Летопись Расписание Грядущее
Крещение Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Чтобы хорошо тебе было – Владимир Хейфец


Владимир Хейфец

 

Чтобы хорошо тебе было…

 

Господь дал нам два великих дара. Один дар – свобода, а другой – Его Откровение. И центральное место Его Откровения – это Его Заповеди. Эти Его слова, которые мы привыкли называть Заповедями, которые мы привыкли называть Заветом – Ветхим и Новым, – это не устав караульной службы. Это подаренный нам ключ от двери в Царство. В Царство, приготовленное для нас. Давайте еще раз всмотримся в эти слова.

«Вот эти слова» – так начинается Книга Второзакония.

Первая и главная заповедь Декалога определяет первый и главный пункт – основание человеческой жизни. Эта заповедь определяет отношения между человеком и Богом. Она начинается с того, что Бог представляется человеку. Бог подтверждает, что Он именно Тот, кто спас Свой народ, кто вывел его из дома рабства на свободу. И Он предлагает человеку Свои условия того, как человек должен распорядиться своей свободой. И первое и главное условие – Бог должен стать для человека единственным центром жизни. Заповедь звучит очень лаконично, но Господь на горе Синай подробно, в течение сорока дней, разъясняет Моисею, что стоит за этими словами, которые Он высек на скрижалях Завета. И Моисей в Книге Второзакония воспроизводит это объяснение:

«и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

Твои мысли, твоя преданность не должны переключаться ни на какой другой объект. Почему так? Шесть раз в Синайском откровении Господь повторяет, объясняя, зачем все это надо человеку: чтобы хорошо тебе было.

Бог обращается к Своему народу и говорит ему: вернись ко Мне, ты Мой Адам. Ты будешь жить в земле, текущей молоком и медом (это же Эдем!), с виноградниками и маслинами, которых ты не садил (опять же Эдем!), с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал. И вспомним – это перекликается с Иисусовой притчей о винограднике с готовыми точилом, оградой, башней ...

Итак, главная заповедь Господня – это Его прошение о любви. Господь просит человека о любви. И Он открыто говорит:

ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель.

Господь не хочет, чтобы что-то стояло или кто-то стоял между Ним и человеком, заслоняя Бога, отвлекая от Него. И этому вторят жесткие слова Иисуса:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня.

Бог хочет всего человека. Он хочет, чтобы человек был полон Богом без остатка. И поскольку Бог есть любовь, то человек должен быть без остатка переполнен любовью. И тогда – любовь должна быть основой отношений человека к внешнему миру. И тогда сама собой выполняется вторая главнейшая заповедь, непосредственно вытекающая из первой:

и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

И тогда получается, что кроме любви вообще ничего не должно остаться в человеке. И тогда человек станет частью Царства Небесного, станет носителем Царства любви.

Так что самые удивительные слова о любви были сказаны на горе Синай больше 3000 лет назад. Первая заповедь Декалога – это крик, зов Божьего сердца к сердцу человека.

 

А теперь давайте всмотримся в последнюю, десятую заповедь Декалога: не возжелай.

Не возжелай жены ближнего твоего и дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Понятно, что заповеди 6,7,8,9 проистекают от невыполнения именно последней заповеди, то есть из-за человеческой зависти и человеческой корысти. Десятая заповедь – это уже самый высший пилотаж, потому что она требует от человека управлять своими желаниями, своими мыслями. И это кажется совершенно невозможным для человека. Но давайте поищем связь между первой и десятой заповедями.

Первая и главная заповедь говорит: человек должен быть очарован Богом. Все остальное – это только фон, на котором человек видит и встречает Бога. И если человек действительно очарован Богом, то у него и не должно быть желания выходить из этого состояния. У него не должно быть желаний, которые оскорбляют Бога. У него не должно быть желаний, которые противоречат главному его желанию – быть с Богом.

И вот теперь самое важное, на мой взгляд. Я уверен, что заповеди, данные Богом на Синае, это не первый шаг, рассчитанный на начинающих. Это программа-максимум, это то, чего Господь ждет от человека в наивысшей точке его духовного развития. Это то, что исполнил Иисус – не нарушить Я пришел, но исполнить.

 

И посмотрим теперь на Заповеди Блаженства. Мне кажется, что эти заповеди – это как будто фотографии. Фотографии людей, которые смогли по-настоящему, до конца выполнить заповеди Декалога. Фотографии людей, живущих здесь, в этом мире, потому что там, в Царстве Божьем нет плачущих (идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание). Давайте же всмотримся в таких людей – очарованных Богом и не желающих от Него отрываться. Это люди, которым в этом мире ничего не нужно (блаженны нищие духом), которые уже приобщились к источнику великой чистоты (блаженны чистые сердцем), которые сами источают мир, получаемый от Бога (блаженны миротворцы), которые хотят только одного – не отрываться от Господа (блаженны алчущие и жаждущие правды).

И для меня в этом открывается исключительно важная вещь – единство Ветхого и Нового заветов: призыв Бога, великое исполнение этого призыва и спасение как результат. Единство, соединенность, сцепление этих двух Откровений.

И еще. Очарованность Богом, зачарованность Богом для кого-то может прозвучать как наркотик, как «подсесть на Бога». Только тут громадная разница. Да, наркоману действительно открывается другой мир, и этот мир действительно необыкновенно притягателен, и от него действительно не хочется отрываться, и в него хочется постоянно возвращаться. Но очарованность Богом – это другое. Это не выключение из жизни, а вхождение в жизнь. В ту самую великую жизнь, которая есть свет человеков. Свет, который видели три апостола на Фаворе и воскликнули: хорошо нам здесь быть! И когда человек войдет в эту жизнь, он, наверное, увидит все вокруг другим, … сияющим, как при сотворении, … и поймет слова: око твое будет чисто. И наверное, при этом человек будет видеть людей как детей (как о. А. Мень в рассказе Павла Вольфовича).

 

Вернемся еще раз к началу, к первой заповеди, к словам:

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…

Меня очень долго поражало: почему тут повелительное наклонение? Как можно полюбить по приказу? И вот к чему я пришел. Возлюби – это не приказ, это зов, это призыв, это как входите тесными вратами, это указатель, указатель на верную дорогу. Указатель на то, что если ты входишь этим путем, если ты вручаешь Ему свое сердце, ты попадаешь в мир Его любви и становишься его частью. И ты начинаешь светиться, как светилось лицо Моисея.

И еще, может быть, вот что: пока ты не возлюбил Его, ты не живешь. И этот призыв Господа означает: «Очнись! Оживи!». В Книге Второзакония Господь говорит: «жизнь и смерть предложил Я тебе… выбери жизнь, чтобы хорошо тебе было!». И вспомним слова, которые Господь сказал Аврааму: «Лех леха!» – «иди к себе», иди к себе настоящему, который пребывает в любви к Нему. Люди, которые пришли к такому СЕБЕ, пришли в радость и сами излучали радость. Александр Мень, Жан Ванье… Самое главное (и это действительно потрясающее открытие!) – прийти к этому СЕБЕ возможно! Наверное, для этого нам и дана жизнь. И в течение жизни бывают моменты или даже куски времени, когда попадаешь в пространство любви – то есть жизни в полноте.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим – да какое же сердце сможет вместить эту безмерность! Разве что Он Сам расширит наше сердце, и вот тогда нам действительно кроме такого счастья ну ничего не будет надо. Как Ахматова писала немножко по другому поводу:

И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной…

«Онегина» воздушная громада

Как облако, стояла надо мной.

И будет тогда с нами как с теми, про которых говорится в псалме 83-м: «проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением».

И еще. Я давным-давно пытаюсь до конца понять для себя: почему Иисус пришел на землю в человеческом облике?

Да, конечно, это:

·                   и – солидарность с родом человеческим,

·                   и – принять на Себя ответственность за трагическую судьбу человека,

·                   и – показать: делай как Я!

·                   и – показать: вот каков должен быть путь человека,

·                   и – показать: это в человеческих силах…

И вот, в последнее время, мне все больше и больше ложится на сердце еще и такое объяснение: Иисус пришел на землю в человеческом облике, чтобы нам легче было любить Его.

 

И еще одна вещь, непосредственно относящаяся к теме нашей сегодняшней встречи, и которая меня самого поразила. Давайте вспомним, как выглядел ковчег Завета, в котором хранились скрижали со словами Бога. На крышке этого ковчега располагались фигуры двух херувимов. Кажется, что помещать туда эти фигуры представляло собой великий риск. Ведь Господь запретил создавать что-либо, что может оказаться идолом. Ведь сама скиния была построена в ответ на эпизод с Золотым Тельцом. Так почему же тогда Господь Сам приказал поставить на крышке ковчега фигуры херувимов? Вспомним – Книга Исход, глава 25. Бог говорит Моисею: «И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, а лицами своими будут друг к другу… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов». И сейчас я процитирую слова раввина Джонатана Сакса:

«Талмуд говорит об этих херувимах, что они были похожи на влюбленных. И вот именно между ними Бог говорил с Моисеем. Смысл этой символики настолько существенен, что был установлен самим Богом. Он настолько важен, что перевешивал риск недоразумения. Слово Бога звучит там, где два человека поворачивают свои лица друг к другу в любви и заботе».

И когда я это прочел, это меня потрясло – ведь это то же самое, что сказал Иисус: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Просто слово в слово. И мне сразу представилась картина, как будто это Ветхий и Новый Заветы обращены друг к другу влюбленными лицами.

И еще раз: Слово Бога звучит там, где два человека поворачивают свои лица друг к другу в любви и заботе. Божий мир приходит, когда люди соединяются в любви и заботе. Царство Божие прорастает в нас, когда мы соединяемся в любви и заботе. Нити, которые нас соединяют, которые мы выращиваем, это ткань Царства. Давайте это не забывать.

Нам дана великая возможность выращивать Царство нашим соединением, нашим единством, нашей взаимной нежностью.

Аминь.


Приходские встречи

13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..."

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Грядущее

Крещение

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт