Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

«Ходить перед Богом – это Путь». Александр Черный


Ходить перед Богом – это Путь

Введение

Попробуем понять, что мы слышим в этих словах: “ходить перед Богом”?

В слове “ходить” угадывается земное притяжение и динамика. Это непрерывное движение по поверхности, как сказал бы физик. А философ бы отметил свободу выбирать направление, ведь ходить можно в разное время и разными дорогами. Конечно, так можно блуждать «семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет», а затем обнаружить, что «самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим» (Пс 89:10). Поэтому возникает вопрос смысла. Если искать его в горизонтальной жизненной плоскости, постигает разочарование, знакомое поэту:

Дар на­прас­ный, дар слу­чай­ный,
Жизнь, за­чем ты мне да­на?
Иль за­чем судь­бою тай­ной
Ты на казнь осуж­де­на? (А.С. Пушкин, 1828)

Вторая часть фразы подсказывает вертикальное направление поиска смысла жизни. «Перед Богом» значит в Его присутствии и при нашей открытости перед Ним. Бог – причина человека, Творец и Родитель и то, что Он с любовью наблюдает за нами – это естественно. Его взгляд представляется всевидящим, а потому, конечно, сверху.

Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе...

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его!

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138)

Когда мы живем и действуем на глазах у Бога, между нами возникает пространство диалога. Наше хождение может стать ответом на Его взгляд. Идеал этих отношений для меня выражен в известной истории о том, как старый крестьянин подолгу неподвижно сидел в церкви; священник его спросил: “Что ты тут делаешь?” И старый крестьянин ответил: “Я смотрю на Него, Он смотрит на меня, и нам так хорошо вместе!” (Митр. Антоний Сурожский «Учитесь молиться!»)

Что же мне мешает ходить перед Богом?

Я думаю многие, как и я, переживали молчание Бога, когда жизнь не терпит промедления. Вопрос: «Как поступить и не ошибиться?», повторяемый тысячный раз, пульсирует в мозгу, не находя ответа. Как тут ходить перед Богом? Библейский ответ так же прост, как и сложен. В 11 главе Послания к евреям он повторен многократно: “ВЕРОЮ”. Патриархи, судьи, пророки – все они ходили верой перед Богом. И мы знаем, что Бог говорил к этим людям. Но тогда ли, когда они Его спрашивали? Ведь Бог начинал неожиданно первым и то, что Он говорил, было очень странно и непонятно. Жизнь в доверии Богу была их ответом. Далеко не все обещанное они получили в земной жизни, «но они стремились к лучшему, то есть к небесному, посему и Бог не стыдится называть Себя их Богом, ибо Он приготовил им город <на небе>». (Евр. 11:16) Вера давала им перспективу жизни, которая не заканчивалась земным горизонтом.

Вот здесь я и вижу для себя причину для беспокойства. «Лучшее» представляется мне чаще земным, а не небесным. В земных благах привлекает кажущаяся самостоятельность. Оказывается, что не нужно быть «богатым юношей», чтобы убедиться в своей привязанности к материальному миру и с сожалением отойти, даже если на тебя обращен любящий взгляд Спасителя и слова «следуй за мной». В такие моменты находиться перед Богом трудно, хочется убежать или скрыться, а ощущение стыдливой обнаженности напоминает Адама и Еву, прячущихся за эдемскими деревьями.

У св. Иринея Лионского есть рассуждение, «что Бог предоставил нам два пути к полноте знания: один – всецелое приобщение к Богу <через древо жизни>, другой – глубокое и полное приобщение к тварному миру <через древо познания>, которое само по себе не было отвержением Божьей воли, но фактически означало вступление на длинный, мучительный, трудный путь искания. В Боге сосредоточено все знание, и приобщение к Богу давало возможность познать все так, как знает Бог… Еве же было предложено познавать все человеческими усилиями.» (Митр. Ант. Сурожский «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы»)

Приобретенное знание не стало ни познанием счастья, ни познанием мудрости, ни источником сил, оно принесло осознание греха, ставшего следствием конфликта с волей Всевышнего. (Герц)

