Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Татьяна Рябинина 1) Человек в глазах Бога Всемогущий Бог доверил нам быть сотворёнными по Его образу. В нем залог достоинства и величия человека. Но Свой образ Бог людям не открывал: «Говорил Господь к вам на горе из среды огня, глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас». Те, кто хранил память об этом голосе, научили нас слушать Бога, обращаться к Невидимому, говорить Ему Ты. Потом пришел опыт поколений, живущих памятью тех, кто принял и донес до нас благую весть Господа Иисуса Христа. Каждый вбирал это по-разному и в разной мере. Во мне это варилось очень медленно, хотя я читала Библию и Евангелие, разный сам- и тамиздат. Но с лекциями отца Александра Меня всё стало иным. Мы научились видеть людей, в которых таинственно действует Бог, и узнавать Его действие через них в мире. Так до людей доходит Его голос. Бог подарил людям мир: «Владейте». Будто для Адама готовил то, что сказал потом Моисею: Я буду при устах твоих…, а ты будешь <миру> вместо Бога. Ты не Бог, но стань миру царем и священником. Как Царь храни мир и продолжай его созидание. Как Священник приведи мир к Богу голосом Божьей любви. Наша задача – стать голосом Его любви, то есть стать для мира подобием Бога. Оно не дано нам, его надо обрети. Оно не униформа, и каждому предстоит найти свое, борясь с сопротивлением своего Я. Но всегда это – стать любовью. Помните, у Сэлинджера мальчишка мечтает быть «ловцом во ржи». Будто дети играют во ржи, а поле это на краю пропасти, и он, не видный им, следит, чтобы детишки не упали в пропасть. Он понял главное. Во втором рассказе о Творении я вижу историю любви Бога. Он похож тут на человеческого родителя: приданое готово, но не тронуто: ждут. Человек (только он!) получил жизнь от Самого Бога, и Господь Сам вводит его в мир! «Видишь, какой большой мир. Здесь 4 реки. Там золото. Хорошее, но это потом. Это наш сад, Эдем. Возделывай его и храни. Это ешь, а это для тебя смертельно … Не ешь! Запомнил? Этих животных Я сделал для тебя. Как ты их назовешь, так они будут себя вести. Да, еще одно: плохо тебе быть одному. Тебе нужен кто-то соответствующий тебе. Вот тебе жена. Она часть тебя, поэтому вы одна плоть. Вы оба люди, поэтому равны. Держитесь вместе». А беседы в прохладе дня в райском саду! А древо жизни! Это смысловой перевод, он в нас живет – смотрите: Не Ты ли, …как глину, обделал меня, … , кожею и плотью одел меня… жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? Иов (10:9-12). А псалмы! А у Исайи Бог Сам говорит: если бы даже мать забыла сына чрева своего, то Я не забуду тебя… Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас (49:15,46.4) Это сказано уже смертным людям, как мы. Он не изменит отношения к нам: Он – любовь. Я для Него больше, чем я есть: Он видит задуманное. За последней чертой Он останется тем же, Он свят. Но смогу ли я выдержать Его свет? Моя свобода – это Его любовь, и в ней моя жизнь. Любовь, свобода, жизнь – тут разные вопросы сплетаются в тугие узлы, которые каждый решает для себя заново. Первый такой узел: для Бога жизнь – это жизнь вечная. Древо жизни Он посадил для нас. Мы стали человеками дыханием Бога, и таковы, пока мы с Ним. Свобода, часть Его образа,– это дар Его любви. Но она дает мне сказать Ему: я с Тобой, Господи, или сказать себе – я выросла, а Он из детства. Сегодня мир настроен на это. И прощай, вечная Жизнь? Говорят, у нас свобода выбора, но это не то, что дано Богом: это зависимость от того, что ниже Бога: от цены вопроса. Не от любви. А данный Им выбор сводится лишь к тому, люблю я Его или ушла на сторону далече.
