12 октября 2005 года в московском Музее Архитектуры открылась большая выставка известного и признанного в России и за рубежом мастера фотографии Георгия Колосова, в последние годы занимающегося любимым делом во время свободное от работы сторожем в московском храме Косьмы и Дамиана в Шубине. Имея некоторый опыт в устроении собственных фотовыставок, конечно не сравнимый с опытом Георгия, я заключил, что записи зрителей, которые обычно содержатся в книге отзывов, когда она есть, можно разделить на пять категорий: 2) ругательные, 3) конструктивные, 4) глупые, 5) не имеющие отношение к делу. Самая интересная - третья категория, даже, если она содержит критику. Это отзывы, из которых видно, какое именно впечатление производят работы автора на зрителя, какие рождают ассоциации и к чему побуждают. Кажется, Мейерхольд сказал, что искусство - это побуждение к действию. С этой точки зрения работы Георгия обладают несомненной силой. Думаю, что они способны пробудить творческие импульсы у людей, занимающихся самыми разными видами и жанрами искусства. Я, как фотограф, пытаюсь настроиться на видение автора, непохожее на моё собственное, и чему-то научиться. У меня, например, так сложилось, что из потока чисто хроникальной фотографии (интересующие меня события, люди и объекты) я по одиночке выделяю кадры, которые, как мне кажется, отражают мой творческий взгляд. А у Георгия всё - творчество, кажется, что иначе он и не снимает. Конечно, я не стремлюсь к подражанию, каждый видит по своему. Я, например, люблю цвет, а Георгий принципиально предпочитает чёрно-белую фотографию. Думаю, что бессмысленно спорить, какое изображение лучше - цветное или чёрно-белое. Всё зависит от того, как человек мыслит, будь то автор или зритель: цветными образами или чёрно-белыми. Если чёрно-белыми, то цвет - ненужное излишество, это что-то вроде раскрашенной скульптуры. Мне кажется, что фото-серии Георгия обладают интересным свойством, выводящим их за рамки фотографии, как вида творчества. Для фотографии, всё-таки, более свойственно умещать содержание в рамки одного кадра. В работах Георгия, исключая портреты, оно распределено по всей серии, и выделить один законченный кадр довольно трудно. Автор погружает нас в какой-то поток сознания и создаёт иллюзию движения, свойства - фотографии изначально не присущего. На мой взгляд видение Георгия кинематографично. Существует аудиовизуальная форма средняя между фотографией и кино, это - слайд-фильм. В отличие от кино изображение в нём не движется, но в отличие от фотографии он имеет протяжённость во времени и, к тому же обычно сопровождается звуком. То, что мы видим на выставке, напоминает что-то среднее между фотографией и слайд-фильмом. Но это всё касается формы. Можно снимать всё моноклем, избегая проработки мелких деталей; можно снимать так, что будет отчётливо видна каждая пылинка. Но самое главное, как мне кажется, и в нас, и в том, что мы делаем, это душа. В работах Георгия производит большое впечатление их одушевлённость и ярко выраженный индивидуальный взгляд на окружающий мир. В этот юбилейный для автора год хочу пожелать ему долгих лет насыщенной творческой жизни, новых поисков и открытий. Выставка продлится по 12 ноября.
Сергей Бессмертный, фотограф, немало лет проработавший в кино и кое-что сделавший в форме слайд-фильма.
|