Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Татьяна Рябинина. И сотворил Бог человека по образу Своему


Татьяна Рябинина
И сотворил Бог человека по образу Своему 

1) Человек в глазах Бога

Всемогущий Бог доверил нам быть сотворёнными по Его образу. В нем залог достоинства и величия человека. Но Свой образ Бог людям не открывал: «Говорил Господь к вам на горе из среды огня, глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас». Те, кто хранил память об этом голосе, научили нас слушать Бога, обращаться к Невидимому, говорить Ему Ты. Потом пришел опыт поколений, живущих памятью тех, кто принял и донес до нас благую весть Господа Иисуса Христа. Каждый вбирал это по-разному и в разной мере. Во мне это варилось очень медленно, хотя я читала Библию и Евангелие, разный сам- и тамиздат. Но с лекциями отца Александра Меня всё стало иным. Мы научились видеть людей, в которых таинственно действует Бог, и узнавать Его действие через них в мире. Так до людей доходит Его голос.

Бог подарил людям мир: «Владейте». Будто для Адама готовил то, что сказал потом Моисею: Я буду при устах твоих…, а ты будешь <миру> вместо Бога. Ты не Бог, но стань миру царем и священником. Как Царь храни мир и продолжай его созидание. Как Священник приведи мир к Богу голосом Божьей любви. Наша задача – стать голосом Его любви, то есть стать для мира подобием Бога. Оно не дано нам, его надо обрети. Оно не униформа, и каждому предстоит найти свое, борясь с сопротивлением своего Я. Но всегда это – стать любовью. Помните, у Сэлинджера мальчишка мечтает быть «ловцом во ржи». Будто дети играют во ржи, а поле это на краю пропасти, и он, не видный им, следит, чтобы детишки не упали в пропасть. Он понял главное.

Во втором рассказе о Творении я вижу историю любви Бога. Он похож тут на человеческого родителя: приданое готово, но не тронуто: ждут. Человек (только он!) получил жизнь от Самого Бога, и Господь Сам вводит его в мир! «Видишь, какой большой мир. Здесь 4 реки. Там золото. Хорошее, но это потом. Это наш сад, Эдем. Возделывай его и храни. Это ешь, а это для тебя смертельно … Не ешь! Запомнил? Этих животных Я сделал для тебя. Как ты их назовешь, так они будут себя вести. Да, еще одно: плохо тебе быть одному. Тебе нужен кто-то соответствующий тебе. Вот тебе жена. Она часть тебя, поэтому вы одна плоть. Вы оба люди, поэтому равны. Держитесь вместе». А беседы в прохладе дня в райском саду! А древо жизни! Это смысловой перевод, он в нас живет – смотрите: Не Ты ли, …как глину, обделал меня, … , кожею и плотью одел меня… жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? Иов (10:9-12). А псалмы! А у Исайи Бог Сам говорит: если бы даже мать забыла сына чрева своего, то Я не забуду тебя… Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас (49:15,46.4) Это сказано уже смертным людям, как мы. Он не изменит отношения к нам: Он – любовь. Я для Него больше, чем я есть: Он видит задуманное. За последней чертой Он останется тем же, Он свят. Но смогу ли я выдержать Его свет? Моя свобода – это Его любовь, и в ней моя жизнь. Любовь, свобода, жизнь – тут разные вопросы сплетаются в тугие узлы, которые каждый решает для себя заново.

Первый такой узел: для Бога жизнь – это жизнь вечная. Древо жизни Он посадил для нас. Мы стали человеками дыханием Бога, и таковы, пока мы с Ним. Свобода, часть Его образа,– это дар Его любви. Но она дает мне сказать Ему: я с Тобой, Господи, или сказать себе – я выросла, а Он из детства. Сегодня мир настроен на это. И прощай, вечная Жизнь? Говорят, у нас свобода выбора, но это не то, что дано Богом: это зависимость от того, что ниже Бога: от цены вопроса. Не от любви. А данный Им выбор сводится лишь к тому, люблю я Его или ушла на сторону далече.

 

2) В поисках Его образа и подобия сегодня

И я уже в истории о блудном сыне. Братья (мы с вами) трудятся с отцом (с Богом) и не видят его любви. Старший завидует празднику, когда вернулся брат. Молодой дурачок позавидовал не брату, а самому отцу: «Жизнь проходит. Что мне толку стать богатым, когда буду старым!» Модель поведения сегодня: сами себе боги, мы спешим кроить себе судьбу. Изменив Ему, не верим в Его любовь.

Если бы мы помнили о своем сыновстве, казалось бы, вот и ответ: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8:5). В глазах у нас был бы отец, любящий, ждущий, бегущий навстречу, упавший на шею своему голодному оборванцу!

Но возник второй узел проблем вокруг величия и достоинства, данных каждому. В них всё – сам человек, наука, цивилизация, сохранность земли, судьбы народов. А человек играет мускулами: все могу. Пример из воспоминаний физика, Нобелевского лауреата, Ричарда Фейнмана. Совсем молодым он вошел, рядом с великими, в команду создателей первой атомной бомбы. Для него – это счастье, праздник мысли, веселый и радостный. И вот день испытаний. Успех! Вдруг его товарищ побледнел от ужаса: «Что мы наделали!» Он пишет: «Понимаете, что со мной случилось? Мы начинали с добрыми намерениями, потом усердно работали. Это удовольствие, это очень волнующе». А после Хиросимы Фейнман пережил настоящий кризис: не мог видеть детей, видеть, как строят дома, мосты... Зачем? Все так легко разрушить!

 Бог говорит: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. Жизнь в Нем – Боге. Он благ, в Его мире нет места злу и тьме: Я… предложил тебе жизнь и добро. Все прочее – зло и смерть. Тот же выбор, что в притче. Но мы видим власть над миром, которую дает величие достижений нашего разума. Это пьянит вседозволенностью.

Забыв, каков Бог, мы исказили в себе Его образ. Ученый XXI века видит главную задачу в уменьшении моральной ответственности человека: «Если мы хотим изменить себя, мы должны изменить мир путем политической или технологической революции» (Р.Докинз). Нынешние проблемы морали, неравенства, политики, экологии – все кричит SOS: спасите наши души – именно души. Мы стали опасны для мира. Мы не справляемся с последствиями собственных действий. Кто спасёт нас от нас самих? Оказалось, величие – уравнение со многими неизвестными, а подобие Первообразу – это задача на вырост.

Вот спросите себя: вы верите в свое величие? Как относитесь к человеку, в свое величие уверовавшему? А теперь: есть у вас право забыть о величии, данном вам Богом? Нет. Думаю, достоинство человека в том, чтобы ни в чем не уронить это право. Как?

Третий узел проблем туго сплетен с четвёртым: мир создан для нас, мы поставлены Богом хранить его, но – здесь соблазн стать потребителем, потом грабителем с грабительскими разборками. Почему я так говорила о 2-й главе – там первооснова закона в каждом слове. Вот о том же другими словами. Мир дивный дар. Владеть им и хранить его – одно и то же. Это возможно, лишь держась за Бога. Не следовать Его словам ведет к смерти. Мужчина и женщина – два особых призвания. Семья освящена Им. И главное: плохо человеку быть одному – мы созданы для отношений, для равенства, для единства. Отношения с Богом мы строим через отношения с людьми. «Вера наша обращена к небесам, но ее обязанности на земле» (Дж. Сакс).

Все ж я надеюсь, у человека получится. Ведь образ Божий не заслужен нами, он дан, подарен, значит, кроме прочего, он обладает спасающей силой. Он в нас работает, только медленно. Когда-а было сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», – а Декларацию прав человека люди приняли лишь в 1948 г. Тоже давно, но не научились еще помнить о ней. Бог ждет тысячелетиями. У Него тысяча лет, как один день, когда он прошел. Но мой срок ограничен. Как не думается, не молится, как безрадостно, и сам себе в тягость, если что-то встало между тобой и Богом. А те узлы не разрубишь – развязываешь их в себе по одному, чтобы успеть обрести себя, задуманного Им.

 

3) Путь к обретению себя, задуманного Им

Льюис говорил: Что спасает человека? – Это один шаг. Затем второй шаг. Сын Божий показал нам, каким Бог хочет видеть человека. Что будет, если шаг в шаг идти за Его словом? Он говорит: «Блаженны нищие духом». Прими: я блудный сын, и поймешь – я тот голодный оборванец, и Отец спешит ко мне навстречу. Один пришел таким путем и понял: «Сила наша тогда сила, когда это Ты; только наша – она бессилие», – он назван Блаженным. Августин. Второй шаг. Иисус, даже Он, совершенный Человек, говорил: Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю (Ин.8.28). Это закон: от человека послушание и ответственность, а величие – от Бога. Он ввел в нас вакцину от упоения собой – это память о других. Я дивно устроен (138-й псалом) – в нас есть фундамент любви: в каждом живет Я и МЫ. Я – как некая отдельность, её мы бережем. Но рядом в нашей душе живет МЫ: мы – семья, мы – община, мы – народ, мы – храм Косьмы и Дамиана. Любовь подчиняет моё Я этому МЫ. Разным МЫ. Наше МЫ полно, когда хранимо Святым Духом. Наше общее МЫ – человечество, но до него люди пока не доросли. Я по духу общественный человек. Но заметила, как это мое Я изменялось и как расширялось во мне Мы, когда начала вникать в Писание. Господь воспитывает и достоинство личности, и человеческое единство. А аргумент у Него один: Он требует сходства с Собой – будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят. Жизнь свята, ибо человек создан по образу Божию (Быт.9:6). Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19.18). Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. (Быт.4:10) Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13.34). Если человек – икона Божья, Его Образ и подобие, это должна быть икона Святой Троицы.

Я помню аудиозапись, где о. Александр Мень в студенческой аудитории закончил лекцию, в дверь рвутся пришедшие на какое-то занятие, а его все засыпают вопросами. Он говорит: «Всё.. Последний вопрос». Взлетает рука: «В чем смысл жизни?» Он ответил мгновенно: «В приближении к Первообразу».

 


Приходские встречи

20.10.2019. "Зачем.Мне.Евангелие"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт