Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Впечатления о встрече. Мария Смирнова


Я уже не могу вспомнить, в который раз я на подобных встречах прихода, и каждый раз это радость, каждый раз это счастье, но, конечно, и ответственность.

  Нас призывали садиться во время трапезы за разные столы, чтобы знакомиться с новыми людьми. Я старалась, но получалось трудно: если везло, было два человека, которых я видела в первый раз. Так что мне радостно видеть тех людей, которых я давно уже знаю, и тех, с кем недавно познакомилась. На малых группах были новые люди, для меня очень важные и интересные. И в пятницу на нашей первой малой группе возник такой вопрос: «Я же всегда ходил перед Богом, а потом я пришел в Церковь, обрел веру и продолжаю ходить перед Богом. Что изменилось, что произошло?».

  Когда мы не знали Бога, то правильнее, наверное, говорить, что мы ходили под Богом, потому что Он с самого нашего не рождения даже, а зачатия, нас знал, видел, вёл. Но потом происходит что-то совершенно другое.

  Вы помните, когда Ира Языкова говорила о встрече: как она важна и необходима в нашем хождении перед Богом и с которой всё начинается, именно тогда, когда мы обретаем свое собственное лицо и узнаем о том, что Бог нас любит. И Господь потом говорит: «Я уже не называю вас рабами, но Я называю вас друзьями». Это очень радостно, это очень греет наше сердце, но в то же время появляется новое качество наших отношений с Богом – это ответственность.

 Мы все помним, как сетовали израильтяне много раз, обижаясь на Моисея, что он вывел их из земли Египетской, где они были рабами, где этой ответственности не было и не было необходимости во взаимных отношениях. А вот когда мы друзья, мы ответственны перед своими друзьями, и мы становимся ответственными перед Богом. Мне очень понравились слова Володи Хейфеца, что в человека впаяна безусловная способность любить Творца, возможность соединиться с Ним. И наша ответственность в том, чтобы не закрывать в себе этот родник. Да, конечно, мы все несем в себе глубокие раны из нашей прошлой жизни, и сейчас нас жизнь часто бьет, но я напомню слова из замечательной молитвы ко Святому Причащению Симеона Нового Богослова: «Ты знаешь множество пороков моих и раны мои и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая».

 На нашем семинаре мы вспоминали о Жане Ванье, который много писал на эту тему, который говорил о том, как необходимо быть бережным по отношению к любому человеку, потому что каждый несет свои раны. И вот он вспоминает, что, когда он начал жить с двумя людьми с особенностями, то при всем его прекрасном настрое, как он будет им помогать, он очень быстро обнаружил в своем сердце нетерпение и даже какое-то насилие. Он пишет «я увидел, что за этим стоит мое собственное страдание, моя сломленность. Я учусь принимать ее и тем самым учусь «разоружать» насилие, которое есть внутри меня. Я становлюсь более человечным». Когда он об этом задумался, он понял, что его собственные раны не исцелены. И вот он говорит, что есть один-единственный способ: это осознать, принести Богу и просить исцеления.

У Анонимных Алкоголиков, и в других Анонимных сообществах, есть такой девиз: «Я не виноват в своей болезни, но я отвечаю за свое выздоровление». Это звучит, может быть, немножко странно, потому что мы знаем, что исцелить нас может только Господь, но апостол Павел говорит: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». «Со страхом и трепетом» – это та часть, которая относится к Богу, надежда на Него, на то, что только Он нас может исцелить. Но без нашего собственного попечения об этом, без наших усилий, без принятия всех тех образов спасения и хождения перед Богом, которые предлагает нам Писание и Предание, без постоянных попыток актуализировать эти образы в своей жизни, конечно, Богу спасти нас вопреки нам самим не удастся. Вы все помните прекрасно эту притчу про вопрос к Богу: может ли Бог сотворить такой камень, который Сам не сможет поднять? Ответ – да, это человек. Так что от нас с вами тоже очень многое зависит.

  Вчера звучала прекрасная молитва епископа Серафима Германского, и я хочу немного процитировать из его прекрасной статьи: «Дух Святой побуждает нас уверовать в то, что милосердный Господь незаметно исполняет наши мольбы. День за днем упорствует грех, и мы в ответ на это можем лишь верить в любовь непреходящую Воскресшего, в Его мудрость. Мы видим не всё. Мы не всё знаем. Но мы верим, что Бог даст нам просимое так, как только Он один может дать, несмотря на наши грехи. Если у нас есть вера, то Святой Дух милостиво дает нам эту уверенность: Бог меня слышит или услышит меня, возможно, не так, как я ожидаю; я, быть может, не замечаю, что Он меня слышит. Мне нужно просить, чтоб Он дал мне глаза, чтобы я видел, как Он милует меня и как отвечает мне, когда мне кажется, что Он молчит».

  Вы помните сообщение Марины Филоник, где она говорила о необходимости искренности в наших отношениях с Богом, искренности, честности. И мне вспомнился замечательный пример, который приводит владыка Антоний Сурожский – про то, что человек встает на вечернюю молитву и думает: «ну вот, молиться надо, а не хочу я молиться, у меня детектив интересный». И это, в общем-то, такая понятная, объяснимая вещь. Конечно, нас это очень огорчает. И у нас есть единственный выход: «Господи, Ты меня прости, Ты видишь, что я сейчас не думаю о Тебе, не думаю о тех словах, которые в молитве. Я хочу скорее кончить и взяться за свой детектив». И тогда Бог к нашим немощам будет снисходителен, тогда Он услышит нас, услышит нашу честность, и в следующий раз, наверное, наша молитва пойдет по-другому.

Вчера мне очень понравилась цитата из сообщения Саши Черного: «В смиренномудрии ходить перед Богом». И мы говорили о том, что ходить перед Богом – это очень высокие слова, это очень высокая ответственность. Мы живем, как можем, стараемся, как можем, а ходить перед Богом и быть непорочным – это некая задача наша на будущее. И поэтому мы, наверное, скорее обрели вопросы, которые нам предстоит разрешать всю жизнь, но если бы этих вопросов у нас не появилось, может быть, нам трудно было бы двигаться дальше; может быть, нам было бы трудно увидеть, что мы стоим на месте.

  И вчера после Марининого сообщения, когда у нас было молчание, я шла ужасно удрученная, потому что Марина затронула тему о том, что, если мы чего-то очень сильно хотим и это осознаем, то Господь нам обязательно даст. И нам очень важно понять, чего же мы действительно хотим. И вот я иду, дождик, уныло, и я понимаю, что я хочу лечь на диван и читать любовный роман. Это моё самое сильное желание. И мне так стало горько, и так мне стало плохо! Я говорю: «Господи, ну Ты же знаешь, что где-то в какой-то глубине я хочу совсем другого, но вот сейчас все мои чувства сосредоточены на этом». И вдруг у меня пошла вот эта замечательная молитва отца Александра Меня: «Люблю Тебя, Господи, люблю более всего на свете, ибо Ты истинная радость души моей. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя».

На самом деле, когда я впервые прочитала эту молитву, я ее отложила, потому что это невозможно! Я не могу эти слова произнести от своего сердца, я не могу сказать, что я люблю Господа более всего на свете и ближнего, как самого себя. А потом я стала ее читать, но с такой интенцией: «Господи, я очень этого хочу, я очень этого хочу! Это не про меня, но я хочу, чтобы это было про меня». И вот она сама ко мне пришла в этом моем унынии. И кончился дождь, и появились золотые просветы на небе, и такая пришла радость! И сразу я вспомнила любимые мои слова, которые дают нам еще один образ хождения перед Богом: «Всегда радуйтесь, за всё благодарите, непрестанно молитесь!». И вдруг я поняла (это тоже для меня очень трудные слова), вот в этот момент я поняла, что я могу, что сейчас это про меня.

  И еще я хочу поделиться впечатлением о нашей вчерашней вечерней молитве. Спасибо большое за ее подготовку и организацию, так здорово, что мы вспомнили наших прихожан – не только тех, про кого были заготовлены картинки. Так стихийно пошло, что мы вспоминали всех наших любимых братьев и сестер, которые уже там где-то за нас молятся. И это такое чудо нашего поклонения Кресту, когда вот здесь, на полу, был крест, а на экране была фреска Воскресения Христова, на мой взгляд, прекрасная, моя самая любимая. И вот этот Крест и Воскресение – вся основа нашего спасения – и Сашина прекрасная музыка... И я поняла Петра, который сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть». Такое было присутствие Божие среди нас, так было здорово, так было прекрасно!

Я просто очень благодарна всем и в заключение хочу прочитать еще один образ хождения перед Богом, который мы все помним, знаем и любим, который прекрасен – из послания к Ефесянам: «Наконец, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его. Возьмите всеоружие Божие, чтобы могли вы оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак, стойте, опоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности. И обув ноги в готовность благовествовать мир. При всём том взяв щит веры, которым вы сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч Духа, что есть Слово Божие. Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время в Духе, и для этого бодрствуйте со всяким постоянством в молении о всех святых. Аминь».


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Воскресная школа

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт