Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Доклад-диалог. «Ходить, чтобы прийти».
Татьяна Рябинина и Владимир Хейфец


 

Ходить, чтобы прийти…
Диалог

Владимир Хейфец. Итак, тема нашей встречи – ходить перед Богом. Несколько раз в Библии встречается это выражение. Первый раз, когда сообщается таинственная история Еноха, пра-пра-пра-правнука Адама и дедушки Ноя. Он ходил пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его. И далее эти слова мы видим еще в ряде мест – о Ное, Аврааме, Давиде. И торжественно звучит голос Господа: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен».

Татьяна Рябинина. Так Бог заключает завет с Авраамом. И объясняет: Я – вот завет Мой с тобою. Он Бог Всемогущий, и в Нем жизнь, притом, жизнь вечная. Он дает людям закон, конституцию жизни – быть с Ним. Земную жизнь Библия называет словом душа. Про это говорит Иисус: кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее – Он дает жизнь вечную.

В. Да. Само слово «жизнь» появляется во 2 главе книги Бытия. Дерево жизни в центре рая – это образ вечной жизни, которую дает Бог.

Т. Ходивших перед Богом тогда четверо, но через них Он действовал в мире. Енох – доказательство Его власти над смертью. Ноем спасено гибнущее человечество. Авраам стал отцом Божьего народа. Давиду предсказан Потомок, чье Царство будет вечным. Иисус, Сын Давидов, пришел дать эту жизнь всем.

В. А смерть – зачем она?

Т. Смерти нет. У Бога жизнь. Он сказал: без Меня смертью умрете.  Человек без Бога сразу породил ее: брат убил брата. Смерть – доказательство от противного: основа Завета Жизни – ходить перед Богом.

В. Так что же стоит за этими словами? И откуда они?

Т. Первые главы – мысль в картинках: испуганный Адам, растерянная Ева, оба в смоковных листьях, прячутся от Бога за кустом. А все знающий Бог зовет: Адам, где ты? Слышно в этом: Ты прячешься от Меня. Я за тебя тревожусь. Выйди, Я это поправлю.

В. Да, это звучит как «вы заблудились!» Они перестали видеть Бога перед собой – и все вокруг изменилось, мир стал для них иным. Антоний Сурожский говорил об этом: «Ева вкусила от плода и стала воспринимать мир не так, как Бог видит Свое творение. Она увидела тварный мир тварным зрением и предлагает тот же плод Адаму, и он тоже теперь видит мир не в Божественном свете, а в полумраке, который на них спустился».

Т. Зрение всегда было тварным. Почему они стали видеть Бога иначе?

В. У них появился страх. Они стали бояться Света, в котором раньше плавали вовсю. Мир для них внезапно стал другим, сумрачным. Они как будто провалились куда-то – и испугались.

Т. А мы видим Бога, как они видели до или после? Или теперь мы просто слепы?

В. Нет, я не думаю, что мы стали слепы. Конечно, мы не видим Бога, как они видели ДО. Скорее, как они – ПОСЛЕ. Ну, я не знаю, как это было у них. У нас это бывает как вспышки – какие-то счастливые мгновения. И тогда весь мир полон Его сияния. Один священник сказал: «Красота – это событие, в котором Бог встречается с нами взглядом».

Т. Встречается взглядом… Чтобы встретиться взглядом, надо быть друг перед другом.

В. Да, ходить перед Богом. По крайней мере, не убегать от Него, не увеличивать дистанцию. Жить на Его глазах, не прятаться. Даже попытаться включить Его в свой круг общения. Сделать Его участником обсуждения всех своих дел.

Т. Это делает жизнь – молитвой.

В. Но что тогда будет! «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Т. Говорят, все под Богом ходим. А Он хочет, чтоб мы ходили перед Ним. Значит, Он приглашает нас к отношениям… равенства?

В. Конечно, не равенства, но – близости. И близости постоянной. Ходить перед Богом – это не отпускать Его от себя, цепляться за Него – даже буквально! Как Иаков боролся с Ним на переправе через Иавок и говорил Ему: «Не отпущу, пока не благословишь меня! Не отпущу, пока не скажешь мне Твое имя. И вообще не хочу тебя отпускать!». И не отпускал, держал мертвой хваткой, пока не получил благословение. И травму бедра.

Т. Открой мне имя – это ж о праве обращаться к Нему. Это: Господи, когда я Тебя окликну, Ты остановишься и будешь слушать меня. И ответишь. И благословишь. Мы все этого хотим.

В. А помнишь, как Моисей просил: «Покажи мне славу Твою», и Господь ласково ответил: «Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе».

Т. А почему Он не хочет показать лицо?

В. Ну да, выглядит обидно – любящий Отец не дает себя увидеть. Но, наверное, до времени это для нас небезопасно – Он бережет нас. Ходить перед Богом – это общаться с Ним, спрашивать, переспрашивать, недоумевать, спорить. У меня впечатление, что Господу не с кем поговорить, кроме нашего брата!

Т. Да! Вся Библия – это история отношений с Богом разных людей. И Его с нами.

В. Для меня самый яркий и любимый образ такого общения – Иона. С жутким характером, но абсолютно непосредственный. И как Господь его утешает:

– Ну что ты расстраиваешься! Ты такой умный, а они даже не умеют отличить правой руки от левой. Неужели тебе так грустно?

– Да, очень грустно. Даже жить не хочется.

Богу с ним интересно!

Т. А с Ноем интересно?

В. Ной – совсем другой вариант. Он тоже ходит перед Господом, но ходит как солдат: «Есть! Выполню!» Все выполняет.

Т. Не совсем! Жертву после спасения он приносит без приказа. Вот тогда Бог заключает с человечеством завет, что жизнь будет продолжаться.

В. Но он ни за кого не просит.

Т. Заступаться – этап роста.

В. А вот Авраам просит!

Т. Это позже.

В. И Моисей просит! И как просит – хитрит! – «Пощади народ мой! Подумай, что о Тебе скажут египтяне!»

Т. Заметь, Ему важно, чтоб человек оставался собой. Вот Павел ломится поперек Божьего замысла, дышит угрозами и убийством. А Господь увидел в нем такую жажду служить Ему, что перевернул всю его жизнь. Но его не изменил.

В. А когда прокаженный говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить», из последних сил сохраняя достоинство, Иисусу это тоже нравится.

Т. Еще Ему нравится защита слабых и грешных такими же слабыми и грешными. Господь показывает Амосу, как накажет Израиль, а Амос каждый раз говорит: «Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал». И Господь отменяет кару: «Этого не будет».

В. А мы часто ведем себя так, что Господь восклицает: «Не носите больше даров тщетных». «Прихóдите и станóвитесь пред лицем Моим, говорите: мы спасены, и возвращаетесь к своим мерзостям».

Т. Здесь упрек не столько в грехе. Мы думаем: выполнил норму – получил праведность. Мы призваны к развитию, но не исполнением правил станем тем, что задумал о нас Господь. До Его замысла дорастем только Его силой.

Интересно, свою зависимость от Него мы воспринимаем как требование свыше или она естественна для нас?

В. Наверное, и то, и другое.

Т. Ясно, в меня заложена потребность кому-то следовать, чтобы кто-то был образцом, мерилом. И если это не Бог, находим подмены. И по ним мы строим жизнь.

В. Это очень важный и таинственный вопрос: что в нас заложено? Что вложил в Адама Господь вместе с дыханием жизни? Мы говорим про искру Божью, про образ и подобие, про нашу неслыханную свободу. Но меня всегда поражали две вещи. Вот первая заповедь Божия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею». Как можно требовать: «возлюби»? Как может человек любить по указанию? И как может Господь этого не понимать?

И второе – ответ Петра, которого Иисус трижды спрашивает после его предательства: «Любишь ли ты Меня больше их всех?». Как Петр, изнемогающий от стыда, наверное, плачущий, произносит совершенно невероятные для этой ситуации слова: «Да, Господи, Ты Сам знаешь, что я люблю Тебя». Через всю историю – от Ветхого Завета до последней главы последнего Евангелия, проходит загадка любви к Богу.

Т. Может, сначала приходит доверие, любовь и вера растут из него. А как ты объясняешь?

В. Объяснить это себе я могу только так. В человеке каким-то образом запаяна, впечатана способность любить Творца. Как будто в него вшит чип, который генерирует эту любовь.

Т. Только не чип! Чип лишил бы воли! А я имею право не любить или любить только себя.

В. Это если чип китайский. А у нас он Божий!

Т. Нет! Дал свободу – от чипов отказался.

В. Ладно. Так или иначе, нам подарена безусловная способность любить Творца, возможность соединения с Ним, с Его Царством, с Его миром любви. И значит, не надо сетовать, что по заказу не полюбишь. Не зажимай родник любви, который в тебе, дай ему волю. Ходить перед Богом – это войти в круг Его Света. «Поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Но идти к Свету непросто – на свету так ясно видишь свое убожество, что разгорается стыд.

Т. Шагнуть в Его свет и сказать: вот что я сделала с жизнью, которую Ты дал! Какое нужно смирение и  доверие!

В. Но это первый шаг. Труднее оставаться там, в этом круге Света, когда изменил Господу (опять и опять!), когда мучает стыд, когда так хочется убежать. Где взять сил, чтобы удержаться в нем? А Он еще говорит: будь непорочен!

Т. Если для Него главное мой трезвый взгляд на себя и устремление к Нему как к добру, тогда будь непорочен – это не безнадежно трудно. Хоть мы и не святы, как Господь Бог наш, мы ведь выбрали этот путь. Меня греют слова ап. Павла: Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Павел же знал, о чем говорит: его Господь выправил.

В. А я очень хорошо понимаю того бедолагу, который оказался на Божьем пиру не в должном виде, не в брачной одежде. Я себя ощущаю точно таким же, и мне тоже нечего ответить на вопрос, как это я набрался наглости и явился на пир вот такой, какой я есть.

Т. Тайная вечеря – это тоже пир. Он зовет меня, и я иду, хоть я перед Ним как на ладони всегда. В моем убожестве. Слово убожество меня не пугает. Убогий – просто нищий: ни крова, ни хлеба – лохмотья. Он жив тем, что просит Христа ради. Ходить перед Богом – это питаться от Него, даже Им.

В. Так что нам мешает выйти на этот «ясный огонь» и там оставаться? Какие препятствия, какие западни на нашей дороге к Нему? Препятствия: ширмы, стены, рвы между нами и Господом, которые мы сооружаем, поступая в угоду своим желаниям и застревая в них.

Т. Ширмы, стены, рвы? Это разные типы моего поведения. Ширма – я вроде ничего не скрываю, так, мелочи, скрылась за ширмой, и опять открыта. Непроницаема стена – я прячусь от Него. За рвом – я открыта, но недосягаема: ничего не таю, я забыла о Нем. Все во мне.

В. Западни: уныние и тоска от своих очередных неудач, парализующие нас. Сказано, что «отчаяние, вследствие греха, приносит больший духовный урон, чем сам грех». Но как справиться с сознанием своего бессилия, несостоятельности, своей вины?

Т. Если сказать Ему: Спасибо, Господи, что Ты показал мне меня. Помоги, – я уже ощущаю себя пришедшей к надежному врачу. Западня – стыд, когда ищешь смоковных листьев.

В. Стыд, из-за которого не поднимешь к Нему взгляда. И от этого еще сильнее тянет на дно. Но нас спасает Его сострадание и любовь. Сострадание и любовь Господа к нам, которые неотменимы, которые не зачеркиваются нашими изменами. Сострадание и любовь, которые мы сами должны нести другим людям, как Его эстафету, – именно это и есть путь, к которому Он зовет нас.

Т. Значит, ходить перед Богом – это учиться состраданию и любви? Иногда это очень трудно!

В. Да, конечно. Смотри, образ Его сострадания и любви – это Его Крест. И этот образ всегда с нами, мы носим его на груди и не расстаемся с ним. И это как будто Его присутствие, Его прикосновение, Его протянутая рука. И мы к ней прижимаемся. И в тяжелую минуту слышим: «Отчего поникло лице твое? Я с тобой». Так что не стоит нам ужасаться, как ужасались Христовы ученики на пути в Иерусалим: кто же может спастись? Лучше помнить того умного эфиопа, который обрадовался: вот вода; что препятствует мне креститься? Ведь ходить перед Богом – это то, о чем мы больше всего мечтаем – пребывать с Ним. Это наша великая надежда. Это также и Господня надежда. И значит, не ужасаться надо, а воскликнуть:

Господи, вот я! Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!

Т. Оживи меня, Господи, как ту девочку, дочь Иаира, чтобы я, как она, поднялась и стала ходить пред Тобою!

В. Аминь.


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Воскресная школа

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт