Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

«О встрече с Богом». Ирина Языкова


О встрече с Богом

 

О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Мих. 6,8)

И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его. (Быт. 5:22-24)

 

Большинство людей представляет себе Бога где-то наверху, на небе. И выражение «ходить перед Богом» они понимают так, что я хожу (живу) на земле, а Бог надо мной, на небе, я под Ним хожу, как я хожу под солнцем, под облаками и проч. Но, видимо, это не совсем то, что имеет в виду Библия.

Некоторые люди представляют Бога где-то с боку: да, где-то что-то есть, но это к моей жизни не имеет никакого отношения. Бог и моя жизнь – это нечто параллельное. Такая позиция удобна, при таком ракурсе Бога и вовсе можно не замечать.

Возможно и такое: мы следуем за Богом. И большинство христиан идет (или думает, что идет) за Ним, и кажется, что этого достаточно, ведь Христос апостолам говорил: «следуй за Мной». И они пошли.

Но и это явно не то, что хочет Господь. Неслучайно однажды Христос сказал одному из Своих учеников, который вроде бы всегда был с Ним, следовал за Ним: «Я столько времени с вами и ты не знаешь Меня, Филипп!»

 

Значит, чтобы правильно ходить перед Богом нужно еще что-то. Что же?

Митрополит Антоний отвечает: нужна Встреча с Богом. Чтобы идти за Христом осознанно, чтобы нести свой крест (это еще одно условие непраздного хождения), чтобы знать Его, иметь с ним личные отношения, нужно однажды встретиться с Ним Лицом к лицу. И владыка Антоний описывает такую встречу, когда, будучи еще подростком, он решил прочитать Евангелие и вдруг почувствовал, что Христос стоит перед Ним. С этих пор его жизнь изменилась.

Я тоже пережила такую встречу в детстве. Сначала я Бога боялась, потому что бабушка говорила: Бог все видит. И это меня страшно пугало, я думала: вот есть Кто-то, Кто все время за мной следит и хочет наказать. Мне хотелось спрятаться. Мне даже казалось, что бабушкины иконы все время на меня смотрят. Но потом я прочитала эпизод с прощением грешницы, и поняла, что Бог есть Любовь, я увидела (не глазами, конечно), Его светлый Лик, полный любви и прощения. От этого взгляда уже не хочется уходить. Правда, моя жизнь менялась гораздо медленнее, чем у митрополита Антония, но все-таки я уже не могу сказать, что Встречи не было.

 

Вся Библия полна таких встреч. Библия – это книга историй, случившихся с людьми и целым народом, и на протяжении веков и тысячелетий мы видим, что Бог ищет Встречи с человеком. Бог – инициатор Встречи.

Это Он ищет Адама в Эдемском саду и говорит: Адам, где ты?

Это Он призывает Авраама и приходит к нему прямо в шатер и дает ему сына.

Он призывает Иакова, и тот осмеливается даже бороться с Богом! И просит сказать имя, чтобы зафиксировать эту встречу.

Пророк Самуил пережил Встречу в отроческом возрасте, сначала даже не поняв, кто его зовет, а потом, наученный своим наставником, говорит в ответ на зов: говори, Господи, раб Твой слушает Тебя. И с этих пор Он всегда был перед лицем Бога.

Пророк Исайя встретил Бога в храме, другой пророк – в поле.  Третий хотел бы сбежать, Господь настиг Его.

Бог желает этой Встречи.

 

Конечно, для пророков такая Встреча необходима. Прежде чем быть посланным, пророк должен пережить Встречу с Богом. И это непросто: человек ощущает свою неготовность, свою малость, недостоинство («я человек с нечистыми устами!»). И это понятно, человек практически всегда не готов к такой Встрече. Ведь это не просто встреча, а судьбоносная Встреча, перемена жизни, посланничество. Даже Мария, когда услышала от Архангела Весть, воскликнула: «Как же это будет, когда я мужа не знаю?», Она тоже была не готова, она была растеряна.

 

Еще больше был не готов к такой Встрече апостол Павел. Когда на пути в Дамаск (а он шел туда с карательной миссией!), его осиял свет, и некая сила повергла на землю (помните, на картине Караваджо он падает с коня!), Савл в ужасе закричал: «Кто ты?!» И услышал: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Вот так, оказаться лицом к Лицу с Тем, Кого ты гонишь! Страшновато! Но эта Встреча сделал из Савла нового человека, его жизнь полностью переменилась, и он получил новое имя – Павел, что значит – меньший, и новую жизнь. При Встрече изменяется масштаб человека, из центра мира, каким себя мнит каждый из нас, мы становимся на то место, которое определяет для нас Бог. Без этого мы будем постоянно искать себя и не находить. Ведь только Бог знает, для чего Он нас сотворил, только Он может сказать, к чему мы призваны.

 

Встреча с Богом для христианина необходима. Без нее нет полного обращения.

 

Но каждый ли может ее пережить? Или это дано не всем, а только избранным? Сколько людей ходит в Церковь, молится, совершает добрые дела и даже несет какие-то служения, так и не пережив этой Встречи. И даже не подозревают о ней.

Одни приходят ко Христу от разума, как говорится, по идейным соображениям.

Другие – из-за обстоятельств, часто трагических, таких людей гораздо больше.

Кто-то – по традиции, наследуя веру отцов, таких сейчас меньшинство. Потому что в советское время вера была разрушена, в семьях ее не передавали.

Кто-то – из соображений магических: чтобы дети не болели, чтобы об умерших молиться, чтобы бизнес пошел и т.д.

Кто-то пришел по каким-то другим причинам, остался, и ему тут хорошо.

Бог не изгоняет никого, но надеется, что человек захочет взглянуть Ему в Лицо. «Ищите Лица Моего!» Мне запомнилось, как один священник говорил: «Вот все обычно ищут руку Божью, а нужно икать Его Лица!»

 

В основном люди верят в Бога, но не Богу, знают о Христе, но не знают Христа. Может это нормально? Мы узнаем Бога не непосредственно, а как бы по касанию. Апостол говорит: «мы видим, как сквозь тусклое стекло». Вспомним, и Моисею Бог сказал: «Ты увидишь Меня сзади». И многие так и видят Бога «сзади», то есть, по действию Бога в их жизни, причем часто по прошествии того или иного события. Как Лука и Клеопа признавались: «Не горело ли сердце наше!», но это было уже после того, как Иисус покинул их. Оглядываясь назад, мы часто понимаем, что в тех или иных обстоятельства, порой трудных и даже невыносимых, Бог был рядом с нами. Помните притчу про следы? У величайших святых тоже бывает так, не только у нас. Когда Бог рядом, мы вроде Его не замечаем. Однажды св. Антоний, много лет проведя в пустыне, взмолился, ощутив богооставленность: «Боже, где ты? Я двадцать лет ищу Тебя!». И услышал: «А Я двадцать лет стою за твоей спиной». Может быть, чтобы встретить Бога, нужно чуточку изменить ракурс, повернуться в нужную сторону?

 

Без Встречи в нашей жизни нет чего-то главного, существенного.

Многие подвижники, пережив эту Встречу, жили ею всю жизнь. Так св. Силуан Афонский только однажды пережил сильнейшее присутствие Бога, подлинную Встречу, и жаждал вновь увидеть Его, и часто ему казалось, что Бог отошел от него. Он страдал, молился, искал, но Бог молчал. И от этого Силуан  испытывал чувство богооставленности, а это практически ад. Потому он и говорил: «держи ум свой во аде и не отчаивайся!» Так жаждать встречи с Богом может только сердце, которое эту Встречу испытало, которое снова и снова хочет прикоснуться к этой бесконечной благодати и любви, к этому свету. Помните, как в «Песне песней» жаждет героиня Встречи с Возлюбленным: она готова бежать за Ним на край света, раздирая ноги в кровь, продираясь сквозь все препятствия, потому что Он – смысл и цель ее существования. Без Него нет жизни.

 

Но так ли жаждем мы Встречи с Господом? Многие живут и не помышляют об этом. И, наверное, будут удивлены такой постановке вопроса. Скажут: то «Песня песней», или апостолы, или пророки, или такие люди, как митрополит Антоний или св. Силуан. А я-то кто? Я маленький человек, какой с меня спрос?

 

Но для Господа нет малых и больших. Все дороги в Его глазах. Все любимы. Все дети и возлюбленные. И Он ищет Встречи с нами.

 

А как узнать Его иначе? И как Он нас узнает? В Св. Писании самое страшное место это не про скрежет зубовный, а когда Господь говорит: «Отойдите от Меня, Я вас не знаю!». «Как же, – говорят люди, – мы то-то и то-то делали во имя Твое!». А Он им: «Я вас не знаю». Извините, мол, мы с вами не встречались.

 

Но как же с Ним встретиться? И как узнать, что это Он? Что эта Встреча с Ним, а не с кем-нибудь другим? Столько людей (особенно православных) боятся прелести, обольщения, подмены. Отчасти это правильно, потому что мы склонны к фантазии, мы люди в общем-то нетрезвенные. Потому и Господь говорит: «Трезвитесь! Бодрствуйте!»

Более того, Господь и Сам предупреждает: «Если вам скажут: там Христос, или там Христос, не верьте». Когда некая раба Божия говорит, что ей было видение или что-то в этом роде, а если еще и голос или голоса… я пугаюсь. Боюсь, что причина – в неустойчивой психике. Да и прелесть – вещь очень реальная.

Так что же делать? Как быть: искать встречи или не искать? А если искать, то как различить среди множества голосов  Его голос?

Ответ – в глубине сердца. Помните Экзюпери: «Глазами главное не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Когда Мария Магдалина пришла ко гробу плакать и увидела там садовника, она узнала в нем Христа только, когда Он позвал ее по имени. Мы сами знаем, что наше имя можно произнести по-разному, и те, кто нас любит, это делают по-особому.

Бог каждого зовет по имени. И это имя может отличаться от имени, данного нам родителями. В Апокалипсисе сказано: «И побеждающему дам белый камень, на котором написано имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».

 

Нам сказано: «Стучите, и вам отворят», и также: «кто жаждет, иди и пей». Все дело в нашем желании или нежелании. Да, Бог инициатор встречи, но Он не вламывается в нашу жизнь, Он ждет приглашения: «Се, стою у двери и стучу, кто отворит, к тому войду и буду с ним вечерять».

 

Тут главное быть внимательным, не пропустить Встречу, прислушиваться к Его голосу, который как «веяние тихого ветра», замечать, что Бог делает в нашей жизни, каких посылает людей (через них тоже происходит Встреча). Нам все для этого дано: Св. Писание, Литургия, община, наши близкие. Жить в свете этой Встречи (произошедшей однажды или, если этого еще не было, то чаемой) и значит ходить перед Богом – перед Его Лицом, перед Его любящим взглядом, понимая, что каждую минуту моей жизни Он видит меня, ничто не укрыто от Него. И, если я доверяю Ему, Он встраивает меня в Свой замысел спасения и преображения Вселенной.

Вся наша жизнь может стать такой встречей с Богом, и тогда Господь не скажет: «Я вас не знаю», а скажет: «Придите ко Мне, благословенные Отца Моего».

 

Митрополит Антоний пишет: «В жизни миллионов людей, и не только в ранние столетия, но и теперь, бывают такие встречи: в чтении Евангелия, в течение ли богослужения, в момент какого-то самоуглубления, в момент глубочайшего горя или торжествующей радости, или просто в какой-то момент, когда вдруг Господь взыщет одного из нас, откроется – и начинается новая жизнь. Этот ослепляющий момент встречи, конечно, неповторим, но последствия его до конца нашей жизни продолжаются. Бывает порой неприметная ни для кого, даже почти для самого получающего такую благодать Божию, встреча в таинствах Церкви: в крещении, в миропомазании, в освящении елеем, в причащении Святых Даров, в таинстве брака, в исповеди; случаются моменты, когда вдруг разрывается пелена и на мгновение мы видим бесконечные дали вечности и бесконечную ее красоту, и каким-то образом, незримо, но постижимо мы «видим» Бога.

И.Я.


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт