

 - Держитесь, мы приедем через два часа. - Они не договорили, но Марина поняла, что они приедут, когда все кончится. Она говорит, что уже ничего не понимая, сидела рядом и читала про себя, не останавливаясь "Отче наш", читала час, два...И вдруг отец открыл глаза.

 - А это кто? - удивленно спросил он, увидев людей в белых халатах. Бригада только-только подъехала.

 - А это те, кто тебя вытащил с того света, - ответила дочь.

 - Спасибо, бодро отреагировал Лев Семенович. - Но вообще-то могло быть и лучше.

Вот так невозмутимо и остроумно прокомментировал свое воскрешение Л.С. Такая вот пасхальная история.

- Что ждете вы от спектакля, каким он, по-вашему, должен быть? - спросила нас перед представлением Ирина Викторовна. Дети, они сидели впереди, сразу загалдели: "веселым, милым, красивым"... Спектакль и в самом деле оказался радостным и вдохновляющим. Хотя истории были разными, но ведь печаль, которой поделился, убывает, а радость, поделенная с друзьями, приумножается...

Вспоминая в ретроспективе наши истории могу сказать, что они делились на три категории.

Ситуативные, памятные случаи, или то, что вокруг - протяни руку - и вот тебе история, встреча с собачкой, мелькнувшая перед глазами картинка из прошлого и т.д. Вторая категория - это истории о состояниях, о как бы затуманенных флером времени или непонимания истории, о несостоявшемся свидании, о вечной недоговоренности или недопонимании коллег и оппонентов...И третья - это свидетельства о том, как "судьба стучится в дверь", как иногда провидение очень явно вмешивается в твою жизнь.

Чтобы перевести эти истории из реального измерения в сценическое, вернуть зрителю его историю сконцентрировано и выразительно, надо было выбрать форму, в которой должны сыграть артисты. Их существует великое множество Это - форма "Хора", "Жидкой скульптуры", "Коллажа", когда рассказчик выбирает актера на роль себя. Есть еще ситуации, которые разыгрываются в форме "Пары", "А если это был сон", "Последовательность событий" и "История с разных сторон" и т.д. Форму выбирает кондактор - Ирина Викторовна. Запомнилось, как интересно прозвучала история о недопонимании, сыгранная парой - Васей и Дианой. Они сидели друг напротив друга и нежное понимание словно окутывало фигуры, сначала они держались кончиками пальцев, потом эта связь ослабела и вовсе разомкнулась, и все, добавить было нечего. Есть мистика любви, а есть такая же мистика вечного непонимания. Другая пара - кудрявый Яша (его выбрала рассказчица на роль себя) и Танечка. Они решили эту сцену метафорически: начавшееся как веселая игра заматывание Яши в прозрачную ткань перешло как бы в наваждение, "закукливание" отношений и отчуждение. Меня поражает, как, не сговариваясь, ребята улавливают, слушают друг друга, играют в одной интонации.

История Жорика (ему 10 лет) о том, как они договорились с девочкой встретиться на том же месте на детской площадке на следующий день, и как не встретились, как он сначала забыл ее имя, а когда пришел на место их знакомства - сразу вспомнил, была сыграна в конкретной форме, вполне житейской и узнаваемой. На роль себя Жорик, как всегда, выбрал Диану, а роль мамы, говорливой, вечно воспитывающей сына, очень правдоподобно сыграла Полина. Но, глядя на Диану, сыгравшую Жорика, и на самого Жорика, с нескрываемым удовольствием наблюдавшего за всем действом, я испытывала абсолютную уверенности, что все у наших детей будет хорошо, и в смысле свиданий тоже. Такова волшебная сила искусства...

Мужские истории были из категории свидетельства. Их было две - одна о том, как желанная встреча со старинным другом нежданно-негаданно состоялась, а вторая - о машине, от которой потерялась какая-то гайка, а потом чудесным образом нашлась. Ребята-артисты в последней истории отождествляли себя уже с неодушевленными предметами, как-то: карман, который возмущался, что в него кладут всякую всячину; сцепление, которое вдруг отпало от машины из-за потери гайки. Все резвились, и девочки, и мальчики, и особенно Федя с прической ирокеза, подвижный и выразительный, и вдруг все остановились, а Вася, встав посреди сцены, торжественно произнес: гайка судьбы, как много иногда зависит от малости. В точности не помню слова, но мне показались они значительными в этом неожиданном и метафоричном высказывании о повороте гайки судьбы, о "роли" гайки в судьбе. Да, для выразительного воспроизведения реальной истории необходимы примерно три компонента: выбранная концепция - форма, правильно найденная интонация и простая, и вещая фраза, как завершающая концовка.

Особый восторг у маленьких зрителей вызвали истории про собак.

Наверное, каждый ребенок в детстве мечтал иметь собаку в качестве близкого верного друга. И в представлении это воплотилось в разной степени - будь это поверхностное знакомство с собачками в трамвае, или приволакивание бродячего пса домой. Работая в форме "жидкой скульптуры" молодой коллектив театра достиг апогея своего молодого задора. И как это было? -"Это было феерично", - по определению самых юных зрителей - Левочки и Верочки.

И под конец, на сладкое, хочу рассказать о своей истории, давней и необычной.

Тем летним днем мы вчетвером - мой старший брат Левон, я и две моих подружки отправились на встречу с зубро-бизонами. Помнится отчетливо, как мы шли не спеша по чудесным местам, по приветливому лесному массиву Приокско-Террасного заповедника.

- Будьте осторожны, - сказал нам встретившийся почти сразу человек с рюкзаком, - ночью рысь выпустили.

Мы это пропустили мимо ушей,

И примерно через четыре часа мы наконец прибыли к загонам этих парнокопытных, но их на месте не оказалось.

Вольнолюбивые животные высвободились из своих загонов и заинтересованно следили за нами. Расстояние между нами было метров 20, не больше 30 точно. Может, они и не были настроены агрессивно, но их мощные плечевые мускулы, их по-бычьи наклоненные головы, но их налитые кровью глазки...

- Испугались? - заинтересованно спросила меня Ирина Викторовна.

- Нет, меня почему-то охватила волна необычайного восторга: мы, как наши предки, как первые люди вместе на одной земле, не отделенные никакими преградами. Мы и Они - и все будто заполыхало первозданностью и красотой дикого мира.

Что надо было делать - непонятно. Прыгать в загон - смешно, убегать тоже. Мы, в количестве четырех, их по меньшей мере в два раза больше, некоторое время молча смотрели друг на друга, а потом мы двинулись обратно.

Обратный путь мы проделали за 2 часа.

- Ну, помолчав, давая пережить ситуацию, сказала кондактор Ирина Викторовна. - давайте в форме "хора".

Молодые ребята стали близко друг к другу, их было, как и нас, четверо. Они тревожно переговаривались друг с другом, отчетливо слышалось слово "Рысь". Да, это было выразительно, они мне даже чем-то напомнили нас, но в отличие от нас они обратили внимание на предостережение. И я подумала, наверное, очень может быть, что она следила за нами из чащи. Жуть какая-то. Это была новая находка в старой истории. Я поблагодарила, но на этом все не закончилось.

В конце спектакля все истории складываются в единую мозаику, в одно Табло. И мы стали свидетелями веселого окончания спектакля, в котором действовали люди, машины, собаки и зубро-бизоны. И тут Вася произнес ту фразу, что органично родилась из моей истории: "Мы с тобой одной крови, мы, собственно и сами зубро-бизоны". И задорные зубры стали весело здороваться с собачками и с другими героями из предыдущих историй под наши дружные аплодисменты. На гитаре аккомпанировала на протяжении всего спектакля музыкант Машенька.

Меня очень заинтересовал механизм такого пролонгированного прочтения истории и я вспомнила разговор, который состоялся между Ириной Викторовной и Васей.

"- У тебя очень своеобразная манера игры; как ты нашел эту свою манеру, и что ты чувствуешь, когда играешь? Когда к тебе приходит идея, как ты будешь играть ту или иную роль?

- Я люблю, когда приходят идеи; но больше всего мне нравится, когда мне играется, а идей нет, потому что когда к тебе приходит идея, ты сразу подстраиваешься и играешь под идею. Поэтому я больше люблю играть, когда идей нет. Тогда получается интересней, потому что оно как бы само.

- Мне интересно то состояние, которое предшествует этой спонтанной игре.

- Ну, бывают два варианта: либо я что-то придумал – и тогда это классно, потому что я такой классный, и я это придумал, и оно легко у меня получается. Но больше мне нравится, когда я зацепился за что-то. То есть на самом деле предшествующее состояние – оно такое, открытое. Самое открытое.

- То есть ты как бы ловишь эту идею, когда она появляется откуда-то из воздуха?

- Да. Еще очень важно доверие к происходящему, просто чтобы не бояться того, что ты выйдешь и ничего не выйдет.

- Скажи ,пожалуйста – я вот все никак не могу докопаться до этого – ведь у тебя каждый раз появляется ЗНАНИЕ, что и как играть , не бывает такого, чтобы не знал. То есть у тебя всегда происходит какая-то настройка?

- Я бы сказал абсолютно наоборот: я никогда не знаю, что мне играть! И поэтому я выхожу и играю то, что есть.

А то, что есть – как оно появляется, если у тебя даже идеи нет?

- Оно просто есть – в этом-то и есть вся суть!

- То есть ты становишься абсолютно пустым…

- Нет, я не становлюсь абсолютно пустым, я просто прихожу как бы в гости. Нужно немножко выйти за свою территорию и пойти на чужую.

- Понятно. То есть как бы нужно перестать ненадолго быть собой.

- Быть у себя в гостях, да."

По-моему, это называется в традиционном театре - перевоплощением. Вот мы и пришли к этому великому моменту, когда человек , артист, не просто играет, а живет на сцене.

Когда в одном жесте, взгляде может выразиться вся судьба героя. вся суть происходящего момента.

Мы были рады что столкнулись с новым явлением, с молодыми талантами. В добрый путь вам, ребята. И низкий поклон педагогу и режиссеру Ирине Викторовне за терпение и усердный труд в деле воспитания замечательного творческого поколения. Кто-то пойдет дальше по этому завлекательному, но такому трудному пути, кто-то изберет другую профессию. Но опыт работы в театре "Светотень" не пройдет ни для кого из них впустую. А мы, зрители, получили поистине светлую радость в эти чудесные пасхальные дни. Хочется закончить словами моего любимого поэта Николая Гумилева:

Есть Бог, есть Мир - они живут вовек.
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Мариам Ч.

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт