Ключи Радости. О Плейбэк театре "Светотень"
В нашем храме часто проходят психологические семинары и лекции. Вот и на этот раз психолог Марина Филоник рассказывала "Как переживает тело, когда переживает душа". И состоявшееся через два часа в том же зале представление Плейбэк театра "Светотень" было органическим продолжением этой лекции. До появления атрибутов письменности, компьютеров, практики чтения в библиотеках и читальных залах существовала традиция рассказывания историй. Это было важно для человеческого социума, этого требовала душа каждого человека. Это и вправду было очень важно. Почему же так? А потому что это способствовало общению, помогало узнаванию друг друга и, главное, пониманию самого себя.
Так писал Афанасий Фет. И наша потребность поделиться этими "маленькими мгновениями" и "восхитительными явлениями" несомненна. И, наверное, именно эта потребность и породила театр плейбэк. Плейбэк - это современный вид театрального искусства на стыке психологии и импровизации. Зародившийся в 1975 году в Нью-Йорке он достиг наших берегов и уже не одно десятилетие успешно существует на разных сценических площадках Москвы. Но появление молодежного театра "Светотень" - это заслуга одного человека - талантливого педагога и подвижника этого вида искусства Ирины Викторовны Фишгойт. Вот что она сама говорит по этому поводу. ..."я случайно попала на выступление московского плейбэк театра «Парафраз» под руководством Лизы Загряжской и ….- пропала. При первой же возможности я поступила в учебную плейбэк группу к Игорю Любитову. Тогда у меня были совершенно определенные «прагматические» цели, а именно : проникнуть в машинерию этого «волшебства» и перенести их в свою школьную работу. Но очень скоро выяснилось, что все не так безобидно, как казалось на первый взгляд. И остаться вне этой бурлящей воды не получилось. Пришлось нырнуть на значительную глубину и почувствовать всей шкурой своего Я, как со скрипом и лязгом раскрываются старые ржавые зажимы . В течение нескольких лет я пыталась использовать приемы плейбэка на уроках , например, во время обсуждения характеров литературных героев. Это оказалось довольно трудным делом, но при этом очень продуктивным. Форма «жидкая скульптура» давала возможность школьникам отойти от однозначно-оценочных характеристик и научиться понимать сложность и противоречивость личности персонажа. Мы использовали формы плейбэка во время репетиций наших школьных спектаклей, а иногда и в самих спектаклях, хотя там и не было импровизации. Подростково – молодежная учебная плейбэк - группа появилась позже, осенью 2014г. Создавали мы ее вместе с Леонидом Пластининым, актером плейбэк театра ТЗИ. Процесс шел достаточно трудно: люди приходили, уходили, потом на некоторое время вообще все замирало и прекращалось, а после опять неожиданно возрождалось, появлялись новые ребята, которые давали новый импульс и новую мотивацию. Но теперь можно с уверенностью сказать, что молодежный плейбэк - театр «Светотень» сформировался, что это живая, существующая в соответствии со своей внутренней логикой система- сообщество школьников и студентов, для которых плейбэк оказался занятием ценным и интересным по разным причинам. Ядро нашего театра — 7 человек (3 девочки и 3 мальчика)+ музыкант, эти ребята регулярно приходят на репетиции и принимают участие в выступлениях". Когда встречаешься с чем-то необычным, новаторским и по форме, и по существу хочется поделиться, и вот сейчас я поделюсь с вами своим впечатлением о выступлении театра "Светотень". Сразу скажу - мне все пришлось по душе - и молодой задор юных артистов, и мудрое наставничество режиссера - "кондактора" Ирины Викторовны, и даже сами истории, рассказанные в этот вечер нами, зрителями, большими и маленькими. Закваску всему представлению дают истории, и я очень звала свою племянницу Марину, чтобы она рассказала свою историю, которая меня поразила. Она прийти не смогла, но я воспроизведу эту историю. Когда ее папе было 92 года с ним случился сердечный приступ, скорая приехала, сделали все, что могли, но Лев Семенович никак не приходил в сознание. Врачи - хорошие профессионалы, но что поделаешь - возраст, склеротированные сосуды... - Держитесь, мы приедем через два часа. - Они не договорили, но Марина поняла, что они приедут, когда все кончится. Она говорит, что уже ничего не понимая, сидела рядом и читала про себя, не останавливаясь "Отче наш", читала час, два...И вдруг отец открыл глаза. - А это кто? - удивленно спросил он, увидев людей в белых халатах. Бригада только-только подъехала. - А это те, кто тебя вытащил с того света, - ответила дочь. - Спасибо, бодро отреагировал Лев Семенович. - Но вообще-то могло быть и лучше. Вот так невозмутимо и остроумно прокомментировал свое воскрешение Л.С. Такая вот пасхальная история. - Что ждете вы от спектакля, каким он, по-вашему, должен быть? - спросила нас перед представлением Ирина Викторовна. Дети, они сидели впереди, сразу загалдели: "веселым, милым, красивым"... Спектакль и в самом деле оказался радостным и вдохновляющим. Хотя истории были разными, но ведь печаль, которой поделился, убывает, а радость, поделенная с друзьями, приумножается... Вспоминая в ретроспективе наши истории могу сказать, что они делились на три категории. Ситуативные, памятные случаи, или то, что вокруг - протяни руку - и вот тебе история, встреча с собачкой, мелькнувшая перед глазами картинка из прошлого и т.д. Вторая категория - это истории о состояниях, о как бы затуманенных флером времени или непонимания истории, о несостоявшемся свидании, о вечной недоговоренности или недопонимании коллег и оппонентов...И третья - это свидетельства о том, как "судьба стучится в дверь", как иногда провидение очень явно вмешивается в твою жизнь. Чтобы перевести эти истории из реального измерения в сценическое, вернуть зрителю его историю сконцентрировано и выразительно, надо было выбрать форму, в которой должны сыграть артисты. Их существует великое множество Это - форма "Хора", "Жидкой скульптуры", "Коллажа", когда рассказчик выбирает актера на роль себя. Есть еще ситуации, которые разыгрываются в форме "Пары", "А если это был сон", "Последовательность событий" и "История с разных сторон" и т.д. Форму выбирает кондактор - Ирина Викторовна. Запомнилось, как интересно прозвучала история о недопонимании, сыгранная парой - Васей и Дианой. Они сидели друг напротив друга и нежное понимание словно окутывало фигуры, сначала они держались кончиками пальцев, потом эта связь ослабела и вовсе разомкнулась, и все, добавить было нечего. Есть мистика любви, а есть такая же мистика вечного непонимания. Другая пара - кудрявый Яша (его выбрала рассказчица на роль себя) и Танечка. Они решили эту сцену метафорически: начавшееся как веселая игра заматывание Яши в прозрачную ткань перешло как бы в наваждение, "закукливание" отношений и отчуждение. Меня поражает, как, не сговариваясь, ребята улавливают, слушают друг друга, играют в одной интонации. История Жорика (ему 10 лет) о том, как они договорились с девочкой встретиться на том же месте на детской площадке на следующий день, и как не встретились, как он сначала забыл ее имя, а когда пришел на место их знакомства - сразу вспомнил, была сыграна в конкретной форме, вполне житейской и узнаваемой. На роль себя Жорик, как всегда, выбрал Диану, а роль мамы, говорливой, вечно воспитывающей сына, очень правдоподобно сыграла Полина. Но, глядя на Диану, сыгравшую Жорика, и на самого Жорика, с нескрываемым удовольствием наблюдавшего за всем действом, я испытывала абсолютную уверенности, что все у наших детей будет хорошо, и в смысле свиданий тоже. Такова волшебная сила искусства... Мужские истории были из категории свидетельства. Их было две - одна о том, как желанная встреча со старинным другом нежданно-негаданно состоялась, а вторая - о машине, от которой потерялась какая-то гайка, а потом чудесным образом нашлась. Ребята-артисты в последней истории отождествляли себя уже с неодушевленными предметами, как-то: карман, который возмущался, что в него кладут всякую всячину; сцепление, которое вдруг отпало от машины из-за потери гайки. Все резвились, и девочки, и мальчики, и особенно Федя с прической ирокеза, подвижный и выразительный, и вдруг все остановились, а Вася, встав посреди сцены, торжественно произнес: гайка судьбы, как много иногда зависит от малости. В точности не помню слова, но мне показались они значительными в этом неожиданном и метафоричном высказывании о повороте гайки судьбы, о "роли" гайки в судьбе. Да, для выразительного воспроизведения реальной истории необходимы примерно три компонента: выбранная концепция - форма, правильно найденная интонация и простая, и вещая фраза, как завершающая концовка. Особый восторг у маленьких зрителей вызвали истории про собак. Наверное, каждый ребенок в детстве мечтал иметь собаку в качестве близкого верного друга. И в представлении это воплотилось в разной степени - будь это поверхностное знакомство с собачками в трамвае, или приволакивание бродячего пса домой. Работая в форме "жидкой скульптуры" молодой коллектив театра достиг апогея своего молодого задора. И как это было? -"Это было феерично", - по определению самых юных зрителей - Левочки и Верочки. И под конец, на сладкое, хочу рассказать о своей истории, давней и необычной. Тем летним днем мы вчетвером - мой старший брат Левон, я и две моих подружки отправились на встречу с зубро-бизонами. Помнится отчетливо, как мы шли не спеша по чудесным местам, по приветливому лесному массиву Приокско-Террасного заповедника. - Будьте осторожны, - сказал нам встретившийся почти сразу человек с рюкзаком, - ночью рысь выпустили. Мы это пропустили мимо ушей, И примерно через четыре часа мы наконец прибыли к загонам этих парнокопытных, но их на месте не оказалось. Вольнолюбивые животные высвободились из своих загонов и заинтересованно следили за нами. Расстояние между нами было метров 20, не больше 30 точно. Может, они и не были настроены агрессивно, но их мощные плечевые мускулы, их по-бычьи наклоненные головы, но их налитые кровью глазки... - Испугались? - заинтересованно спросила меня Ирина Викторовна. - Нет, меня почему-то охватила волна необычайного восторга: мы, как наши предки, как первые люди вместе на одной земле, не отделенные никакими преградами. Мы и Они - и все будто заполыхало первозданностью и красотой дикого мира. Что надо было делать - непонятно. Прыгать в загон - смешно, убегать тоже. Мы, в количестве четырех, их по меньшей мере в два раза больше, некоторое время молча смотрели друг на друга, а потом мы двинулись обратно. Обратный путь мы проделали за 2 часа. - Ну, помолчав, давая пережить ситуацию, сказала кондактор Ирина Викторовна. - давайте в форме "хора". Молодые ребята стали близко друг к другу, их было, как и нас, четверо. Они тревожно переговаривались друг с другом, отчетливо слышалось слово "Рысь". Да, это было выразительно, они мне даже чем-то напомнили нас, но в отличие от нас они обратили внимание на предостережение. И я подумала, наверное, очень может быть, что она следила за нами из чащи. Жуть какая-то. Это была новая находка в старой истории. Я поблагодарила, но на этом все не закончилось. В конце спектакля все истории складываются в единую мозаику, в одно Табло. И мы стали свидетелями веселого окончания спектакля, в котором действовали люди, машины, собаки и зубро-бизоны. И тут Вася произнес ту фразу, что органично родилась из моей истории: "Мы с тобой одной крови, мы, собственно и сами зубро-бизоны". И задорные зубры стали весело здороваться с собачками и с другими героями из предыдущих историй под наши дружные аплодисменты. На гитаре аккомпанировала на протяжении всего спектакля музыкант Машенька. Меня очень заинтересовал механизм такого пролонгированного прочтения истории и я вспомнила разговор, который состоялся между Ириной Викторовной и Васей. "- У тебя очень своеобразная манера игры; как ты нашел эту свою манеру, и что ты чувствуешь, когда играешь? Когда к тебе приходит идея, как ты будешь играть ту или иную роль? - Я люблю, когда приходят идеи; но больше всего мне нравится, когда мне играется, а идей нет, потому что когда к тебе приходит идея, ты сразу подстраиваешься и играешь под идею. Поэтому я больше люблю играть, когда идей нет. Тогда получается интересней, потому что оно как бы само. - Мне интересно то состояние, которое предшествует этой спонтанной игре. - Ну, бывают два варианта: либо я что-то придумал – и тогда это классно, потому что я такой классный, и я это придумал, и оно легко у меня получается. Но больше мне нравится, когда я зацепился за что-то. То есть на самом деле предшествующее состояние – оно такое, открытое. Самое открытое. - То есть ты как бы ловишь эту идею, когда она появляется откуда-то из воздуха? - Да. Еще очень важно доверие к происходящему, просто чтобы не бояться того, что ты выйдешь и ничего не выйдет. - Скажи ,пожалуйста – я вот все никак не могу докопаться до этого – ведь у тебя каждый раз появляется ЗНАНИЕ, что и как играть , не бывает такого, чтобы не знал. То есть у тебя всегда происходит какая-то настройка? - Я бы сказал абсолютно наоборот: я никогда не знаю, что мне играть! И поэтому я выхожу и играю то, что есть. А то, что есть – как оно появляется, если у тебя даже идеи нет? - Оно просто есть – в этом-то и есть вся суть! - То есть ты становишься абсолютно пустым… - Нет, я не становлюсь абсолютно пустым, я просто прихожу как бы в гости. Нужно немножко выйти за свою территорию и пойти на чужую. - Понятно. То есть как бы нужно перестать ненадолго быть собой. - Быть у себя в гостях, да." По-моему, это называется в традиционном театре - перевоплощением. Вот мы и пришли к этому великому моменту, когда человек , артист, не просто играет, а живет на сцене. Когда в одном жесте, взгляде может выразиться вся судьба героя. вся суть происходящего момента. Мы были рады что столкнулись с новым явлением, с молодыми талантами. В добрый путь вам, ребята. И низкий поклон педагогу и режиссеру Ирине Викторовне за терпение и усердный труд в деле воспитания замечательного творческого поколения. Кто-то пойдет дальше по этому завлекательному, но такому трудному пути, кто-то изберет другую профессию. Но опыт работы в театре "Светотень" не пройдет ни для кого из них впустую. А мы, зрители, получили поистине светлую радость в эти чудесные пасхальные дни. Хочется закончить словами моего любимого поэта Николая Гумилева:
Мариам Ч.
|