2) В поисках Его образа и подобия сегодня И я уже в истории о блудном сыне. Братья (мы с вами) трудятся с отцом (с Богом) и не видят его любви. Старший завидует празднику, когда вернулся брат. Молодой дурачок позавидовал не брату, а самому отцу: «Жизнь проходит. Что мне толку стать богатым, когда буду старым!» Модель поведения сегодня: сами себе боги, мы спешим кроить себе судьбу. Изменив Ему, не верим в Его любовь. Если бы мы помнили о своем сыновстве, казалось бы, вот и ответ: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс.8:5). В глазах у нас был бы отец, любящий, ждущий, бегущий навстречу, упавший на шею своему голодному оборванцу! Но возник второй узел проблем вокруг величия и достоинства, данных каждому. В них всё – сам человек, наука, цивилизация, сохранность земли, судьбы народов. А человек играет мускулами: все могу. Пример из воспоминаний физика, Нобелевского лауреата, Ричарда Фейнмана. Совсем молодым он вошел, рядом с великими, в команду создателей первой атомной бомбы. Для него – это счастье, праздник мысли, веселый и радостный. И вот день испытаний. Успех! Вдруг его товарищ побледнел от ужаса: «Что мы наделали!» Он пишет: «Понимаете, что со мной случилось? Мы начинали с добрыми намерениями, потом усердно работали. Это удовольствие, это очень волнующе». А после Хиросимы Фейнман пережил настоящий кризис: не мог видеть детей, видеть, как строят дома, мосты... Зачем? Все так легко разрушить! Бог говорит: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. Жизнь в Нем – Боге. Он благ, в Его мире нет места злу и тьме: Я… предложил тебе жизнь и добро. Все прочее – зло и смерть. Тот же выбор, что в притче. Но мы видим власть над миром, которую дает величие достижений нашего разума. Это пьянит вседозволенностью. Забыв, каков Бог, мы исказили в себе Его образ. Ученый XXI века видит главную задачу в уменьшении моральной ответственности человека: «Если мы хотим изменить себя, мы должны изменить мир путем политической или технологической революции» (Р.Докинз). Нынешние проблемы морали, неравенства, политики, экологии – все кричит SOS: спасите наши души – именно души. Мы стали опасны для мира. Мы не справляемся с последствиями собственных действий. Кто спасёт нас от нас самих? Оказалось, величие – уравнение со многими неизвестными, а подобие Первообразу – это задача на вырост. Вот спросите себя: вы верите в свое величие? Как относитесь к человеку, в свое величие уверовавшему? А теперь: есть у вас право забыть о величии, данном вам Богом? Нет. Думаю, достоинство человека в том, чтобы ни в чем не уронить это право. Как? Третий узел проблем туго сплетен с четвёртым: мир создан для нас, мы поставлены Богом хранить его, но – здесь соблазн стать потребителем, потом грабителем с грабительскими разборками. Почему я так говорила о 2-й главе – там первооснова закона в каждом слове. Вот о том же другими словами. Мир дивный дар. Владеть им и хранить его – одно и то же. Это возможно, лишь держась за Бога. Не следовать Его словам ведет к смерти. Мужчина и женщина – два особых призвания. Семья освящена Им. И главное: плохо человеку быть одному – мы созданы для отношений, для равенства, для единства. Отношения с Богом мы строим через отношения с людьми. «Вера наша обращена к небесам, но ее обязанности на земле» (Дж. Сакс). Все ж я надеюсь, у человека получится. Ведь образ Божий не заслужен нами, он дан, подарен, значит, кроме прочего, он обладает спасающей силой. Он в нас работает, только медленно. Когда-а было сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», – а Декларацию прав человека люди приняли лишь в 1948 г. Тоже давно, но не научились еще помнить о ней. Бог ждет тысячелетиями. У Него тысяча лет, как один день, когда он прошел. Но мой срок ограничен. Как не думается, не молится, как безрадостно, и сам себе в тягость, если что-то встало между тобой и Богом. А те узлы не разрубишь – развязываешь их в себе по одному, чтобы успеть обрести себя, задуманного Им.
3) Путь к обретению себя, задуманного Им Льюис говорил: Что спасает человека? – Это один шаг. Затем второй шаг. Сын Божий показал нам, каким Бог хочет видеть человека. Что будет, если шаг в шаг идти за Его словом? Он говорит: «Блаженны нищие духом». Прими: я блудный сын, и поймешь – я тот голодный оборванец, и Отец спешит ко мне навстречу. Один пришел таким путем и понял: «Сила наша тогда сила, когда это Ты; только наша – она бессилие», – он назван Блаженным. Августин. Второй шаг. Иисус, даже Он, совершенный Человек, говорил: Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю (Ин.8.28). Это закон: от человека послушание и ответственность, а величие – от Бога. Он ввел в нас вакцину от упоения собой – это память о других. Я дивно устроен (138-й псалом) – в нас есть фундамент любви: в каждом живет Я и МЫ. Я – как некая отдельность, её мы бережем. Но рядом в нашей душе живет МЫ: мы – семья, мы – община, мы – народ, мы – храм Косьмы и Дамиана. Любовь подчиняет моё Я этому МЫ. Разным МЫ. Наше МЫ полно, когда хранимо Святым Духом. Наше общее МЫ – человечество, но до него люди пока не доросли. Я по духу общественный человек. Но заметила, как это мое Я изменялось и как расширялось во мне Мы, когда начала вникать в Писание. Господь воспитывает и достоинство личности, и человеческое единство. А аргумент у Него один: Он требует сходства с Собой – будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят. Жизнь свята, ибо человек создан по образу Божию (Быт.9:6). Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19.18). Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. (Быт.4:10) Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13.34). Если человек – икона Божья, Его Образ и подобие, это должна быть икона Святой Троицы. Я помню аудиозапись, где о. Александр Мень в студенческой аудитории закончил лекцию, в дверь рвутся пришедшие на какое-то занятие, а его все засыпают вопросами. Он говорит: «Всё.. Последний вопрос». Взлетает рука: «В чем смысл жизни?» Он ответил мгновенно: «В приближении к Первообразу».
|
20.10.2019. "Зачем.Мне.Евангелие" |