Ева вкусила от плода, увидела тварный мир тварным зрением и предлагает тот же плод Адаму. Он тоже теперь видит мир не в божественном свете, а в полумраке. Словами “это жена, которую ты мне дал” Адам признает, что Ева – Божий дар. Он не обвиняет Бога. Не разделяясь, Адам и Ева вместе вступают на трагический путь в падший мир. Любящий Бог вступает вместе с ними, чтобы в свое время воплотиться и взойти на Крест. (Митр. Ант. Сурожский «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы»)

Зачем вся эта история «от Адама»? Лично мне она помогает бороться с Адамовым комплексом, мешающим мне ходить перед Богом. Я часто не способен ни откликнуться на Его любящий взгляд, ни услышать деликатное предупреждение не вкушать приятный со всех сторон плод. И я оступаюсь. Но это не причина переложить ответственность на прародителей за их выбор или на Бога за то, что Он позволяет ошибаться. И не повод назначать виноватым в бедах тех, с кем Бог даровал мне единство: близких, коллег, друзей, братьев и сестер, Церковь. Поэтому, я как могу верую, что Господь сопровождает меня в хождении и нечего бояться, что иногда я не слышу Его, а только знаю, что Он смотрит на меня.

 

Дорогу осилит идущий!

Необходимость познавать мир, приобретать горький опыт на собственной шкуре, ежедневные заботы человеческой жизни часто переводят жизнь в двумерную плоскость: дом-работа. Но это не может устроить того, в ком есть образ Творца. И начинается поиск третьей координаты, чтобы придать жизни объем, которого требует человеческая душа. Люди пытаются нащупать ее в культуре, психологии, религии, в красоте природы и т.д. И все же находят в этом лишь отдушину в длинной череде однообразной борьбы за выживание.

Повествования о героях веры кажутся порой книжными примерами, призванными вдохновить тех, кто приуныл в пути. Но я думаю, что именно эти люди нашли третью координату, дающую жизни – объем, «хождению» – смысл, душе – свободу. Про некоторых так и сказано – «ходил перед Богом».

Первый – это загадочный Енох, который “ходил ... перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его.” (Быт.5:24). Короткая, в сравнении с другими допотопными патриархами, земная жизнь, всего 365 лет, словно успела пройти свой солнечный цикл, освещенная Божьим присутствием. «Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов», – пишет ветхозаветный автор Иисус, сын Сираха (Сир.44:15) «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти. А без веры угодить Богу невозможно», – уточняет послание к Евреям (Евр.11:5) – «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».

Переселение Еноха по милости Божьей – это надежда на бессмертие для всего человечества. Его земная жизнь прошла с Богом, и Бог показал, что у такой жизни конца нет. В любом поколении трудно сохраниться непораженным злобой. Я думаю, Енох просто верил, что жизнь проходит в присутствии Бога и старался выразить жизнью свое отношение к Нему, как выражают это тем, кого любят. Мы не знаем, говорил ли с ним Бог, отвечал ли Бог на его вопросы. Он ответил на его хождение и переселил к Себе, как друга. Бог освободил его от смерти. (Прем.4:8-15)

Другой праведник, ходивший перед Богом – Ной. (Быт. 6:8-9). Правнук Еноха был утешением отца в полной трудами земной жизни. Он «сделался наследником праведности по вере». (Евр. 11:7). Мне представляется, что он с детства слушал истории о своем необычном предке и выбрал: быть как он, во что бы то ни стало. Ной «обрел благодать пред очами Сущего» и Его поддержку. В то время, когда все окружающие находили утешение от трудов в земных удовольствиях, стирая в себе образ Творца, Ной, вопреки окружению, оставался непорочен. Во время Божьего гнева он был умилостивлением. Но в ковчеге, построенном праведником, спасается только остаток – близкие, которые ходили с Ноем. После потопа Ной стал вторым человеком после Адама, с кем Бог заключил вечный завет. (Сир. 44:15)

В жизни Ноя была победа над смертью, и причина спасения – его вера. Ной ходил перед Богом, полагаясь на Него больше, чем на свой и чужой опыт познания. Таков прообраз нового человека. И еще. Ной не был суровым аскетом, и не соблюдал сухой закон. Его решимость не идти на компромисс с окружающим, скорее естественное продолжение отношений с Богом, выходящих из его детской веры. В ряде переводов (иуд. переводы, пер. арх. Макария) о Енохе и Ное сказано “ходил С Богом”. Это «С» еще более усиливает родительский мотив в их отношениях, представляя Бога Отцом, за руку ведущим через трудности человека, доверившегося Ему.

Принято считать, что праведность закаляется в горниле искушений. Но праведники не производят впечатление плакатных героев. Авраам ничем не выделялся, пока Бог Сам не проговорил к нему в Харране на 75-м году его жизни. Впечатляет его чуткое сердце, которым Авраам услышал Бога и доверился этим словам. С этого момента они разговаривали. Всемогущий заключил с ним завет и часто ободрял обетованиями, благословлял и защищал его. Авраам верил Богу настолько, что это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим. (Иак.2:23, Быт15:6, Ис.41:8, 2 Пар.20:7). Дружелюбие было в характере Авраама, не раз бывшего заступником перед Богом и хранившего мир со всеми. Господь расширил свой завет с Авраамом и открыл, что его потомство – избранный народ Божий.

“Ходи предо мной и будь непорочен” (Быт.17:1)

Эти слова стали основой завета всех верующих в Бога, а Авраам их отцом до нашего времени (Рим.4:16-18). Я убежден, что Авраам ближе подошел к Господу, потому что имел в себе уникальный внутренний стержень доверия Богу .

Со времени Моисея в жизни верующих появилась «дорожная карта», чтобы отличить Путь Жизни от пути смерти. Праведность больше определялись не по наитию, а конкретными писанными правилами. «Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» – наставляет Тора (Втор.8:6, 3 Цар.2:3, Иез.11:20–21) Толпе, вышедшей из рабства, заповеди позволили хранить мир, уважать друг друга и побуждали к любви, основываясь на вере в Единого Бога, с ними евреи стали народом. Такое упорядочение земной жизни вело к благословению: «ходящих в непорочности Господь не лишает благ». (Пс.83:12) Постепенно «хождение перед Богом» стало отождествляться с исполнением закона. Появилось искушение превратить его в жизненный регламент для повышения земного благосостояния или положения. Это вело к потере живого общение с Богом. Пророки предупреждали:

«О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

Пророки сотни лет обличали любую измену Божьему пути и верили в Новый Завет, который будет начертан не на каменных скрижалях, а в душах людей (Иер.31:23,25,31-33).

В Иисусе Христе сбылись надежды на бессмертие, спасение и близость человека с Богом. «Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины» (Ин.1:14) Хождение по наитию и даже по картам закона теперь в прошлом. Христос, как маяк, прожектором освещает Путь Жизни:

Я есмь путь и истина и жизнь;
Никто не приходит к Отцу иначе, как через Меня (Ин14:6)

Этот путь мы получили через Крестную смерть и умаление Бога. Благой и всемилостивый, чье имя Любовь принимает плоть и приходит в мир людей, в котором давно зло действует с размахом. Тьма мира не могла не войти в конфликт с воплощенным Богом, пришедшим, чтобы спасти погибшее. Он принял на Себя наш грех, чтобы лишить смерть власти над нами. Воскресением Христовым победив смерть, Он навсегда оставил брешь в стене, ограждавшей нас от вечности. Вера во Христа открыла для нас дверь в бессмертие. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). Христос стал Путем приобщения человечества к вечному Богу: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Он – добрый Пастырь, «овцы слушаются голоса его, и Он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин.10:3). Этой метафорой Господь описывает очень близкие отношения: «от сердца к сердцу». И тут нельзя не вспомнить еще одну дорогу с Господом – дорогу в Эммаус. Из этой короткой истории можно понять, что мы ходим не только перед Богом, но и друг перед другом. И Христос придает смысл тому, что мы вместе. Он позволяет увидеть свет в глазах другого человека, зажигая любовью наши сердца через исповедь и причастие. И еще, благодаря Христу обновляется наше предназначение. Оно переносит акцент со своей праведности на служение ближнему.


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Воскресная школа

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт