Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Святая Тереза Малая. Отец Иоанн (Гуайта)


Ходящие перед Богом.

о.Иоанн (Гуайта). Тереза из Лизье.

Тереза Мартен – будущая св. Тереза из Лизье или св. Тереза Малая – родилась в 1873 году в Нормандии, во Франции. В детстве она была очень живой симпатичной девочкой, экстравертом, несмотря на то, что ее мама умерла, когда ей было 4 года. С самой юности она хотела уйти в Кармель. Кармель – это монастырь-затвор, со строгим уставом: строгость молитвенной жизни, посты, затвор, молчание и так далее.

Она много раз просила об этом, но она была настолько юной, что ее не брали. И вот когда ей исполнилось 15 лет, ее взяли в Кармель города Лизье, где уже подвизалась ее родная сестра. Тереза тут прожила 9 лет, никогда не выходя из затвора, заболела очень тяжелой формой туберкулеза, и умерла в возрасте 24 лет.

Вот и вся жизнь. Никогда не выходила, молилась в своем монастыре, и как бы всё.Вот замечательно, что мы о ней говорим, как раз после предыдущей презентации о святителе Луке Войно-Ясенецком, который и врач, и архиепископ, и ученый, и очень много делал, слава Богу…! А вот здесь как будто прямая противоположность. Тереза молилась, и больше нет ничего.

Но вот удивительно, сразу после ее смерти, в 1923 году Католическая Церковь причислила ее к лику святых. А в 1927 году Папа ее объявил покровительницей миссионеров и миссии, потому что она мечтала о том, чтобы стать миссионером, но никогда не выходила из затвора. А уж потом, значительно позднее, Папа Иоанн Павел II объявил ее Учителем Церкви. Это еще более удивительно!

Надо сказать, что в католической, латинской традиции нет таких категорий святых, как в православной, где обязательно святой принадлежит к какой-то категории: либо святитель (святой епископ), либо преподобный (святой монах), либо бессребреник, и так далее. Такого в латинской традиции нет, святые – они все как бы общие. Но есть и исключения, вот как раз Учители Церкви. В латинской Церкви в эту категорию входят «наши», скажем, три святителя: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Плюсблаженный Августин, Фома Аквинский, Амвросий Медиоланский и другие крупные, маститые богословы.

И вдруг к ним добавляется Малая Тереза, простая провинциальная монахиня. Она не была безграмотна, умела читать и писать, но, конечно, была абсолютно не книжная, богословие знала посредственно. Она прожила тихую жизнь в  своем монастыре, никогда не выходила. Но она всю жизнь поддерживала общение с родственниками, вела переписку. После ее смерти ее письма и дневники издали под названием «Histoire dune ame», то есть «История одной души».

И вот если читать этот текст, удивительным образом обрисовывается ее какой-то особый путь,путь к святости, можно сказать – ее личная духовность. Этот путь она сама назвала «малым путем». Что это за путь? Это путь духовной детскости.

Ирина Языкова в своем выступлении говорила о малости и встрече с Богом. Это именно тот случай. Малая Тереза рассказывает сама об этом «малом пути», о том, что в нем нужны смирение, простота и бесконечное доверие Богу и Его милосердию. Как сказал Господь, «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Вот, например, удивительная страница из ее дневника о том, что «я всю жизнь мечтала о том, чтобы стать святой, а потом сравнивала себя со святыми и видела, что между ними и мной такая же разница, как между горой и песчинкой. А потом я подумала (она совершенно по-детски пишет – о.И.), я подумала – неужели благой Господь может вдохновить желания, которые не исполняются? И тогда я поняла, что, наверное, есть надежда, и, несмотря на свою малость, я могу стремиться к святости». Потом она говорит: «я совсем маленькая, слишком мала, чтобы идти по длинной крутой лестнице совершенствования, чтобы стремиться к святости. Мы живем в веке изобретательности и мне нужен лифт, духовный лифт». Представляете, как трогательно!

Дальше она говорит: «Я читала, что Господь сказал: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне” – вот это и есть лифт! Значит, я могу, несмотря на то, что я такая маленькая, незначительная, могу стремиться к святости. И оказывается, для этого я не должна расти, а наоборот, я должна остаться малой, а по возможности стать еще меньше». Конечно, эти удивительные слова подтверждаются тем, что Господь сказал Никодиму: что даже взрослый и пожилой человек должен стать ребенком. Это именно ее путь.

Есть еще очень трогательная, очень известная страница из дневника, где она – фактически подросток, ведь она вступила в монастырь в возрасте 15 лет–несмотря на то, что она уже монахиня, говорит о том, что хочет найти свое призвание. Мы сегодня с молодежью говорили как раз о поиске призвания. Вот приблизительно что Тереза из Лизье говорила об этом: «Проблема в том, что я чувствую все призвания. Я хочу быть миссионером, хочу проповедовать Евангелие. Хочу быть мученицей, пролить свою кровь за Христа». И так далее. Среди прочего, она пишет: «Я хочу быть священником». Представьте себе – женщина в XIX веке! «И все эти призвания мне так нравятся, что я не могу выбрать! И вдруг, читая 12-13 главы 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам, я поняла, что главное призвание – это любовь. И я тогда почувствовала, что в Церкви я буду любовью». Вот такая удивительная страница дневника.

Отец Георгий Чистяков написал замечательную статью о Малой Терезе в книге «На путях к Богу Живому». Здесь он указывает на какие-то особенности этого духовного пути Малой Терезы. Прежде всего – эта непосредственность, чистота, предельная искренность. Представьте себе, здесь такая предельная искренность, что, когда монахини, которые жили вместе с нею в монастыре, издали ее дневники, они оказались в трудном положении, потому что там какие-то вещи нелепые, неудобные. Они стали убирать, убирать, убирать. Провели такую цензуру. Потому что, среди прочего, Тереза пишет о том, что ей не даются длинные молитвы, что ей трудно молиться по четкам, что она засыпает во время молитвы, и так далее. И всё это монахини, конечно, убрали. И вот, только относительно недавно ее дневники были изданы полностью, без цензуры.

А, между прочим, текст Терезы ценен именно тем, что она не боится признаваться в своих слабостях. А вот одновременно, например, она пишет о других монахинях: «Я не понимаю, они постоянно говорят о страхе Божием, а у меня нет никакого страха!». Отец Георгий отмечает, что Тереза пишет о том, что она хочет стать святой, а это очень необычно для католической литературы того времени. Ведь тогда католики скорее думали, что святость – это для избранных, праведников, для своего рода духовных героев. А о том, что отцы Церкви и первое поколение христиан говорили, что все призваны к святости, и что все христиане, собственно, и называются «святыми» – вот об этом в XIX веке на Западе не очень знали, потому что в то время отцов Церкви очень мало читали в латинской Церкви.

Отец Георгий подчеркивает, каким должно быть отношение к близким, согласно духовному «Малому пути» Терезы. Здесь удивляет нежность ее писем к родственникам. Она переписывалась со всеми членами семьи, и родная семья оставалась важной для этой монахини. Отец Георгий комментирует: «Семья оказывается малой церковью не только для мирян, но и для монахов». Еще интересно то, что монашеская жизнь для Терезы – это радость. В ее дневниках находим духовное осмысление улыбки, радости, даже игры в свете Евангелия. До нас дошли фотографии, где она играет в таких любительских спектаклях в роли Жанны д’Арк, и так далее. «Монах необязательно должен быть суровым», отмечает отец Георгий.

Еще он пишет о том, что Тереза «дышала библейскими текстами». И это тоже очень необычно для Католической Церкви в XIX веке, когда мало кто хорошо знал Слово Божие и в основном Священное Писание читали на латыни.

Важный элемент духовного пути Терезы из Лизье – это опыт переживания болезни. Здесь я себе позволю немножко процитировать отца Георгия: «Без сомнения, оригинальной чертой богословия святой Терезы стоит назвать и опыт переживания болезни. Болезнь – не есть наказание за грехи, ибо Бог не мстит, а любит. Бог есть сама Любовь. Бог страдает из-за того, что нам больно. Что же такое тогда болезнь? Это какой-то особый опыт, который переживается нами вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Вероятнее всего – ради других, для того, чтобы кому-то что-то открылось. При этом Сам Бог, когда мы переживаем этот опыт, сопереживает нам – вот о чем прежде всего говорит Тереза, размышляя о болезни и боли».

Вот еще замечательно. Простите, что я цитирую всегда одних и тех же отцов и матерей…, но та же Ирина Языкова утром говорила о том, что когда человек не переживает встречу с Богом – это трагедия. А есть верующие люди, мало того, есть люди в сане, которые явно не переживали эту встречу с Богом. «Профессиональные», скажем так, православные, «профессиональные» священники, «профессиональные» монахи, и так далее.

Говоря об опыте страдания у Малой Терезы отец Георгий пишет: «Сегодня человек, считая себя верующим, соблюдая посты, посещая богослужения и т.д., нередко за веру принимает свои установки – мировоззренческие или идейные. Происходит это по той причине, что вера его не проверена опытом жизни (то есть, не было у человека настоящей встречи с Богом– о.И.). Приходит беда, и оказывается, что вера, которой он так гордился, была очень слабой или просто отсутствовала. По-настоящему, каждый из нас может понять, верит он или нет, только в минуту смертельной опасности. В жизни святой Терезы нам открывается именно этот опыт – несомненной и чистейшей веры перед лицом боли и смерти».

В прошлом году Папа Римский Франциск давал интервью, и там как-то, может быть нелепо, сказал о том, что иногда, когда читает вечернее правило перед сном, он засыпает. А потом сказал: «Ну в общем-то, так бывало и у святой Терезы из Лизье». Действительно, бывало. И, кроме того, она говорила, что когда она засыпает во время молитвы, Бог радуется. Почему я решил об этом рассказать? Как вы понимаете, многие говорят об этом на исповеди…

Один французский поэт, Шарль Пеги, который жил чуть позже, чем Малая Тереза, написал замечательные стихи об этом. Это удивительное стихотворение, где с прямой речью выступает Сам Господь Бог. И Он говорит: «Нет ничего настолько прекрасного и замечательного, как когда ребенок засыпает во время молитвы». Дальше Бог рассказывает, что Он создал моря, звезды, пустыни, леса и так далее, говоря: «Я что-то знаю о красоте» – о красоте природы. Затем еще Бог (в исполнении французского поэта) говорит о красоте архитектуры, о великолепии таких готических храмов, как Реймс, Шартр и так далее:«Я всё это знаю – говорит Бог – и всё это мне бесконечно нравится! Но самое трогательное и самое красивое для Меня в мире – это когда ребенок засыпает во время молитвы. Когда он настолько устал, что путает слова “Отче наш” со словами из “Богородице Дево, радуйся”. Вот это – самая неописуемая красота!»…

Так думает Бог по мнению Шарля Пеги. Дорогие братья и сестры, давайте будем действительно как дети, как Малая Тереза!


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт